Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.
Введение………………………………………………3
ГЛАВА.1.Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности, как проблема исследования.
Роль музыкального искусства в воспитании личности...………………………………………...5
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности………….9
ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования процесса обучения музыке.
1.Актуальность современных методических принципов…………………………………………..15
2.Специфика театральной деятельности в процессе обучения музыке…………………………………...16
3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке……………………………………….19
Заключение…………………………………………25
Список литературы………..………………………26
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.
В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.
Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.
Театрализованные
Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Согласно исследованиям Мигуновой Е.В., природная предрасположенность школьников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.
Восприятие музыкального
искусства невозможно без субъективного
и творческого принятия музыкального
образа. Известно, что основой музыкального
образа является звучащий образ реального
мира. Поэтому для музыкального развития
ребенка важно наличие богатого
чувственного опыта, в основе которого
лежит система сенсорных
Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.
Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.
Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.
Таким образом, театрализованная
деятельность, в процессе музыкального
воспитания детей исполняет
3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке
Головащенко Олег Анатольевич Учитель музыки
МОУ «СОШ №2» ,428000 г.Чебоксары, ул.Афанасьева, д.11
Педагогическая наука, откликаясь
на перемены в социальной жизни, выдвинула
новую парадигму образования - личностно-ориентированный
подход в воспитании и обучении детей.
В отечественной педагогике продолжают
нарастать тенденции
Своей важнейшей задачей
считаю научить мыслить и работать
творчески. Занятия на эстетическом
отделении музыкальной школы
воспитывают в учащихся интерес
к хоровому пению, к вокальному искусству,
к участию в постановках
Развитие творческого потенциала формирующейся личности осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование, музыкально- ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
В течение четырехлетнего обучения на эстетическом отделении у каждого ученика есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант, развить его в процессе учебной и внеучебной деятельности Целью своей работы считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности каждого школьника. Для этого решаются следующие задачи: развитие познавательной активности и формирование интеллектуального и нравственного потенциала личности ребенка, развитие творческих способностей посредством использования современных образовательных технологий.
Одна из важнейших задач учителя музыки в воспитании школьников – через красоту музыки, поэзии, изобразительного, театрального искусства найти путь к доброму сердцу ребёнка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал.
Реализация задачи – развитие творческого потенциала формируюшейся личности, осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование: музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Детский музыкальный театр существует в нашей школе в форме игры – импровизации, хорового театра, детской музыкальной сказки, детской оперы. Учебная работа в хоровом театре осуществляется в трёх направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.
Музыкальное направление
представляет собой вокально-хоровые
занятия. Эти занятия предполагают
постановку и развитие детского певческого
голоса, формирование вокально-исполнительских
умений, подготовку исполнительского
вокального репертуара, разучивание
и освоение вокальной партии сценического
персонажа или ансамблевых
Театральное направление
представляет собой курс актёрского
мастерства и сценической речи, который
направлен на развитие творческого
воображения и фантазии, умения «перевоплощаться»,
«верить» в предлагаемые обстоятельства
мизансцены, владеть собой, своими чувствами,
распределять внимание. Занятия ставят
своей целью раскрепостить
Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа. На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также подготовку отдельных танцевальных номеров для спектакля.
Коллектив детского музыкального театра – это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
Всё перечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящего музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки.
Отличительной особенностью работы на уроках хорового театра является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребёнка средствами музыкального театра – он становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.
В течении четырёхлетнего обучения на эстетическом отделении каждый ученик соприкасается с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант и развивать его в процессе учебной деятельности, а также на факультативных занятиях.
Проектная деятельность на уроках музыки и хорового театра может быть применена в младших классах основной школы в комплексном образовании в цикле предметов эстетической направленности. Она результативна в музыкальных школах, школах искусств, а также в эстетических отделениях массовых школ. Формы обучения при этом могут быть групповыми, индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий.
Условия, обеспечивающие наибольшую
эффективность использования
- наличие специально оборудованного помещения для организации школьного музыкального театра, на базе которого проводятся учебные занятия, происходит постановка и выпуск детских музыкальных спектаклей, изготовление декораций и костюмов в специальной мастерской;
- приглашение для работы в театре специалистов из области профессионального искусства (дирижер, режиссер, хореограф, педагог-вокалист, концертмейстер, художник);
- наличие материальной базы (музыкальные инструменты, светоаппаратура, звуковое оборудование, компьютер, видео и фото аппаратура).
Бесспорно, что для организации
музыкально-театральной
Информация о работе Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности