Система методов, приемов и форм, используемых учителем для использования компьютерных технологий на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление эффективности системы методов, приемов и форм, используемых учителем для использования компьютерных технологий на уроках математики при организации самостоятельной работы. Для рассмотрения данной цели проведен анализ различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения перечислены функции, которые выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и компьютерные технологии в целом.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
1. определить роль и значимость компьютерных технологий при организации самостоятельной работы на уроках математики;
2. рассмотреть различные подходы к классификации самостоятельных работ с помощью компьютера;
3. проанализировать работу учителя по подготовки и проведению самостоятельной работы на уроках математики при помощи компьютерных технологий;

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Учитель – основное действующее  лицо на уроке. Поэтому компьютер  и мультимедийные средства надо рассматривать  как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.

 

 Параметры урока 


 

 Урок с использованием ИКТ


 

 Традиционный урок 


 

 передача информации 


 

 учащиеся получают информацию  более насыщено, наглядно 


 

 объяснение учителем, самостоятельное  изучение параграфа по учебнику, использование таблиц 


темп работы

каждый ученик работает в своем темпе, задания и мультимедийные средства учитывают индивидуальные особенности обучаемых, исходный уровень их знаний и умений

учитель использует темп работы, который подходит для большинства  учеников в классе

обратная связь с  учеником

осуществляется в процессе объяснения, закрепления

текущий контроль


Современное обучение математике должно проводиться таким образом, чтобы  у учащихся пробуждался интерес  к знаниям, возрастала потребность  в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Возможности информационных технологий на уроках математики делают работу учителя  более продуктивной, они также  способствуют развитию коммуникативных  способностей у учащихся.

Тестирование - это один из видов  контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня школе.

Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы.

Компьютерное тестирование, как  и любое тестирование, дает возможность  индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.

Для подготовки тестовых заданий и  проведения тестирования можно использовать простую инструментальную программу  «КРАБ 2», разработанную на кафедре  технических средств обучения БГПУ им.М.Танка. Авторами программы являются Кравченя Э.М., Тарбаев П.Б.. Она представляет собой открытую систему для организации и проведения обучения и тестирования по любому общеобразовательному предмету. Подготовку заданий и тестов осуществляют педагоги, знакомые с основами работы ОС Windows,   с редакторами Microsoft Word, Paint.

В процессе исследования выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно  связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Самостоятельная работа оказывает  значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Исследование проводилось на базе практический опыт учителей многих школ, который показал, что цель и гипотеза дипломной работы определили процедуру проведения исследования:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация  выполнения учащимися разнообразных  по дидактической цели и содержанию  самостоятельных работ способствует  развитию их познавательных и  творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно  продуманной методике проведения  самостоятельных работ ускоряются  темпы формирования у учащихся  умений и навыков практического  характера, а это в свою очередь  оказывает положительное влияние  на формирование познавательных умений и навыков.

4. С течением  времени при систематической  организации самостоятельной работы  на уроках и сочетании ее  с различными видами домашней  работы по предмету у учащихся  вырабатываются устойчивые навыки  самостоятельной работы.

Представленные  результаты позволили сделать вывод  о том, что использование компьютера позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. При этом практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий; достигается оптимальный темп работы ученика; легко достигается уровневая дифференциация обучения; поддерживается интерес у ребенка, его активность на протяжении всего урока. Соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Содержание работы может быть полезно учителями как математики так и информатики, студентами педагогических вузов при подготовке к урокам методики преподавания математики, при прохождении различных видов практики, а также молодым педагогам и использованы преподавателями  основной школы.

     Спасибо за внимание.


Информация о работе Система методов, приемов и форм, используемых учителем для использования компьютерных технологий на уроках математики