Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.
Как меняются цели, методы и институты социализации юношества в эпоху НТР? Чтобы правильно поставить этот вопрос, нужно прежде всего избавиться от некоторых весьма распространенных исторических иллюзий.
Важно отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными, сугубо современными, на самом деле существовали уже в далеком прошлом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1Теоритические основы понятия социализации…………………………..4
1.1 Понятие социализация…………………………………………………………..4
1.2 Содержание и стадии процесса социализации………………………………...6
1.3 Классификация и общая характеристика факторов социализации…………11
Глава 2 Виды социализации………………………………………………………15
2.1 Механизмы социализации……………………………………………………..15
2.2 Первичная и вторичная социализация ……………………………………….18
2.3 Средства массовой коммуникации и их роль в процессах социализации….19
Глава 3 Социализация и развитие человека в обществе………………………...21
3.1 Этнические особенности и их роль в социализации…………………………21
3.2 Особенности социализации в условиях сельского,
городского и поселкового образа жизни…………………………………………23
3.3 Семья как институт социализации………………………………….................26
3.4 Общество сверстников как фактор социализации…………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

1 курсовая.docx

— 85.21 Кб (Скачать)

     Особенности поселкового образа жизни. Иные условия  социализации складываются в типах  поселения, которые получили название "поселок". Это специфические  микрорайоны в старых промышленных городах или поселки, возникшие  на местах крупных новостроек. Нормы  жизни и общения в подобных поселках имеют свои неповторимые особенности.

     Открытость жизни  каждого человека, каждой семьи в  поселке еще больше, чем в деревне. Но одновременно здесь отмечается жесткая обособленность каждого. Это проявляется в том, что никто не считает нужным ориентироваться на мнение окружающих, особенно когда речь идет о собственном благополучии. Дети вместе со взрослыми "на равных" участвуют во всех повседневных и торжественных событиях. В то же время они собираются в свои группы, противостоящие взрослым в своем поселке, и сверстникам в округе. В поселках одобряется усредненность поведения и образа жизни. Однако именно подростки из поселков утрированно следуют модным веяниям.

     Жизнь каждого в поселке настолько  зависит от окружающей среды, что  противопоставлять себя ей практически  невозможно. Вследствие этого молодые люди здесь малорефлексивны (т.е. не анализируют свое поведение), не склонны к глубоким дружеским отношениям. Главное - раствориться в "массе". Уровень общения характеризуется прагматичностью, событийностью, бедностью информации общекультурного характера.

     Как видим, результатом социализации детей  и молодых людей в поселках является усвоение опыта, созданного в  них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Многие исследователи считают, что такой своеобразный социальный опыт не свидетельствует о переходе от сельского к городскому образу жизни. Это именно особый образ жизни, потому и специфична в его условиях социализация.

     3.3 Семья как институт  социализации

     Социальный  статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации. Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества - родительства - родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

     Существование семьи как социальной общности и  как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности  людей в семейном образе жизни. Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации воспроизводства обществ. Именно семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция уменьшения потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран.

     Основными мотивирующими факторами образования  семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической "ниши", поиск способов и механизмов психологической защиты.

     Диапазон  индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно-враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

     Считается неправомерным деление функций  семьи на главные и второстепенные. Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой.

     Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. К  специфическим функциям семьи относятся репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

     Социологи считают, что в XX в. произошел "перехват" семейных функций, т.е. семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др.). Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи. Неспецифические функции семьи могут резко изменяться на разных исторических этапах, сужаясь, расширяясь, модифицируясь или даже исчезая.

     Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Поэтому при характеристике семьи указывают, какой модели она соответствует - традиционной или же современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

     Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными "фигурами", влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка. Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов. Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

     Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство.

     3.4 Общество сверстников  как фактор социализации

     Виды  отношений между сверстниками. Непременным  условием социализации ребенка является его общение со сверстниками, которое складывается в таких малых группах, как группы детского сада, школьные классы, различные неформальные детские и подростковые объединения.

     В каждой малой группе существует своя неповторимая "мозаика" межличностных отношений. Однако как бы ни отличались друг от друга малые группы по межличностным отношениям, они всегда несут на себе влияние стереотипов поведения, норм, особенностей общения, "языка", присущих большим социальным группам.

     В детских и подростковых группах  психологи выделяют функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые  отношения между сверстниками. Функционально-ролевые  отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

     Основная  функция эмоционально-оценочных  отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции  поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано. Так, если дошкольник следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

     Личностно-смысловые  отношения - это взаимосвязи в  группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом другие начинают переживать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

     Особенности отношений в различном возрасте. Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, характеризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх и в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми как наиболее референтными для него. Взаимоотношения дошкольников в группах сверстников характеризуются ситуативностью и неустойчивостью. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Однако именно в этом общении происходит усвоение определенных норм взаимодействия. Неблагополучное положение ребенка в группе, неумение общаться, непопулярность среди сверстников, снижая интенсивность его общения, замедляют процессы социализации.

     У младших школьников основания межличностных  отношений иные, чем в группах  дошкольников. Предпочтения в выборе товарищей определяются в наибольшей степени успехами или неудачами  сверстников в учебе. При этом они ориентируются на мнение учителя. У младших школьников появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что является основой  формирования неформальных групп.

     Отношения сверстников друг к другу приобретают  большую устойчивость, выделяются популярные дети, обладающие умениями общения, и дети, не пользующие популярностью в классе. Неблагополучное положение ребенка в системе межличностных отношений в классе затрудняет процесс организованной социализации - воспитания.

     Для подростков наиболее важным в межличностных  отношениях становится соответствие ожиданиям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет помощи. Общение со сверстниками для него - это самостоятельная и значимая сфера жизни. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.

     Именно  поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, приобретают для подростка особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые очень ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве.

     В школьных классах с высоким уровнем  развития коллективных отношений, где взаимоотношения основаны на доверии, товарищеской взаимопомощи и ответственной зависимости, проявления индивидуальности подростка независимо от его статуса в группе встречают поддержку других. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Необычность, уникальность одноклассника воспринимается как нежелательный фактор, несущий в себе угрозу для остальных.

     Из  множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается  и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет "значимого круга общения" усиливает эффект целенаправленной социализации.

     В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением определить свое место в мире. Общение со сверстниками является условием их становления, их "взрослости", дифференцированного и избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Старшеклассники отдают себе отчет, с кем из сверстников хорошо совместно готовиться к экзамену, а с кем проводить свободное время.

     И. С. Кон выделяет следующие функции  общения сверстников в юности. Во-первых, общение выступает как  важнейший канал информации, из которого старшие подростки и юноши  черпают данные, не сообщаемые им взрослыми. Во-вторых, это специфический вид  деятельности межличностных отношений, которые обеспечивают условия формирования ценностных ориентации. В-третьих, это  специфический вид эмоционального контакта. Принадлежность к группе способствует эмансипации от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников.

     Детская субкультура. Детская субкультура, носителем которой является детское  сообщество, занимает особое место  в общечеловеческой культуре. Она  выполняет функции первичной  социализации ребенка.

     Субкультура как феномен характеризуется  совокупностью норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом. Формой ее проявления является самоорганизация общения и культурной жизни в таком сообществе. По выражению М. Брейка, субкультура - это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в сообществе.

Информация о работе Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с общес