Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.
Введение………………………………………………3
ГЛАВА.1.Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности, как проблема исследования.
Роль музыкального искусства в воспитании личности...………………………………………...5
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности………….9
ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования процесса обучения музыке.
1.Актуальность современных методических принципов…………………………………………..15
2.Специфика театральной деятельности в процессе обучения музыке…………………………………...16
3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке……………………………………….19
Заключение…………………………………………25
Список литературы………..………………………26
Главную задачу общего музыкального воспитания В. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающие истинную радость и духовно-нравственное развитие от общения с ней.
Более двух веков бились прогрессивные деятели русской культуры над решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи, брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе.
Борьба за общее музыкальное
воспитание детей в России долгое
время оставалось борьбой идей. И
только в Советском государстве,
а позже в Российской федерации
возникли принципиально новые
2.Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов.
Общество постоянно испытывает
потребность в творческих личностях,
способных активно действовать,
нестандартно мыслить, находить оригинальные
решения любых жизненных
Художественно-творческие способности
являются одним из компонентов общей
структуры личности. Развитие их способствует
развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи
Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов,
Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-
Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
В отечественной педагогике
система эстетического
В процессе эстетического
восприятия произведений искусства
у ребенка возникают
Искусство как своеобразное отображение жизни дает возможность раскрыть жизненные явления в художественной форме. В педагогических исследованиях, направленных на изучение детского творчества в разных видах художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, театральной), неизменно подчеркивается необходимость формирования эстетического отношения к произведениям искусства (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Т.И. Алиева, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушкина).
Проблема взаимодействия искусств рассматривалась в разных аспектах: как влияние взаимосвязи музыки и живописи на творчество детей (С.П. Козырева, Г.П. Новикова, Р.М. Чумичева); развитие музыкального восприятия дошкольников в условиях взаимодействия разных искусств (К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан).
Большинство отечественных психологов подчеркивает образный характер творческих процессов.
Творческие способности
у детей проявляются и
Влияние театрального искусства
на формирование духовной культуры личности
освещено в работах Е.Б. Вахтангова,
И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой,
А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко,
К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова;
проблемам нравственного
Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В драматической форме
осуществляется целостный круг воображения,
в котором образ, созданный из
элементов действительности, воплощает
и реализует снова в
Другой причиной близости
драматической формы для
В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что игра-драматизация является одной из форм сюжетно-ролевой игры и представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. При этом подчеркивается роль игры-драматизации в переходе к театральной деятельности (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).
Возможности обучения театральной деятельности в развитии различных сторон личности ребёнка раскрыты в исследованиях Л.А. Тарасовой (социальные отношения), И.Г. Андреевой (творческая активность), Д.А. Стрелкова, М.А. Бабаканова, Е.А. Медведевой, В.И. Козловского (творческие интересы), Т.Н. Поляковой (гуманитарная культура), Г.Ф. Похмелкиной (гуманистическая направленность), Е.М. Котиковой (нравственно-эстетическое воспитание).
В области музыкального образования
проблема развития ребёнка через
театральную деятельность нашла
отражение в работах Л.Л.
Однако возможности
Анализ литературы позволил
предположить, что музыкальному развитию
способствует специальная организация
условий целенаправленного
II.А. Ветлугина,
В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах, декоративно-прикладное и изобразительное творчество) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдается какому-то одному виду музыкальной деятельности.
Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.
В преодолении названных
негативных тенденций особую значимость
приобретают музыкально-
В последние десятилетия
появляется множество новых музыкально-
ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования процесса обучения музыке.
1.Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам развития школьников
Работа большинства
Сегодня появилась необходимость
переплавить некоторые
Но, особый интерес сегодня представляют положения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, Л.Школяр. Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, можно воспитать в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.
Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, вытекающей из анализа полной и достоверной информации о закономерностях функционирования целостной системы.
В педагогической литературе
последних лет встречаются
Информация о работе Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности