Технология стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое описание, выявление содержания процесса стимулирования математической деятельности школьников в процессе поиска решения задач.
Задачами являются:
анализ литературы по проблеме исследования.
подбор комплекса стимулирующих приемов направленных на достижение умения решать задачи.
экспериментальная проверка эффективности подобранного комплекса стимулирующих приемов на умение решать задачи.

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие вопросы конструирования стимулирования и мотивации процесса обучения в дидактике..............................................5
1.1 Вопросы мотивации…………………………….……………………... 6
1.2 Вопросы стимулирования……………………………………………..9

Глава 2. Стимулирование поисковой деятельности учащихся по решению математических задач………………………………………....13

Глава 3. Специфические приемы стимулирования поиска решения математических задач……………………………………………………...16
3.1. Конструирование приемов проявления дидактических функций задач..................................................................................................................17
3.2. Конструирование приемов проявления развивающих функций задач…………………………………………………………………………..18
3.3. Конструирование приемов проявления прикладных функций задач…………………………………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………..21

Список использованной литературы…………………………………….22

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 115.38 Кб (Скачать)

Обучение школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

  • чувство долга,
  • желание получить похвалу учителя,
  • боязнь наказания,
  • привычка выполнять требования взрослых,
  • познавательный интерес,
  • честолюбие,
  • стремление утвердиться в классе,
  • желание порадовать родителей,
  • желание получать «пятерки»,
  • желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди  этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь, прежде всего на него.

Составить первичное представление  о преобладании и действии тех  или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению.

Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия:

  • обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
  • утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;
  • удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
  • организовать интересное общение детей между собой;
  • обогащать мышление чувствами;
  • развивать любознательность;
  • формировать активную самооценку своих возможностей;
  • утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
  • использовать эффективную поддержку детских инициатив;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Хорошие учителя — это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:

1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

3) поддерживать положительную обратную связь;

4) заботиться о разнообразии  методов обучения;

5) приучать учеников к напряженному  познавательному труду, развивать  их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

6) поощрять выполнение заданий  повышенной трудности;

7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки  самостоятельных работ;

8) формировать чувство долга,  ответственности;

9) учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе.

Многочисленные исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность  учеников. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделана физ-культ пауза (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала.

Дети отличаются любопытством. Они  проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается насыщение любопытства. Ученики отвлекаются от того, что происходит на уроках, начинают вертеться, ерзать, заниматься посторонними делами — наступает так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам следует помнить об «эффекте любопытства», учиться управлять им.     

Подобное происходит и в том  случае, когда ученикам не за что  «зацепиться» в своем прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.С.Выгодский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило» .

Используйте эффект загадки. Ученики  охотно занимаются различными необычными задачами. Они с удовольствием разгадывают викторины, загадки, кроссворды и т. п. К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся вплести их в канву урока, считайте, что вам уже удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают  только тогда, когда ученики чувствуют  себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех  требований и ожиданий, которые к  ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых  действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в собственных силах.

Таким образом, процесс обучения в  начальной школе невозможно без  формирования полноценной мотивации учения школьников. Процесс мотивации школьников очень сложный и многослойный процесс. Здесь важную роль играет личность самого учителя. Хороший учитель опирается на уже существующие мотивы учения у ребенка, и формирует новые, делает все, чтобы они не исчезли: подкрепляет их, и формирует новые. Приемы, которые используются на уроке, способы, средства и главное стимулы в формировании мотивации младших школьников также зависят от личности педагога.

 

1.2 Вопросы конструирования стимулирования

 

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия  на личность, является педагогика стимулирования.

Стимулировать, в современном понимании, значит подталкивать, побуждать ученика  к чему-либо. Так уж он устроен, что  без постоянных напоминаний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится. В этом случае все решают правильно подобранные и примененные стимулы. Мотивация деятельности и поведения, выбор и применение стимулов в школьном возрасте имеют свои особенности.

Громадное значение имеет для ученика осторожное и мягкое подталкивание — стимулирование. Учитель будет настойчиво изучать желания детей, чтобы находить способы стимулирования, исходящие из детской природы.

Выделим ряд правил стимулирования.

1) Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик? — главный вопрос для учителя. Нужно раз и навсегда понять: важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет ученик.

2) Сравнивайте, приводите примеры. Можно рассказать историю. Например, «один ученик не любил решать задачи по математике, и вообще не любил математику. И все время говорил, что зачем она ему нужна? Прошло много лет, он стал взрослым. Но что мы видим? В магазине он с калькулятором, поступить и учиться дальше, и получить хорошую профессию он не смог, так как везде нужны знания из математики, везде нужно решать задачи. И все над ним смеются. И он с сожалением вспоминает, как не хотел учить математику»

3) Заставляйте у ваших учеников страстно чего-то пожелать. Пусть это будут поначалу даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Сегодня желания детей смутны и неопределенны, порой их нет совсем. Подталкивайте детей к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические (деловые, жизненные) потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

4) Пытайтесь понять. Широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе. Есть множество способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей к яркому образу, красивой форме. Идите от формы к содержанию, от эмоций к логике — тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учеников.

5) Говорите о том, что интересует детей. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть дети выступят вашим «учителем». Учтите и то, что человека больше всего интересует его собственное имя. Мы видим, что и школьники, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще клички), где придется: на партах, деревьях, автобусных остановках. Используем эту страсть в качестве стимула.

6) Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Обстоятельства оказываются сильнее, он не в состоянии выполнить задуманное. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и требует длительных усилий — научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

7) Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

8) Показывайте последствия совершаемых поступков. Исследователь А.Гаврилова предлагала школьникам разного возраста прочесть специально составленный текст, в котором ученик, получивший в подарок собаку, заметил, что она тоскует по своему прежнему хозяину. Дети должны были дописать, отдаст школьник собаку хозяину или, невзирая на ее мучения, оставит себе. Почти все, прошедшие через опыт, ответили отрицательно. Подобным образом они отвечали и в тех случаях, когда требовалось проявить сочувствие не к животному, а к попавшему в беду человеку. О чем это говорит? Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своим питомцам, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

9) Признавайте достоинства. Вызывайте у ребенка энтузиазм и развивайте все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить — это значит говорить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего питомца прилив новых сил. Актерствуйте. Всегда предпочтительнее хвалить, чем хулить. Поэтому не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть.

10) Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощное влияние на слабоуспевающих.

11) Сделайте работу привлекательной. Сделать учебу привлекательной могут даже ошибки учащихся, точнее ваше к ним отношение. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне тоже казалось...», «Раньше я думал, что...». Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.

12) Стимулирование требованием. Говорите иногда «надо». Обязательно придавайте ему личностную направленность: «Тебе надо, Петя! Ты мужчина!». Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано. Это обязательные дополнения к «надо».

13) Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям. Можно посоветовать использовать прием «запрета» на выполнение работы, страстно желая в душе, чтобы она была выполнена быстро и качественно.

14) Дайте ученику шанс. Скажите ребенку, что он глуп, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод — будьте щедры в своем поощрении: создайте впечатление, что в стоящей перед ним задаче нет ничего трудного.

15) Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных все свою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Это стремление следует поощрять и активизировать его, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность улучшения достижений. Включите и его, заставьте школьника воскликнуть: «И я не хуже других!».

16) Показывайте достижения. Стимулом к прилежной учебной работе является объективная информация о достижениях ученика в сравнении с другими учениками класса, школы. Важна не столько похвала учителя, сколько позитивная поддержка от него. Детям необходимо в каждый момент знать, где они находятся, насколько продвинулись. Информация должна доходить до учащихся вовремя

17) Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать (если хотите, дароваться) спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию. Похвала плохо сделанного становится оскорблением и того, кто это сделал, и того, кто хвалит. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Четко скажите, за что «спасибо». Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понравилось сочинение, но вид при этом имеет угрюмый, то учащийся, скорее всего не поверит его словам.

Информация о работе Технология стимулирования