Социально - педагогическая реабилитация дезаптированных подростков в условиях образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:45, дипломная работа

Краткое описание

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением – важная задача коррекционной педагогики. Действующая в нашей стране система специального образования этих детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития и девиантного поведения ребенка, его социальной адаптации.

Оглавление

Введение ……………………………….……………………………………_____

Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______

Выводы по 1 главе …………………………………………………………______

Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

Риск суицида имеют также подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, с повышенной агрессивностью. Высок риск суицидального поведения у подростков, отличающимися высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы, «книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям.

Мы провели с подростками 8-9 классов тест, который позволил выявить факторы, формирующие суицидальные намерения. Для того, чтобы не акцентировать внимание подростка на тесте, ему предлагали в виде игры или теста на определение интеллекта, соотнести в соответствующие колонки заранее подготовленной таблицы, воспринимаемые на слух выражения. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражение и определения темы его содержания отводили 5-7 секунд. Затем, приступали к чтению высказываний:

1)     выкормил змейку, на свою шейку;

2)     от судьбы не уйдешь;

3)     загорелась душа до винного ковша;

4)     беду не зовут, она сама приходит;

5)     здесь бы умер, а там бы встал;

6)     коли у мужа с женою лад, не нужен и клад;

7)     кто пьет, тот и горшки бьет;

8)     двух смертей не бывать, а одной не миновать;

9)     сидят вместе, а глядят врозь;

10) кого жизнь ласкает, тот и горя не знает;

11) кто не родится, тот и не умрет;

12) жена не лапоть – с ноги не сбросишь;

13) в мире жить – с миром быть;

14) чай не водка, много не выпьешь;

15) в согласном стаде волк не страшен;

16) в тесноте да не в обиде;

17) гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется;

18) жизнь наскучила, а к смерти не привыкнуть;

19) болячки мала, да болезнь велика;

20) не жаль вина, а жаль ума;

21) жизнь прожить – что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

22) всякий родится, да не всякий в люди годится;

23) других не суди, на себя погляди;

24) хорошо тому жить, кому не о чем судить;

25) живет не живет, а проживать проживает;

26) все вдруг пропало, как вешний лед;

27) без копейки рубль щербатый;

28) без осанки – и конь корова;

29) не место красит человека, а человек место;

30) болезнь человека не красит;

31) взлетел орлом, а прилетел голубем;

32) хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят;

33) в уборе и пень хорош;

34) нашла коса на камень;

35) кто солому покупает, а кто и сено продает;

36) бешеному дитяти ножа не давати;

37) не годы старят, а жизнь;

38) нелады да свары хуже пожара;

39) моя хата с краю, я ничего не знаю;

40) лежащего не бьют;

41) а нам что черт, что батька;

42) бранись, а на мир слово оставляй;

43) ученье свет, а не ученье – тьма;

44) все люди как люди, а ты как шиш на блюде;

45) что в лоб, что по лбу – все едино;

46) выношенная шуба не греет;

47) наш пострел везде поспел;

48) муху бьют за назойливость;

49) легка ноша на чужом плече;

50) живет на широкую ногу;

51) не в свои сани не садись;

52) чужая одежда – не надежда;

53) совесть спать не дает;

54)  высоко летаешь, низко садишься;

55) мягко стелет, да твердо спать;

56) за худые дела слетит и голова;

57) кто до денег охоч – тот не спит и всю ночь;

58) кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил;

59) гори все синим пламенем;

60) если все время мыслить, то на что же существовать;

61) бараны умеют жить: у них самая паршивая овца и каракуле ходит;

62) взялся за гуж – не говори, что не дюж.

 

 

 

 

 

Интерпретационные таблицы

Мальчики 8-9 класс

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь,наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

 

Девочки 8-9 класс

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь,наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

 

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

 

              Наличие суицидального риска определяет результат полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.

              По  нашей диагностики видно, что результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных  в интерпретационной таблице показателей, это означает, что риск суицидального поведения невысок; но показатели колонок «Отношение с окружающими», «Деньги и проблемы с ними» характеризуются как стрессогенные проблемы, влияющие на состояние психологического комфорта подростков.

Вывод.              

Для предотвращения возникновения у подростков суицидальных намерений, необходимо формирование положительных жизненных установок, жизненных позиций, комплекса личностных факторов и психологических особенностей человека, положительных душевных переживаний.

К ним относятся:

   эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

   выраженное чувство долга, обязательность;

   концентрация внимания на состояние собственного здоровья, боязни причинения себе физического ущерба;

   учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления позорности самоубийства и осуждение суицидальных моделей поведения;

   убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

   наличие жизненных, творческих, семейных и других жизненных планов, замыслов;

   наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

   психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;

   наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

   проявление интереса к жизни;

   привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

   уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

   негативная проекция своего внешнего вида после убийства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

А так же, для определения склонности к отклоняющемуся поведению был использован стандартизированный тест-опросник А.Н.Орла.

В тесте предусмотрены следующие шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) предназначена для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

«Сырые» баллы по данной методике представлены в приложении 2, 3.

Анализ результатов  по тесту А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» в группе подростков представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Результаты тестирования по тесту «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орел.

№ п/п

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

5. Шкала склонности к агрессии и насилию

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

7. Шкала склонности к деликвентному поведению

М 1

35

37

37

24

36

51

57

М 2

44

59

39

37

48

44

50

М 3

50

59

81

70

62

62

66

М 4

50

40

64

32

60

55

59

М 5

44

50

62

35

58

58

39

М 6

50

53

67

40

58

55

57

М 7

58

63

78

45

55

62

66

М 8

55

66

75

70

65

65

71

М 9

62

66

72

29

60

65

62

М 10

50

63

78

48

67

62

68

М 11

44

56

67

32

55

44

57

М 12

50

53

64

37

53

48

50

М 13

58

37

44

32

41

55

55

М 14

65

40

50

35

48

58

53

М 15

58

50

81

40

60

62

66

М 16

55

53

78

70

62

62

62

М 17

35

56

35

43

58

48

59

М 18

50

59

44

45

55

44

48

М 19

58

50

50

48

51

58

39

Д 1

50

48

49

36

49

48

48

Д 2

44

48

36

34

49

51

50

Д 3

55

57

55

36

57

48

53

Д 4

50

54

60

57

55

55

43

Д 5

50

54

77

54

51

73

68

Д 6

50

45

64

47

64

77

45

Д 7

54

42

66

50

55

43

50

Д 8

55

45

70

57

66

51

58

Д 9

44

57

72

59

61

62

65

Д 10

65

51

77

57

66

81

73

Д 11

62

60

55

66

53

62

60

Д 12

50

57

74

59

55

62

68

Д 13

54

57

72

36

57

46

73

Д 14

50

54

53

59

68

48

58

Д 15

50

51

72

70

68

48

68

Информация о работе Социально - педагогическая реабилитация дезаптированных подростков в условиях образовательного учреждения