Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:45, дипломная работа
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением – важная задача коррекционной педагогики. Действующая в нашей стране система специального образования этих детей решает как единые с общеобразовательной средней школой задачи, так и специфические, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития и девиантного поведения ребенка, его социальной адаптации.
Введение ……………………………….……………………………………_____
Глава 1. Теоретические основы проблемы социально-
Педагогической деятельности с подростками девиантного
поведения…………………………..…………………………………._____
1.1.Сущность и понятие подростка девиантного поведения………_____
1.2.Направление социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения в школе…………………………______
Выводы по 1 главе …………………………………………………………______
Глава 2. Практика социально-педагогической деятельности
с подростками девиантного поведения…………………………………_______
2.1.Опыт работы с подростками …………………………………_______
2.2.Характеристика и результаты эмпирического исследования _______
2.3.Рекомендации по совершенствованию социально-
педагогической деятельности …………………………………………..________
Издавна наложение на себя рук расценивалось как страшный грех. Недаром христианская церковь отказывается хоронить самоубийц в кладбищенской ограде. Тем не менее, это не останавливает людей, не видящих иного выхода из сложившейся ситуации.
Несмотря на свою трагичность, суицидальное поведение в мире довольно распространено. По числу самоубийств первое место в мире принадлежит Венгрии, – в среднем 40 суицидальных актов на 100 тысяч жителей в год.
Различные аспекты проблемы самоубийств изучались философами (Н.Бердяев, А.Камю, Э.Фромм), психологами (А.Адлер, А.Анастази, З.Фрейд и др.), религиозными деятелями (Трегубов), представителями общественных наук (Э.Дюркгейм). За последние десять лет в мире проведены активные научные исследования суицида, опубликовано более 300 статей, появились национальные и религиозные программы борьбы с этим явлением.
В психологической науке наибольшее распространение получили два основных подхода к изучению и объяснению самоубийства и психологии суицидов.
Личностный подход является ведущим при определении особенностей суицидального поведения и затрагивает целый спектр вопросов, касающихся изучения мотивации самоубийства, определения психологических характеристик личности суицидентов. Особенность данного подхода заключается в том, что самоубийство изучается в контексте влечений человека. Основными движущими силами самоуничтожения здесь признаются два ведущих влечения, проявляющиеся на бессознательном уровне: Эрос и Танатос.
В отечественной психологии проблему самоубийства исследовали К.И.Аркадьев, Г.А.Амбруева, С.В.Бородин, И,Б,Бойко, Ю.В.Вагин, А.С.Михлин и др. Анализ работ этих авторов и их интерпритация позволяет выделить основные психологические характеристики, присущие суицидентам. К ним относятся: эмоциональная вязкость (доминирование одной эмоции), обидчивость, раздражительность, высокая степень конфликтности, слабая личностная психологическая защита; самооценка, неадекватная личностными возможностями; слабая толерантность (способность организма переносить неблагоприятные воздействия) к эмоциональным нагрузкам; неуверенность (ощущение собственной слабости); высокая потребность в самореализации, потребность в положительных эмоциональных связях, искренних взаимоотношениях; развитая эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир), основанная на ожидании понимания и поддержки со стороны окружающих; слабый волевой контроль; низкая активность; пессимизм и тенденция к самообвинению; несамостоятельность; агрессия как постоянная форма проявления личностных характеристик; высокий уровень тревожности.
Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологии – одного из сложившегося на основе предыдущего опыта или выявленного и обоснованного пути достижения определенной социально-педагогической цели (Л.В.Мардахаев). Социальная педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального педагога, которые в той или иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившийся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит – определить:
цель своих усилий;
необходимые условия для ее реализации;
особенности и возможности подростка;
возможные формы и методы ее реализации;
временные возможности для достижения поставленной цели.
В своей социально-педагогической работе с девиантными подростками мы используем различные методы (метод – это способ действия или способ достижения какой-либо цели):
методы диагностики личности подростков, семьи, социума;
словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);
методы воспитания (убеждение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример);
организационно-
Наши методы работы определяются:
проблемой подростка;
особенностями его личности;
состоянием семейных взаимоотношений;
уровнем социальной адаптации.
Вычленив проблему подростка, мы устанавливаем цели работы с ним. Иногда определить конечную цель не представляется возможным, ведь субъект деятельности индивидуальность. Поэтому приходится вносить уточнения, изменения, на ходу менять подходы, искать нестандартные способы взаимодействия.
