Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.

Оглавление

Введение………………………………………………3
ГЛАВА.1.Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности, как проблема исследования.
Роль музыкального искусства в воспитании личности...………………………………………...5
Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности………….9
ГЛАВА.2.Опыт применения театральной деятельности для совершенствования процесса обучения музыке.
1.Актуальность современных методических принципов…………………………………………..15
2.Специфика театральной деятельности в процессе обучения музыке…………………………………...16
3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке……………………………………….19
Заключение…………………………………………25
Список литературы………..………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 53.86 Кб (Скачать)

Оглавление

    Введение………………………………………………3

ГЛАВА.1.Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности, как проблема исследования.

          1. Роль музыкального искусства в воспитании личности...………………………………………...5
          2. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности………….9

ГЛАВА.2.Опыт применения театральной  деятельности для совершенствования  процесса обучения музыке.

1.Актуальность современных методических принципов…………………………………………..15

2.Специфика театральной деятельности в процессе обучения музыке…………………………………...16

3.Опыт применения театральной деятельности на уроке музыке……………………………………….19

Заключение…………………………………………25

      Список  литературы………..………………………26

                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность исследования. На современном  этапе развития общества все более  осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти  это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение  в среде молодежи и подростков таких  общественных пороков как наркомания, преступность и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является  приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.

Несомненно, вопросы воспитания и  формирования личности ребенка должны быть в центре внимания всех социальных институтов, средств массовой информации и др. Но прежде всего конкретные шаги в направлении решения данной проблемы должны осуществляться в системе  образования. В Законе Российской Федерации  «Об образовании» (2002 г.) среди основных принципов государственной политики  обозначены: приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности. Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования.

Одним из вариантов выполнения данного  требования можно считать  привлечение школьников к музыкально-театральной деятельности, организуемой в школе, поскольку взаимопроникновение музыкального и театрального искусства в художественно-творческой деятельности значительно расширяет возможности воспитания и развития личности ребенка. Включение детей в активную музыкально-театральную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

Использование  музыкального театра в эстетическом воспитании школьников признано в современной педагогике перспективным направлением. Проблемы социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра исследованы в работах И.Б. Нестеровой, вопросы воспитания  и развития школьников средствами театрального искусства рассмотрены в трудах В.И. Козловского, О.А. Лапиной, В.П. Остривного и других. К проблеме развития музыкально-эстетической культуры средствами детского музыкального театра обращались Л.Л. Пилипенко, С.Н. Чечерина и другие. Особенности использования театрализации в учебном процессе освещены в трудах А.П. Ершова, Е.К. Чухман и др.

Следует отметить также значительный интерес ученых к проблеме использования  элементов театрального искусства  и в профессиональном становлении  учителя. О сходстве профессий учителя  и актера писал еще А.С. Макаренко. Вопросам исследования сущности педагогического  артистизма посвящены работы И.В. Адоевцевой, О.С. Булатовой. Роль и значение театрального мастерства в деятельности учителя  всесторонне рассмотрены в работах  Ю.П. Азарова, П.М. Ершова, В.А. Кан-Калика, Ю.Л. Львовой, Е.А. Ямбург и других. Проблемам использования элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя посвящены труды М.А. Ларионовой, В.В. Самарич, Н.А. Рачковской, С.В. Шашкиной и других.

В последнее время все чаще наблюдается  тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач в школе. Эффективность  использования детского музыкального театра в эстетическом воспитании школьников подтверждена передовым опытом работы Ю.Д. Белодубровской, Л.М. Борухзон, А.М. Моисеевой, Н.И. Сац, Г.М. Фурсовой, В.Н. Чепурова и других.

Музыкально-театральные интегрированные  занятия в общеобразовательной  школе будут способствовать становлению  опыта творческой деятельности школьников, если будет реализован комплекс педагогических условий: а) активизация участия младших школьников в творческой деятельности на занятиях музыки; б) создание на занятиях музыки личностной ситуации творческого развития ученика, предполагающей реализацию технологической триады «творческое задание — игра — диалог»; в) внедрение в практику общеобразовательной школы программы интегрированных музыкально-театральных занятий «Музыкальные занятия. Синтез искусств».

Всё выше изложенное и определило актуальность данного исследования: «Театральная деятельность как способ совершенствования процесса обучения музыке».

Объект исследования – учебно – образовательный процесс в школе.

Предмет исследования – театральная деятельность как способ совершенствования процесса обучения.

Гипотеза исследования – театральная деятельность наиболее эффективно влияет на всестороннее, эстетическое развитие ребёнка.

Цель исследования – выявить проблемы гармоничного развития ребёнка и определить оптимальные методы обучения на уроке музыке с использованием театральной деятельности.

Задачи исследования:

- определить роль музыкального  искусства в воспитании личности;

- определить возможности применения театрального искусства в процессе обучения музыке;

- рассмотреть особенности специфики  театральной деятельности в процессе обучения.

 

ГЛАВА.1.Совершенствование  процесса обучения музыке средствами театральной деятельности как проблема исследования.

1.Роль музыкального искусства в воспитании личности

 

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным  уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В  начале XX века эту проблему решили путём  введения музыкальных занятий в  число обязательных предметов общеобразовательной  школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Мысли о необходимости  более раннего - начинающегося еще  до школы - воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов - воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Основным средством духовно-нравственного  воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает  влияние на человеческую психику  и этику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

Музыке, как средству эстетического  воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами  чувственного восприятия.

“Ведь даже одна мелодия  без сопровождения ее словами, заключает  в себе эстетические свойства. Между  тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”.

На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали зарождаться в начале XVIII века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности.

У педагогов было стремление воспитать и образовать детей  на народном материале, который они  подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни  народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял  содержание игр и занятий с  детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и  писатель - сатирик конца XVIII века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение  к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью  душу не волнует музыка; кто видит  в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты  и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто  видит в драме только театральную  пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек». А как полюбить все это? Белинский  отвечает определенно:

« В детях с самых  ранних лет должно развиваться чувство  изящного как один из первейших элементов  человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские  мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования  Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и  публицист, и общественный деятель. В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной  классики духовного направления.

Одоевским же были высказаны  важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка:

«Занимайтесь ребенком, или  не занимайтесь, но с четырех лет  он уже воспитывается, то сам с  собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что  они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые  случайно находятся вокруг него. Все  на него действует и оставляет  неизгладимое впечатление в его  душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые  ребенок поставлен».

Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести  к музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно  большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме».

Огромное значение придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик  К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль  нашла выражение в известных  словах К. Ушинского: « Запоет школа - запоет вся страна».

Среди наиболее видных и  последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца XIX века можно назвать:

Е. Альбрехта, К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи Гнесиных. В их работах  подчеркивается общественное значение музыкального, духовно-нравственного воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты. Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В. Корганов, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.

Начало XX века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты - практики школьного музыкального воспитания.

Шацкая Валентина Николаевна - советский педагог, пианистка и деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Заложила основы советской системы музыкально-эстетического воспитания, включающей дошкольное, школьное, внешкольное воспитание. Определяла понятие эстетического воспитания как часть гармоничного воспитания личности.

В. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном  использовании различных видов  искусства в воспитании детей  и юношества, о необходимости  участия в эстетическом развитии детей всех учебных заведений, дошкольных, внешкольных, культурно-просветительских учреждений, театров, музеев и др. Она  рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению В. Шацкой, способности  слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет её положение  о том, что полноценное восприятие музыки и развитие художественного  вкуса достигаются при условии  целенаправленного педагогического  руководства. Учитель должен не только осуществлять музыкальную работу с  учащимися, но и быть организатором  эстетической жизни школы.

Информация о работе Совершенствование процесса обучения музыке средствами театральной деятельности