Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Как меняются цели, методы и институты социализации юношества в эпоху НТР? Чтобы правильно поставить этот вопрос, нужно прежде всего избавиться от некоторых весьма распространенных исторических иллюзий.
Важно отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными, сугубо современными, на самом деле существовали уже в далеком прошлом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические основы понятия социализации…………………………..4
1.1 Понятие социализация…………………………………………………………..4
1.2 Содержание и стадии процесса социализации………………………………...6
1.3 Классификация и общая характеристика факторов социализации…………11
Глава 2 Виды социализации………………………………………………………15
2.1 Механизмы социализации……………………………………………………..15
2.2 Первичная и вторичная социализация ……………………………………….18
2.3 Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации….19
Глава 3 Социализация и развитие человека в обществе………………………...21
3.1 Этнические особенности и их роль в социализации…………………………21
3.2 Особенности социализации в условиях сельского,
городского и поселкового образа жизни…………………………………………23
3.3 Семья как институт социализации………………………………….................26
3.4 Общество сверстников как фактор социализации…………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

1 курсовая.docx

— 85.21 Кб (Скачать)

     Интенсивная интеллектуализация наблюдается в  периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные  сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

     Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек  изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для  ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся  наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. У детей фрустрации возникают в виде переживаемого "чувства крушения". Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных качеств личности (агрессивности, раздражительности и др.).

     Рационализация  может проявляться в нескольких видах. Наиболее изученными являются дискредитация цели, самодискредитация и самообман.

     Дискредитация цели используется людьми непроизвольно  в ситуациях, связанных с недостижимостью  целей. Аргументация при этом такова: "То, что недоступно мне, не может  обладать высокими качествами".

     Самодискредитация как способ рационализации имеет  место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустраций, связанных с понижением его оценки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что переоценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Такая предвосхищающая рационализация предотвращает возможную критику со стороны других и новую фрустрацию.

     Самообман чаще всего встречается в тех  ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора.

     Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования  действия. Обычно это повторяющиеся  и ритуальные приемы, совершаемые  в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

     Механизм  сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод  любого инстинктивного влечения, а  также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями  ситуации, в возвышенное стремление и социально

     приемлемую  деятельность. Сублимационные формы  деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными  и др.), лежащими в основе инновационных достижений.

 

     

     2.2 Первичная и вторичная социализация

     Социализация  есть рождение личности — члена  человеческого сообщества. Социализация — это врастание человека в мир людей. Потребность в социализации появляется в момент соприкосновения человека с миром (социумом). При этом социализация не есть гомогенный и линейный процесс, но процесс, имеющий свои этапы и переходы.

     Первичная социализация — это освоение человеком  микросоциума, то есть своего непосредственного (семейного) окружения. Это — "мир  детства" (первичный мир). Он играет посредническую роль между человеком  и "большим миром", или "миром взрослых" (вторичным миром).

     Сначала человек естественным образом врастает в тот мир, который вокруг него создают взрослые. Однако постепенно с развитием человека расширяются его социальные знания, он встречается с новыми людьми, разнообразными обстоятельствами и ситуациями. Он имеет возможность сравнивать этот новый опыт с опытом прошлым. Он обретает возможность мыслить абстрактно и сравнивать свое детство с чужим, а также мир детства с миром взрослых. В результате этого старый мир не может более оставаться незыблемым. Человек своим собственным развитием подготавливает необходимость перехода в новый мир.

     Вторичная социализация — это следствие  кризиса того первичного представления о мире, который был усвоен человеком во время первичной социализации. Переходя в новый мир, человек теряет старый и все те чувства, которые были с ним связаны. Обратная сторона вторичной социализации — это ностальгия по утерянному раю.

     Первичный мир наполнен ощущением стабильности; это оберегающий мир, или мир  добра; зло находится вне этого  мира, а если и проникает в него, то всегда наказывается; это мир  спонтанности и свободы и прежде всего — свободы телесной; это мир, где часто исчезают границы между фантазией и реальностью (игра); в то же время в этом мире в основном все четко определено (здесь "черное", а здесь "белое").

     Поскольку мир детства относительно неизменен, поэтому первичную социализацию сопровождает ощущение безопасности. Можно также сказать, что это ощущение — необходимый результат первичной социализации. Взрослые оберегают своего ребенка: в младенчестве — от чрезмерных физических воздействий-факторов, в более позднем возрасте — от социально-психологических. (Переходя во вторичный мир, человек теряет чувство своей защищенности, поскольку "большой мир" — это "жестокий", переменчивый и противоречивый мир. С одной стороны, этот мир наполнен нормами, а с другой стороны, это — расплывчатый и непонятный мир, в котором подчас бывает не ясно, где друзья, а где враги, что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь.

     Кризис  первичной социализации — это  не только кризис картины мира, это  также кризис своего места в мире. В первичном мире — это чаще всего центральное место, во вторичном  мире — это одно из огромного  количества возможных вариантов. В  первичном мире чаще всего нет  необходимости бороться за свое место, во вторичном мире — отсутствие активности приводит к вытеснению человека на периферию социума.