Свою работу мы строим по следующим основным направлениям:
№ | Направления деятельности | Содержание |
1. | Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем подростков | - проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; - определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи. |
2. | Социально-педагогическая защита прав ребенка | - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд); - защита и индивидуальная работа с учащимися подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых. |
3. | Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося | - раннее выявление неблагополучных семей; - создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, семьям с приемными детьми; - пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике. |
4. | Социально-педагогическое консультирование | - организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем. |
5. | Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | - раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющего поведения учащихся; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних); - организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений. |
6. | Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка | - сосредоточение внимания администрации школы на проблемах и потребностях учащихся,, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. |
7. | Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков | - забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; - другое. Все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям. |
8. | Организационно-методическая деятельность | -анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. |
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить:
сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;
помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга.
Цель определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основе которой может быть сделано заключение.
Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».
Выводы по главе 1
В первой главе представлена обобщенная, развернутая информация о понятиях и определениях девиантного поведения подростков, подходах к изучению его структуры, видах, происхождении и факторах, участвующих в их формировании у подростков.
На основе анализа и обобщения научной литературы по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
социально-педагогическая работа с подростками - это не отдельный процесс, а качественная характеристика особым образом организованного целостного процесса, нацеленного на становление, то есть сохранение, поддержание устойчивого поведения его субъектов;
принципы социально-педагогической деятельности - это основные, исходные положения, нацеленные на формирование позитивного мышления, поведения индивидов в процессе их жизни.
создание ситуации успеха в учебной деятельности;
организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков;
психолого-педагогические подходы к предупреждение невротических расстройств и патологических влечений у подростков (проблемы, возможности, перспективы).
Человек, обладающий высоким уровнем культуры отношения к своему здоровью в совокупности всех составляющих ее компонентов (физической, физиологической, психологической и интеллектуальной) и умеющий управлять всеми протекающими в его организме процессами, легко и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Такой человек не пытается, во что бы то ни стало, изменить эти условия в угоду своим потребностям, а, наоборот, разумно изменяя себя, стремится войти в гармонию с окружающей средой, устанавливая оптимальные взаимоотношения с ней [43].
В заключение можно обозначить, что принципы социально-педагогической работы направлены на формирование у человека установки на положительное отношение к себе и к окружающему миру во всем многообразии его проявлений. Их реализация в жизнедеятельности, во-первых, способствует кардинальному изменению отношений между всеми индивидами и, во-вторых, обеспечивает повышение уровня жизнедеятельности благодаря снижению, а часто и полному преодолению.
Для выявления подростков с девиантным поведением и организации социально-педагогической деятельности мы проводим различные диагностики, анкетирования, опросы, беседы, консультации, которые мы рассмотрим в главе 2.
Глава 2. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Опыт работы с подростками
В своей работе с девиантными подростками средней школы № 2 среди 8-9 классов мы обратили внимание на суицидальные наклонности подростков. Ребенок, находясь на определенном этапе своего формирования иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения соответствующий ситуации шаг.
Термин суицид впервые был введен Г.Дэзэ (итальянским психологом) в 1947 году как «поведение с намерением лишить себя жизни». Отечественная наука трактует суицид, как сложномотивированный поведенческий акт, в котором тесно переплетаются социальные, психологические и психофизиологические факторы. Доказано, что суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого неразрешенного микросоциального конфликта (А.Г.Амбрумова).
Нас интересует каждый отдельный случай и возможность оказать соответствующую помощь. Как выявить у ребенка суицидальный риск? Важно помнить, что профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Необходима индивидуальная работа с подростками суицидального риска.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения мы проводим:
учет перенесенных заболеваний и травм мозга;
влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
анализ причин повышения раздражительности, впечатлительности, появление робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижение успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, мы тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выясняем мнение подростка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти (Приложение 1). Вот некоторые высказывания, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;
я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Нами определено, что у суицидоопасных подростков часто имеют место переживания одиночества, беспомощности, снижена склонность к сопереживанию. Такие подростки чаще других попадают в ситуации неосвоенные, которые ими начинают восприниматься как стрессовые, требующие повышенной нагрузки. Поэтому любой микроконфликт может спровоцировать готовность к реализации суицидального поведения.
Дефекты в воспитании, доминирование физических наказаний нередко приводят к развитию у ребенка эмоциональной неустойчивости, повышенному уровню эмоциональной реактивности. Жестокость родителей порождают у детей неприспособленность к житейским трудностям или неоправданное противодействие всему.
У подростков чаще наблюдается манипулятивные суицидальные попытки, основанные не на желании умереть, потому что этому желанию противодействует подсознательное чувство «вечной» жизни, оно скорее содержит в себе «призыв о помощи». Для подростков характерно стремление быть «свидетелем реакции окружающих на свою смерть или второе рождение».