Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Как меняются цели, методы и институты социализации юношества в эпоху НТР? Чтобы правильно поставить этот вопрос, нужно прежде всего избавиться от некоторых весьма распространенных исторических иллюзий.
Важно отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными, сугубо современными, на самом деле существовали уже в далеком прошлом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические основы понятия социализации…………………………..4
1.1 Понятие социализация…………………………………………………………..4
1.2 Содержание и стадии процесса социализации………………………………...6
1.3 Классификация и общая характеристика факторов социализации…………11
Глава 2 Виды социализации………………………………………………………15
2.1 Механизмы социализации……………………………………………………..15
2.2 Первичная и вторичная социализация ……………………………………….18
2.3 Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации….19
Глава 3 Социализация и развитие человека в обществе………………………...21
3.1 Этнические особенности и их роль в социализации…………………………21
3.2 Особенности социализации в условиях сельского,
городского и поселкового образа жизни…………………………………………23
3.3 Семья как институт социализации………………………………….................26
3.4 Общество сверстников как фактор социализации…………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

1 курсовая.docx

— 85.21 Кб (Скачать)

     Отличия субъектов одной субкультуры  от других включают как элементы сознания (представления, идеалы, ценностные ориентации, интересы), так и элементы социального  поведения и межличностных отношений. Определить носителей конкретной субкультуры  можно по таким ее внешним проявлениям, как язык, стереотипы поведения, этикет, прически, оформление жилища. Что касается детской субкультуры, то она предстает  как культурное пространство и круг общения детей, подростков и юношей, помогающих им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения.

     К проявлениям подростковой и юношеской  субкультуры относятся попытки создания новых норм социального действия, которые должны быть приняты и должны быть поняты педагогом. Подростки более активны, чем младшие дети, для своего самоутверждения ищут новые формы деятельности и поведения, более рискованны и нестандартны в этом. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные как для взрослой, так и для детской жизни. Поэтому подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую, поскольку ее явления непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития.

     Факторы, отделяющие подростково-юношескую  субкультуру от мира взрослых, связаны  с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации. В таких условиях группы подростков и юношей тяготеют к различным формам контркультурного движения и отклоняющегося поведения, которые приобретают характер все возрастающей тенденции в современном обществе.

     Выявлены  две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая из них проявляется в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным молодежным течениям. Вторая тенденция вызвана влиянием на молодежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контркультуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существующего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения.

     Наличие и распространение контркультуры - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности  человека, чаще всего вновь вступающего  в жизнь, предлагаемыми данной культурой  системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит  от способности общества преодолеть кризис своей культуры.

     Заключение.

     Социализация  – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается от рождения и до самой смерти.

     Факторы социализации:

     -мегофакторы;

     -макрофакторы;

     -мезофакторы;

     -микрофакторы.

     Механизмы социализации: 

     - Традиционный механизм социализации (стихийной);

     - Институциональный механизм социализации;

     - Стилизованный механизм социализации;

     - Межличностный механизм;

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. С возрастом мы понимаем, что даже Джордж Вашингтон иногда был вынужден говорить неправду, а вот дети верят, что существует некий сказочный мальчик, который "всегда говорит правду".
  3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
  4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

     Описание  различий между социализацией детей  и взрослых, сделанное Бримом, в  основном считается правильным. Однако способы осуществления обучения и адаптации взрослых при социализации являются предметом споров. Дальше мы рассмотрим некоторые теории развития и изменений взрослых.

     Можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

     Первая  сторона процесса социализации –  усвоение социального опыта –  это характеристика того, как среда  воздействует на человека; вторая его  сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему "со стороны личности", то для социальной психологии – "со стороны взаимодействия личности и среды".  

 

     Список  литературы  

     1. Василькова «Социальная педагогика»  изд. «Феникс» 2002г.

     2. Харламов И.Ф. «Педагогика» М.  «ЮристЪ» 1997 г.

     3. Афонина Г.М. «Педагогика» Ростов  н\Д «Феникс» 2002г.

     4. Кукушкин В.С. «Теория и методика  обучения» Ростов н/Д Феникс 2005г.

     5. Марусева И.В., Коваленко М.И. «Педагогика»  С Пб 2005г.

     6. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Шиянов  Е.Н. «Педагогика» М.: «Академия», 2002г.

     7. Педкасистый П.И. «Педагогика»  М.: Высшее образование, 2006г.

     8. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»  изд. Учебное пособие СПб.:Питер, 2006г

Информация о работе Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес