Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:48, методичка
курс о женщине, её положении и роли в обществе – читается в университетах всех развитых стран. О мужчине подобного курса нет. На первый взгляд этот факт должен радовать студенток, вызывать их гордость: женщина стала отдельным объектом для изучения!
Гендерная картина мира – целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; сложная система, образованная локальными гендерными картинами, сформированными в религии, литературе и различных сферах искусства, науке, средствах массовой коммуникации.
Гендерный конфликт – столкновение двух культур (мужской и женской), определяемое конкретной социальной средой.
Гендерные отношения (социально-половые) – определённые отношения между полами, где каждый социум культивирует «женщину» и «мужчину» в соответствии с имеющимся культурным стереотипом. Это один из значимых аспектов повседневных отношений между мужчиной и женщиной в семье и определённый срез классовых и любых других отношений.
Гендерная (полоролевая) дифференциация общества – неоднородность социума, выражающаяся различием общественного положения (статуса), ролей (функций) и влиянием мужчины и женщины на социально-половом, институциональном, индивидно-групповом уровнях.
Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности; социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский.
Гендерная социализация – процесс усвоения социальных норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское».
Гендерная (полоролевая) стратегия – определяемая совокупностью материальных и духовных факторов общественного развития система принципов, методов и средств, обеспечивающая достижение глобальных, региональных, национально-государственных, институциональных и личностно-групповых целей на основе конструктивного (оптимального) функционирования и взаимодействия разнополых субъектов. Основными гендерными стратегиями выступают: патриархальная, феминистская (эгалитарная) и андрогинная (постэгалитарная), индифферентная (недифференцированная по признаку пола).
Гендерное разделение труда – дифференциация видов трудовой деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития, заданная особенностями пола.
Гендерная социология (социология пола) – специальная социологическая теория, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.
Гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» и «женском».
Гендерные установки – субъективная готовность к полотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.
Дискриминация – ограничение в правах или лишение прав определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.
Дискриминация позитивная – способствование (путем системы мер) социальной мобильности в пользу отдельных групп (социально уязвимых или составляющих меньшинство). Д.п. направлена на установление равенства условий для всех (например, правовая или социальная поддержка женщин, безработных, инвалидов и т.д.).
«Женский вопрос» – комплекс социальных проблем, включающий проблемы положения женщин в обществе и семье, охраны материнства и детства, путей освобождения женщин от различных форм угнетения. «Ж.в.» – это:
социальное положение женщин, её место и роль в экономической, политической и культурной жизни;
проблема дискриминации (неравноправие полов, разная оплата труда, невозможность реализовать свои творческие и профессиональные возможности);
определение правового статуса, гендерная (полоролевая) роль женщины в обществе и семье;
отстаивание права на одинаковое с мужчинами положение в обществе, на равные с ними социальные возможности.
Комплексный характер категории "пол" в западной гендерологии. Пол в социуме формируется под воздействием многих факторов: биологических, средовых, эмоциональных (конкретная историческая ситуация, социальная принадлежность, семья, окружение, школа, образ жизни, характер социокультурных взаимоотношений между полами и их восприятие и осмысление). Именно поэтому категория пола является не монолитной сущностью, а имеет комплексный характер. Уэст и Циммерман (1987) вместо "упрощенной" системы – два биологических и два социальных пола – предлагают систему более сложную, которой и придерживается современная западная феминология. По мнению этих ученых, пол состоит из следующих компонентов:
пол (sex) как биологическая категория – непосредственно данное сочетание генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации (воспроизведению потомства);
пол (sex) как социальная категория – предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;
половая (sex-gender) идентичность – осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
пол (gender) как процесс – обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих) определенному гендерному статусу "осознание пола как социальной категории" человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
пол (gender) как статус и структура – гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.
При таком подходе обнаруживается не два пола, а от четырех до шести.
Маскулинность (от лат. masculinus – мужской) – мужественность – совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины; нормативные представления о соматических, психических и поведенческих признаках, характерных для мужчины. К маскулинным качествам традиционно относят: агрессивность, силу, решительность, честолюбие, независимость и активность. Серьезные дискуссии ведутся о том, являются ли эти качества в действительности характеристиками мужского пола, детерминируются ли они биологически или социально, и каким образом их существование поддерживает власть мужчин в обществе. При этом многичисленные гендерные исследования показали, что психологические различия между мужчинами и женщинами возникают и формируются преимущественно вследствие особенностей внутрисемейного воспитания мальчиков и девочек, а также непосредственного социокультурного воздействия, нежели на базе собственно биологических различий между полами.
Маскулинизация – возрастание роли и влияния мужчины (мужского начала) в различных сферах общественной жизнедеятельности и социальных институтах, характерное для доиндустриального типа общественного развития (на этапе формирования частной собственности и классовых отношений, зарождения производственно-технической деятельности).
Патриархальность – система социальных структур и разновидностей практики, в рамках которых мужчина угнетает и эксплуатирует женщину и доминирует над ней.
Патриархальная гендерная (полоролевая) стратегия – система организации жизнедеятельности семьи (профессионального коллектива и т.п.), основанная на доэгалитарных стереотипах общественного сознания, поведения и отношений между разнополыми субъектами и направленная на:
а) доминирование и господство мужчин во всех сферах жизнедеятельности;
б) четкое разграничение функций и ролей мужчины и женщины;
в) эксплуатацию женщин мужчинами.
Патриархат – 1) господство мужчин над женщинами, возникающее в условиях ряда совершенно различных обществ; 2) тип домашней организации, когда старший мужчина властвует над всем домохозяйством, включая более молодых мужчин. Большинство социологов утверждает, что патриархат имеет социальную, а не природную основу. В качестве причин его существования рассматриваются: принудительная гетеросексуальность (в первую очередь для женщин), мужское насилие, особенности организации рабочих мест для мужчин, социализация на основе принятия различающихся половых ролей.
Роли половые – вид социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Система Р.п. проявляется в половозрастном разделении труда, определенной социальной стратификации, распределении власти и авторитета между мужчинами и женщинами, а также в процессе половой социализации, посредством которой эти отношения воспроизводятся и передаются из поколения в поколение.
Сексизм – установки или действия, которые имеют дискриминирующий характер в отношении мужчин или женщин исключительно на основании фактора пола; навязывание представителям того или иного пола подчиненного положения. Могут быть эксплицитными (явными) или имплицитными (скрытыми), представляющими собой предзаданную и нераспознаваемую часть культуры.
Скрытая учебная программа – имплицитное «фоновое» знание (о ценностях общества, принципах, правилах и стереотипах поощряемого поведения и т.п.), передаваемое учителями и преподавателями своим ученикам. Большинство учебных заведений имеет официальную учебную программу, охватывающую те области академического знания, которые считаются необходимыми для изучения. Однако кроме этой явной учебной программы существует также определенный набор ценностей, установок или принципов, которые учителя передают неявным образом. Считается, что скрытая учебная программа способствует осуществлению социального контроля в учебных заведениях и обществе в целом, поскольку с её помощью у людей вырабатываются навыки конформизма и подчинения авторитету, а также отношение к социальному неравенству как к естественному положению дел. Таким образом обеспечивается культурное воспроизводство определенных стереотипов. Например, школа способствует усилению половой стереотипизации посредством социализации детей в соответствии с традиционными характеристиками мужских и женских ролей: школьные учебники изображают девочку помогающей матери в домашней работе, а мальчика – помогающим отцу в ремонте автомобиля.
Социальный пол – организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами; совокупность приобретаемых и проявляемых социальных характеристик; черты, нормы, стереотипы, роли тех, кого в обществе воспринимают как мужчин и как женщин; использование мужских или женских стереотипов поведения. Социальный пол выражается достаточно новым и модным понятием gender.
Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённые социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах.
Социальный статус (позиция) – структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений; интегрированный показатель положения группы и её представителей в обществе, системе социальных связей отношений.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.
Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям социальных, этнических групп или классов. Проблема стереотипов обычно связана с проблемами расизма и сексизма. Стереотипы зачастую не поддаются изменению или коррекции потому, что являются основанием чувства социальной солидарности. Например, работодатели стереотипно относятся к женщинам как к работникам, которые по сравнению с мужчинами чаще уклоняются от работы и прерывают свою карьеру по семейным обстоятельствам. Работодатели также придерживаются определенных консервативных представлений о том, что следует считать «женской работой», отказывая женщинам в предоставлении равных с мужчинами возможностей в выполнении лидерских функций.
Феминизация – возрастание роли и влияния женщины (женского начала) в различных сферах общественной жизнедеятельности и социальных институтах; трансформация соотношения между природной (биологической) и культурной (социальной) универсалиями бытия женщины в пользу последней. Однако социологи отмечают, что феминизация различных видов занятий (профессий) может быть связана с их пролетаризацией, поскольку вследствие снижения требуемого для определенной профессии уровня квалификации работодателям становится выгоднее принимать на работу женщин.
Феминизм – общее название течений в женском движении за установление равноправия женщин и мужчин, а также идеологии, обосновывающей необходимость и возможность достижения такой цели.