     Выше  описаны "классические" различия между первичным и вторичным  мирами. Предполагается, что данная трансформация первичного мира во вторичный поддерживает жизнь архетипическим образам "потерянного рая", "волшебной страны" и другим сюжетам, встречающимся в массовой культуре, связанным с воспроизведением разного рода "параллельных" и утопических миров. Конечно, есть неклассические варианты, но это — отдельная тема.

     Таким образом, кризис социализации неизбежен. Однако пути преодоления этого кризиса могут быть различными и зависят от ряда важных факторов:

     • фактор контраста — наличие слишком  большой разницы между первичным и вторичным миром или слишком резкого перехода;

     • фактор агрессивности среды —  ощущение дискомфорта и враждебности со стороны вторичного мира;

     • фактор личностных ресурсов — определяет реакцию человека при встрече  с трудностями вторичного мира (например, активность или пассивность), способность к личностным изменениям и пр.;

     • фактор посредника — присутствие  проводника, объясняющего новые впечатления  и ощущения, поддерживающего первые шаги, активизирующего личностные ресурсы  и оптимистическую позицию.

     Тому  или иному развитию человека во вторичном  мире, то есть преодолению кризиса социализации можно противопоставить попытки возвращения в первичный мир, которые, конечно, могут быть лишь символическими. Эти попытки можно рассматривать, с одной стороны (в социально-психологическом плане), как патологию, а с другой — как основу разнообразных социо-культурных феноменов, в целом расширяющих поле культуры: иррациональный консерватизм — отрицание всякого нового опыта, не согласующегося со старым; социальный нигилизм — уход из "большого мира" в разного рода микросоциальные группы (например, религиозные общины); отказ от мира в пользу виртуальной реальности (телевидение, литература, компьютерные игры, наркомания), а также от реальности вообще (суицид); регрессия — попытки обретения прежних ролей и переживания прежних ощущений; активная реконструкция первичного мира, его символическое воплощение (разного рода хобби, мещанство, создание произведений искусства, политические утопии).

     2.3 . Средства массовой коммуникации и их роль 
в процессах социализации

     Особую  роль в процессах социализации играют средства массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Синонимами понятия "массовая коммуникация" являются понятия "массовые информационные процессы", "массовая информация" и др.

     Массовая  коммуникация имеет определенную социальную направленность, выражающую интересы больших социальных групп. Она является фактором оптимизации их жизнедеятельности. Основные функции массовой коммуникации - поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т.д.

     Массовые  информационные потоки могут идти сверху вниз (от правящих социальных групп  к остальным социальным группам  общества); снизу вверх (обратная связь  от различных слоев населения  к правящим группам); по горизонтали (информация социальных групп друг о друге). Распространяя информацию о жизнедеятельности различных социальных групп, массовая коммуникация играет большую роль в формировании соответствующих социальных представлений и стереотипов различных социальных групп общества друг о друге.

     Следует отдельно выделить социально-психологические  функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. В основу классификации социально-психологических функций массовой коммуникации может быть положена система отношений человека к обществу, к группе, к самому себе. Исходя из этого, выделяют следующие функции: социальная ориентировка (индивид - общество), аффилиация (индивид - группа), контакт с другими лицами (индивид - другой человек), самоутверждение (индивид - он сам), эмоциональная разрядка.

     Функция социальной ориентировки опирается  на потребность в информации для ориентировки в социуме. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает такие процессы социализации, как усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки.

     Функция аффилиации имеет основой потребность  человека чувствовать себя членом определенных групп, чаще всего референтных, вхождение  в которые повышает его защищенность и уверенность. Массовая коммуникация предоставляет неограниченные возможности для этих выборов, определяемых социальными установками и ценностными ориентациями. При этом наиболее продуктивным является использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

     Функция контакта обусловлена потребностью личности в связях с другими людьми, которые дают возможность проявить, утвердить себя, персонализироваться. Чаще всего эта функция проявляется, когда человек не имеет возможности проявить себя в непосредственном общении, ощущает дефицит общения и собственную невостребованность.

     Функция самоутверждения проявляется в  получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. В таких ситуациях совпадение выполняя. 
 

 

     

     Глава 3. Социализация и развитие человека в обществе. 

     3.1 Этнические особенности и их роль в социализации

     Понятие этноса. Этнос - это "исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными  особенностями культуры (включая  язык) и психического склада, а также  сознанием своего единства и отличия  от других подобных образований». Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.

     В различных странах этнос можно  рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он - микрофактор (Гарлем в Нью-Йорке). В России этнос - мезофактор, так как даже многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (автономные республики), не могли не испытать на себе влияния других этносов и не воспроизвести в своей жизнедеятельности характерные для них свойства и признаки (А. В. Мудрик).

Информация о работе Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес