Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:19, курс лекций
Соціалізація - комплексний процес засвоєння індивідом певних соціальних ролей і/або інтеграція до певної соціальної групи. Соціалізація виступає одним із основоположних соціальних процесів, що забезпечує існування людини в середині суспільства. Соціалізація являє собою процес входження людини в суспільство, включення її в соціальні зв'язки та інтеграції її з метою встановлення її соціальності.
9. Види соціалізації
Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией - процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией - процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.
В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур. Однако ресоциализация может быть интенсивной; например, на людей, вступающих в Общество анонимных алкоголиков, обрушивается поток информации, которая свидетельствует о деструктивных последствиях пьянства. Поступая в университет после окончания школы, некоторые молодые люди сталкиваются с интенсивным процессом ресоциализации, особенно в первые обескураживающие дни адаптации к новой среде.
Неполная социализация означает, что человек из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Близко к понятию неполной социализации понятие “частичная социализация”. Частичная социализация означает, что из необходимого и достаточного объема знаний и культуры человек овладел только какой-то его частью.
Например, вопреки советам учителей и родителей, ребенок вдруг ощутив в себе талант спортсмена, начинает уделять большое внимание именно занятиям спортом. Возможно, он достигнет неплохих спортивных результатов, но это будет только частичная социализация.
Близка к частичной социализации так называемая односторонняя социализация. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека.
Одностороннее развитие вундеркиндов, например, в области математики, делает их частично социализированными. Их способности в других областях жизни значительно снижаются. Дети художников, артистов, музыкантов и пр., как правило, наследуют данный вид деятельности, поскольку они более всего социализированы именно в этой области.
По содержанию к полной социализации близка актуальная социализация. При актуальной социализации объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
Соответственно существует быстрая и медленная социализация. В детском возрасте, когда кривая потребления знания резко рвется вверх, темпы социализации самые высокие. Наблюдать за ребенком в это время одно удовольствие, насколько он внимателен, напорист в получении знаний, активен в познании мира и какие быстрые успехи делает. Иногда, но весьма редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. И тогда мы говорим о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы, так называемые вундеркинды - пример быстрой социализации.
Бывает и медленная социализация, когда темпы потребления знания весьма низкие, и общее развитие растягивается на длительное время. Тогда говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием все-таки достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.
10. Розкрийте процес десоціалізації.
Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.
Десоциализация (от лат. de... -приставка, означает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и фр. socialisation - социализация) - англ. desocialization; нем. Desozia-Itsatton. Процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных соц. ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.
11. Розкрийте процес ресоціалізації.
Ресоциализа́ция (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде. По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации. Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций.
12. Розкрийте процес кіберсоціалізації.
Киберсоциализация человека (от греч. kybernetike — «искусство управления», от греч. kybernao — «правлю рулём, управляю», от греч. Κυβερνήτης — «кормчий» + англ. socialization) (виртуальная компьютерная социализация личности) есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку в глобальной сети Internet (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).
Термин предложен в 2005 г. членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым.
13. Розкрийте процес політичної соціалізації
Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности»[1]. Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина.
Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом [2]
Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.
14. Охарактеризуйте механізми соціалізації.
Процес соціалізації має свої механізми, які впливають на його реалізацію. Перша група механізмів соціалізації – соціально-психологічні як окремої особистості, так і підлітків у цілому (за А. Мудриком). До таких механізмів належать:
• імпринтинг – фіксування людиною на рецепторному та підсвідомому рівнях особливостей впливу життєво важливих об’єктів, з якими вона стикається;
• наслідування – один зі шляхів довільного, а частіше мимовільного засвоєння людиною соціального досвіду;
• екзистенціальний натиск – оволодіння мовою та підсвідоме засвоєння норм соціальної поведінки;
• ідентифікація – процес підсвідомого ототожнення людиною себе з іншою людиною, групою, “зразком”;
• рефлексія – внутрішній світ, у якому людина розглядає, оцінює, приймає або відкидає цінності, які притаманні різним соціальним інститутам (суспільству, сім’ї, групі однолітків тощо).
Другою групою механізмів соціалізації, яка більшою мірою торкається такого соціально-виховного процесу, є соціально-педагогічні [3], до яких відносяться:
• інституційний – процес взаємодії людини з інститутами суспільства та різними організаціями (мезафактори – мікрофактори);
• традиційний – засвоєння людиною норм, еталонів поведінки, поглядів, стереотипів, що характерні для найближчого оточення (мікрофактори);
• стилізований – діє у межах певної субкультури (мезафактори –мікрофактори);
• міжособистісний – процес взаємодії людини з суб’єктивно значущими для нього особами (мезафактори – мікрофактори).
15. Розкрийте форми реалізації процесу соціалізації.
Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию следует понимать как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей. Процесс ресоциализации личности можно рассматривать как разновидность интериоризации (вынужденную интериоризацию во взрослой жизни).
Гораздо большую трудность, на наш взгляд, представляет анализ явления, нашедшего свое отражение в понятии адаптации личности.
Смысл, в котором понятие адаптации употребляется в современной литературе, ведет свое начало от латинского значения этого слова — приспособлять, прилаживать, устраивать. Различные исследователи используют данное понятие с теми или иными смысловыми оттенками, под углом зрения определенной науки, занимая при этом различные мировоззренческие позиции.
16. Охарактеризуйте інститути соціалізації.
Процесс социализации у взрослых и детей протекает по-разному. У взрослых происходит изменение внешнего поведения, у детей корректировка базовых ценностей, ориентацией, иллюзий. Взрослые могут оценивать нормы, дети только усваивают их. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
В период раннего детства огромную роль как института социализации играет семья Поскольку все содержание процесса социализации развертывается в трех основных сферах существования человека в деятельности, общении, самосознании, необходимо выявить роль семьи в каждой из этих сфер. Семья первая ячейка, где ребенок овладевает первыми формами взаимодействия, это первая группа принадлежности, через нее у ребенка закладываются первые впечатления об окружающем мире, о себе (принадлежность к полу) В семье ребенок воспринимает нормы и ценности как общества в целом, так и семьи. Культурные эталоны, которых придерживается семья, во многом обуславливает тип интерпретации социального мира ребенком, формируется представление о справедливости несправедливости.
Первая встреча ребенка с коллизиями жизни происходит в школе. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя здесь. Школа выступает для ребенка подлинной моделью общества, здесь обязательно соблюдение норм и правил, принятых в обществе, формируется представления о принятых в обществе санкциях наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. Эта передача осуществляется всей атмосферой школы, нормами по которым она живет. В школе впервые по настоящему раскрываются две главные задачи социализации: приобщение к социальному опыту, усвоение его и подготовка к его преумножению и воспроизведению, заявлению своей собственной позиции. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения В коллективе одноклассников формируется более объективная оценка собственного опыта, вырабатывается чувство принадлежности к группе, собственное мнение. Институты социализации на трудовой стадии- трудовой коллектив, команда, организация.
17. Охарактеризуйте мету соціалізації
Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке личности.
Помочь личности вижить в бурном потоке кризи сов и революцій – энергетическеской, экологической, информационной, компьютерной и др.., овлодеть опытом старших поколений, понять свое призвание, определь свое место в обществе, самостоятельно найти пути самого эффективного самоопределения в нем.
18.Соціалізація розгортається у трьох взаємопов’язаних сферах,
характерною особливістю яких є відтворення соціальних зв’язків
особистості із зовнішнім святом, охарактеризуйте їх.
Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.