Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:45, дипломная работа
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением – важная задача коррекционной педагогики. Действующая в нашей стране система специального образования этих детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития и девиантного поведения ребенка, его социальной адаптации.
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Риск суицида имеют также подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, с повышенной агрессивностью. Высок риск суицидального поведения у подростков, отличающимися высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы, «книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям.
Мы провели с подростками 8-9 классов тест, который позволил выявить факторы, формирующие суицидальные намерения. Для того, чтобы не акцентировать внимание подростка на тесте, ему предлагали в виде игры или теста на определение интеллекта, соотнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы, воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражение и определения темы его содержания отводили 5-7 секунд. Затем, приступали к чтению высказываний:
1) выкормил змейку, на свою шейку;
2) от судьбы не уйдешь;
3) загорелась душа до винного ковша;
4) беду не зовут, она сама приходит;
5) здесь бы умер, а там бы встал;
6) коли у мужа с женою лад, не нужен и клад;
7) кто пьет, тот и горшки бьет;
8) двух смертей не бывать, а одной не миновать;
9) сидят вместе, а глядят врозь;
10) кого жизнь ласкает, тот и горя не знает;
11) кто не родится, тот и не умрет;
12) жена не лапоть – с ноги не сбросишь;
13) в мире жить – с миром быть;
14) чай не водка, много не выпьешь;
15) в согласном стаде волк не страшен;
16) в тесноте да не в обиде;
17) гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется;
18) жизнь наскучила, а к смерти не привыкнуть;
19) болячки мала, да болезнь велика;
20) не жаль вина, а жаль ума;
21) жизнь прожить – что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
22) всякий родится, да не всякий в люди годится;
23) других не суди, на себя погляди;
24) хорошо тому жить, кому не о чем судить;
25) живет не живет, а проживать проживает;
26) все вдруг пропало, как вешний лед;
27) без копейки рубль щербатый;
28) без осанки – и конь корова;
29) не место красит человека, а человек место;
30) болезнь человека не красит;
31) взлетел орлом, а прилетел голубем;
32) хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят;
33) в уборе и пень хорош;
34) нашла коса на камень;
35) кто солому покупает, а кто и сено продает;
36) бешеному дитяти ножа не давати;
37) не годы старят, а жизнь;
38) нелады да свары хуже пожара;
39) моя хата с краю, я ничего не знаю;
40) лежащего не бьют;
41) а нам что черт, что батька;
42) бранись, а на мир слово оставляй;
43) ученье свет, а не ученье – тьма;
44) все люди как люди, а ты как шиш на блюде;
45) что в лоб, что по лбу – все едино;
46) выношенная шуба не греет;
47) наш пострел везде поспел;
48) муху бьют за назойливость;
49) легка ноша на чужом плече;
50) живет на широкую ногу;
51) не в свои сани не садись;
52) чужая одежда – не надежда;
53) совесть спать не дает;
54) высоко летаешь, низко садишься;
55) мягко стелет, да твердо спать;
56) за худые дела слетит и голова;
57) кто до денег охоч – тот не спит и всю ночь;
58) кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил;
59) гори все синим пламенем;
60) если все время мыслить, то на что же существовать;
61) бараны умеют жить: у них самая паршивая овца и каракуле ходит;
62) взялся за гуж – не говори, что не дюж.
Интерпретационные таблицы
Мальчики 8-9 класс
| Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь,наркотики | 11-12 | Более 12 |
Несчастная любовь | 11-13 | Более 13 |
Противоправные действия | 13-15 | Более 15 |
Деньги и проблемы с ними | 16-18 | Более 18 |
Добровольный уход из жизни | 10-12 | Более 12 |
Семейные неурядицы | 11-13 | Более 13 |
Потеря смысла жизни | 11-12 | Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | 10-12 | Более 12 |
Отношения с окружающими | 14-16 | Более 16 |
Девочки 8-9 класс
| Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь,наркотики | 11-12 | Более 12 |
Несчастная любовь | 11-12 | Более 12 |
Противоправные действия | 13-14 | Более 14 |
Деньги и проблемы с ними | 16-17 | Более 17 |
Добровольный уход из жизни | 9-11 | Более 11 |
Семейные неурядицы | 11-12 | Более 12 |
Потеря смысла жизни
| 11-13 | Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 11-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути | 10-12 | Более 12 |
Отношения с окружающими | 14-16 | Более 16 |
Наличие суицидального риска определяет результат полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
По нашей диагностики видно, что результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, это означает, что риск суицидального поведения невысок; но показатели колонок «Отношение с окружающими», «Деньги и проблемы с ними» характеризуются как стрессогенные проблемы, влияющие на состояние психологического комфорта подростков.
Вывод.
Для предотвращения возникновения у подростков суицидальных намерений, необходимо формирование положительных жизненных установок, жизненных позиций, комплекса личностных факторов и психологических особенностей человека, положительных душевных переживаний.
К ним относятся:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга, обязательность;
концентрация внимания на состояние собственного здоровья, боязни причинения себе физического ущерба;
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления позорности самоубийства и осуждение суицидальных моделей поведения;
убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
наличие жизненных, творческих, семейных и других жизненных планов, замыслов;
наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
проявление интереса к жизни;
привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
негативная проекция своего внешнего вида после убийства.
А так же, для определения склонности к отклоняющемуся поведению был использован стандартизированный тест-опросник А.Н.Орла.
В тесте предусмотрены следующие шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
«Сырые» баллы по данной методике представлены в приложении 2, 3.
Анализ результатов по тесту А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группе подростков представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Результаты тестирования по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел.
№ п/п | 1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала) | 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил | 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению | 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | 5. Шкала склонности к агрессии и насилию | 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций | 7. Шкала склонности к деликвентному поведению |
М 1 | 35 | 37 | 37 | 24 | 36 | 51 | 57 |
М 2 | 44 | 59 | 39 | 37 | 48 | 44 | 50 |
М 3 | 50 | 59 | 81 | 70 | 62 | 62 | 66 |
М 4 | 50 | 40 | 64 | 32 | 60 | 55 | 59 |
М 5 | 44 | 50 | 62 | 35 | 58 | 58 | 39 |
М 6 | 50 | 53 | 67 | 40 | 58 | 55 | 57 |
М 7 | 58 | 63 | 78 | 45 | 55 | 62 | 66 |
М 8 | 55 | 66 | 75 | 70 | 65 | 65 | 71 |
М 9 | 62 | 66 | 72 | 29 | 60 | 65 | 62 |
М 10 | 50 | 63 | 78 | 48 | 67 | 62 | 68 |
М 11 | 44 | 56 | 67 | 32 | 55 | 44 | 57 |
М 12 | 50 | 53 | 64 | 37 | 53 | 48 | 50 |
М 13 | 58 | 37 | 44 | 32 | 41 | 55 | 55 |
М 14 | 65 | 40 | 50 | 35 | 48 | 58 | 53 |
М 15 | 58 | 50 | 81 | 40 | 60 | 62 | 66 |
М 16 | 55 | 53 | 78 | 70 | 62 | 62 | 62 |
М 17 | 35 | 56 | 35 | 43 | 58 | 48 | 59 |
М 18 | 50 | 59 | 44 | 45 | 55 | 44 | 48 |
М 19 | 58 | 50 | 50 | 48 | 51 | 58 | 39 |
Д 1 | 50 | 48 | 49 | 36 | 49 | 48 | 48 |
Д 2 | 44 | 48 | 36 | 34 | 49 | 51 | 50 |
Д 3 | 55 | 57 | 55 | 36 | 57 | 48 | 53 |
Д 4 | 50 | 54 | 60 | 57 | 55 | 55 | 43 |
Д 5 | 50 | 54 | 77 | 54 | 51 | 73 | 68 |
Д 6 | 50 | 45 | 64 | 47 | 64 | 77 | 45 |
Д 7 | 54 | 42 | 66 | 50 | 55 | 43 | 50 |
Д 8 | 55 | 45 | 70 | 57 | 66 | 51 | 58 |
Д 9 | 44 | 57 | 72 | 59 | 61 | 62 | 65 |
Д 10 | 65 | 51 | 77 | 57 | 66 | 81 | 73 |
Д 11 | 62 | 60 | 55 | 66 | 53 | 62 | 60 |
Д 12 | 50 | 57 | 74 | 59 | 55 | 62 | 68 |
Д 13 | 54 | 57 | 72 | 36 | 57 | 46 | 73 |
Д 14 | 50 | 54 | 53 | 59 | 68 | 48 | 58 |
Д 15 | 50 | 51 | 72 | 70 | 68 | 48 | 68 |