Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.

Оглавление

Введение………………………………………………3
ГЛАВА.1.Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности, как проблема исследования.
Роль музыкального искусства в воспитании личности...………………………………………...5
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности………….9
ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования процесса обучения музыке.
1.Актуальность современных методических принципов…………………………………………..15
2.Специфика театральной деятельности в процессе обучения музыке…………………………………...16
3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке……………………………………….19
Заключение…………………………………………25
Список литературы………..………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 53.86 Кб (Скачать)

Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что  с помощью самого искусства вырастить  людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.

Более двух веков бились прогрессивные деятели русской  культуры над решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе.

Борьба за общее музыкальное  воспитание детей в России долгое время оставалось борьбой идей. И  только в Советском государстве, а позже в Российской федерации  возникли принципиально новые возможности  реализации всех прогрессивных устремлений, накопленной в этой области человечеством.

 

2.Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Проблема развития художественного  творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Художественно-творческие способности  являются одним из компонентов общей  структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи  Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой  ребенок может быть одаренным  и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Исходя из анализа работ  отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие  критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

В отечественной педагогике система эстетического воспитания рассматривается, как развитие способности  воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.).

В процессе эстетического  восприятия произведений искусства  у ребенка возникают художественные ассоциации; он начинает осуществлять оценки, сравнения, обобщения, что ведет  к осознанию связи между содержанием  и средствами художественной выразительности произведений. Деятельность школьников в том случае становится художественной, когда она опирается на различные виды искусства, облеченные в своеобразные и доступные для ребенка формы. Это изобразительная, театральная, музыкальная и литературная (художественно-речевая) деятельности.

Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность  раскрыть жизненные явления в  художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах  художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость  формирования эстетического отношения  к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).

Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).

Большинство отечественных  психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.

Творческие способности  у детей проявляются и развиваются  на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес  к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Влияние театрального искусства  на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены  труды основоположников кукольного театра в нашей стране - А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, С.В. Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид  деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя  основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом  самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это  форма изживания впечатлений  жизни лежит глубоко в природе  детей и находит свое выражение  стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме  осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает  и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в  самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка  является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем  всякий другой вид творчества, непосредственно  связана с игрой, этим корнем всякого  детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что  игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).

Возможности обучения театральной  деятельности в развитии различных  сторон личности ребёнка раскрыты в  исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая  направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).

В области музыкального образования  проблема развития ребёнка через  театральную деятельность нашла  отражение в работах Л.Л.Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б.Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной  деятельности детей в музыкальном  развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Анализ литературы позволил предположить, что музыкальному развитию способствует специальная организация  условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи.

II.А. Ветлугина, разработавшая  многие важнейшие проблемы музыкальной  деятельности детей, предложила  объединить в практике музыкального  обучения и воспитания методы  традиционной и инновационной  педагогики. Этого подхода придерживаются  А.Д. Артоболевская, А.II. Зимина, А.И.  Катинене, Л.Н. Комисарова, Л.Е. Кострюкова, М.Л. Паландишвили, О.П. Радынова, Т.И. Смирнова и другие.

В большинстве созданных  технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен  для ребенка, но на практике приоритет  нередко отдается какому-то одному виду музыкальной деятельности.

Следует отметить и то, что  большинство существующих концепций  и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные  отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками  образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.

В преодолении названных  негативных тенденций особую значимость приобретают музыкально-сценические  произведения, написанные для детей. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого  музыкального развития детей сыграли  композиторы – зарубежные (Б. Бриттен, К. Орф, 3. Кодай, П. Хиндемит) и отечественные (Ц. Кюи, А. Гречанинов, М. Красев, М. Коваль, Д. Кабалевский, М. Минков и др.).

В последние десятилетия  появляется множество новых музыкально-сценических  произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для  восприятия современными детьми, могут  поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях  ребенок способен проявить, реализовать  себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения  спектакля - все это компоненты, без  которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования  процесса обучения музыке.

 

1.Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам развития школьников

 

Работа большинства общеобразовательных  школ основана на программе Д.Б.Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

Сегодня появилась необходимость  переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу  Д.Б. Кабалевского, с методической точки  зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип  взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И  ни для кого не секрет, что принципиально  нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Но, особый интерес сегодня  представляют положения ведущих  ученых – педагогов в области  методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, Л.Школяр. Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.

Основой совершенствования  учебного процесса является системный  подход к оценке возможных решений  встающих задач обучения, который  обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При  принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности  решения, вытекающей из анализа полной и достоверной информации о закономерностях функционирования целостной системы.

В педагогической литературе последних лет встречаются разнообразные трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

Информация о работе Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности