Социально - педагогическая реабилитация дезаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением – важная задача коррекционной педагогики. Действующая в нашей стране система специального образования этих детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития и девиантного поведения ребенка, его социальной адаптации.

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____

Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______

Выводы по 1 главе …………………………………………………………______

Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 2.1 мы видим, что данная группа исследуемых добросовестно отвечали на вопросы, о чем говорят показатели по шкале № 1. У 80 % испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении теста социально-желательные ответы. Шкала № 2 предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Проанализировав результаты по данной шкале, выяснилось, что для 62% респондентов характерна выраженность вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. У 12% чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма, что заставляет сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. 26% испытуемых присущи конформные установки, склонность следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

По шкале № 3 «Склонность к аддиктивному поведению» у 20% респондентов низкие показатели. Это свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

У 42% респондентов проявляется предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

38% испытуемых получили сомнительные результаты, что может свидетельствовать либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

По шкале № 4 «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» у 79 % выявилась вероятность низкой ценности собственной жизни, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, садо-мазохистские тенденции. У 21 % наблюдается отсутствие готовности к реализации саморазрушающего поведения, отсутствие тенденции к соматизации тревоги, отсутствие склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

Шкала № 5 «Склонность к агрессии и насилию». 18% респондентов имеют низкие показатели по данной шкале, это говорит о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. 82% респондентов имеют агрессивную направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонны решать проблемы посредством насилия, используют унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, говорит о наличии садистических тенденций.

Шкала № 6 «Волевой контроль эмоциональных реакций» 32% респондентов имеют по данной шкале низкие показатели, которые свидетельствуют о не выраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Показатели у 68 % испытуемых свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о не сформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

Шкала № 7 «Склонность к деликвентному поведению». У 18 % респондентов низкие показатели говорят о не выражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Показатели у 41 % испытуемых свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. У остальных 41 % респондентов показатели свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Рекомендации по совершенствованию социально-педагогической деятельности.

Ведущий метод социально-педагогической реабилитации – это создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.

Для совершенствования социально-педагогической деятельности в школе № 2  с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо проводить работу по следующим направлениям:

      усилить контроль за условиями воспитания и поведения подростков;

      организовывать поддержку тем, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановке в семье;

      организовать помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в сфере общения в среде обитания подростков;

      предупреждать и присекать всевозможные отклонения в поведении подростков;

      координировать отношения подростка с классным коллективом;

      во внеурочную воспитательную работу с подростками девиантного поведения предоставлять возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененными другими;

      создать условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнение общепринятых требований, соблюдение норм межличностных отношений.

   Необходимо четко представлять, что эффективность социально-педагогической реабилитации достигается только при условии использования всего комплекса реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Аверин В.А.. Писхология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2.      Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М., 1979.

3.      Алемаскин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профессионально- технических училищах: Методические рекомендации. – М., 1986.

4.      Андреев С.И. Методика подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной работе с нравственно-аномальными подростками: Науч.-метод.пособие для студентов педвуза.-Магнитогорск: МГПИ, 1996.

5.      Андреев С.И. Проблемы подготовки учителя к воспитанию нравственно-аномальных подростков: Дис. Д-ра пед.наук. – Магнитогорск: МГПИ, 1996.

6.      Андреев С.И. Особенности социального поведения НАП (нравственно-аномальных подростков):Метод.рекомендации к спецкурсу «Подготовка студентов педагогического вуза к работе с нравственно-аномальными подростками». – Магнитогорск: МГПИ, 1996.

7.      Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. – М.: Школа-Пресс, 1994.

8.      Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Предупреждение и  преодоление трудновоспитуемости школьников. – Уфа, 1990.

9.      Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России».

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди. Которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер.с англ./Общ.ред.М.С. Мацковского. – СПб, 1992.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 1997 (Серия «Мастера психологии»).

13. Братусь Б.С. Аномалия личности. – М.: Мысль, 1998.

14. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности  при нарушениях социальной регуляции// психологический журнал. – Т.18, № 2 – 1997.

15. Власиловский В.Г. Акселирация и развитие детей: эпохальная и внутригрупповая. – М., 1976.

16. Новоселова А.С. Воспитательная работа с педагогически запущенными подростками в школе, семье и по месту жительства. – Кудымкар, 1985.

17. Выготский Л.С. Основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства// Собр. Соч.: В 5 т.- М., 1983. – Т.5.

18. Выготский Л.С. Педология подростка// Собра.соч. в 6 т.- М., 1984-т.4.

19. Выготский Л.С. Трудное детство// Собр.соч.: в 5 т.- М., 1983.

20. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы// Бюллетень Защиты Прав Ребенка. – СПб., 1994. – с. 7-12.

21. Гроховский В.В. Вопросы профилактики и лечения трудновоспитуемых детей и подростков // Материалы 5 съезда невропатологов и психиатров УССР. – Киев, 1973.

22. Ганнушкин П.Б. Избр.тр. – М.,,1964.

23. Двойменный И.В. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // СоцИсследования.– 1994 - № 8-9.

24. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. – М.: Прогресс, 1986.

25. Завьялов В.Ю. психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. – Новосибирс, 1988.

26. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб: Союз, 1997.

27. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности (школьников) // Педагогика, 1992 - № 11-12.

28. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.: высшая школа, 1982.

29. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопр.психологии. – 1998. - № 6.

30. Ковалев В.В. Патология личности и девиантное поведение // Руководство по психиатрии / Под ред. Т.Б.Дмитриевой. – М., 1988.

31. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.

32. Кон И.С. психология ранней юности. – М., 1989.

33. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

34. Лебединская К.С. Диагностика и коррекция нарушений поведения для врачей и педагогов специальных школ. – М., 1981.

35. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.6 Педагогика, 1988.

36. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

37. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1988 - № 3.

38. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: Профилактика антиобщественного поведения.- М.: Просвещение, 1990.

39. Невский И.А. Трудный успех.-М., 1981.

40. Невский И.А. Предупреждение и преодоление педагогической запущенности школьников. – М., 1982.

41. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. – часть 1. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск, 1999.

42. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал.-1995.-Т.16 №2

43. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв.ред. М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова.-М.:Наука, 1979.

44. Социальные отклонения / Под ред. В.Н.Кудрявцева. – М.: Юрид.литер., 1989.

45. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1993.

46. Срабова Н.А. Основные тенденции проведения подростками свободного времени // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1992.

47. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В.А. Татенко. – Киев, 1985.

48. Трудные судьбы подростков – кто виноват? – М.: Юрид.лит., 1991.

49. Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение. Социально-психологический аспект. – Ярославль: ЯПИ, 1992.

50. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика. – 1996 - № 3.

51. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. – М., 1979.

52. Т.А.Шишковец Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005 – (Педагогика. Психология. Управление).

53. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

54. Фельдштейн Д.И., Бостанджиева Т.Н., Вареникина И.М., Воробьева Л.И. и др. Психология современного подростка. – М., 1987.

55. Ферри Э. Старение и биологические возможности организма.-М., 1973.

56. Эйдемилер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие.- М.: СПб.: Фолиум, 1996.

57. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

58. Юричка Ю.И. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушения. – Бирск, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Социально - педагогическая реабилитация дезаптированных подростков в условиях образовательного учреждения