Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:41, дипломная работа
Цель исследования - выявление эффективности системы методов, приемов и форм, используемых учителем для использования компьютерных технологий на уроках математики при организации самостоятельной работы. Для рассмотрения данной цели проведен анализ различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения перечислены функции, которые выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и компьютерные технологии в целом.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
1. определить роль и значимость компьютерных технологий при организации самостоятельной работы на уроках математики;
2. рассмотреть различные подходы к классификации самостоятельных работ с помощью компьютера;
3. проанализировать работу учителя по подготовки и проведению самостоятельной работы на уроках математики при помощи компьютерных технологий;
Уважаемые председатель и члены комиссии, вашему вниманию предлагается дипломная работа студентки 4-м группы Андрющенко Ирины Александровны на тему: «Использование компьютерных технологий при организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в основной школе».
Одной из важнейшей задачи школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как в настоящее время есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширят горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к самостоятельному, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.
Цель исследования - выявление эффективности системы методов, приемов и форм, используемых учителем для использования компьютерных технологий на уроках математики при организации самостоятельной работы. Для рассмотрения данной цели проведен анализ различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения перечислены функции, которые выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и компьютерные технологии в целом.
Объектом исследования является процесс обучения математике в основной школе.
Предметом исследования является процесс формирования у учащихся умений работать самостоятельно на уроках математики с помощью компьютерных технологий.
Гипотеза предполагает использование компьютерных технологий при организации самостоятельной работы школьников зависит от применения оптимально подобранных методов, форм и приемов работы.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
В процессе изучения темы дипломной работы были использованы следующие методы исследования:
- на теоретическом уровне: методы анализа, синтеза, обобщения, классификации, метод анализа специальной педагогической, методической литературы;
- на эмпирическом уровне: метод наблюдения, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа документации, метод математической обработки данных, метод общения массового и индивидуального педагогического опыта.
Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
ПЕРВАЯ ГЛАВА «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОТЕГОРИЯ» раскрывает аспекты реализации принципов используемых на уроках математики в основной школе при реализации самостоятельной деятельности школьников, понятие самостоятельной работы, ее функции и классификацию.
Познавая предмет или явление в науке, мы, прежде всего, должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Описав мы должны объяснить функциональную взаимосвязь частей предмета или явления, структуры в целом, сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операция преобразовать эти предметы и явления.
Существует
множество различных
В педагогической работе ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности, самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущность самостоятельной работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Однако, существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
2) оперативный
компонент: разнообразные дейст
3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
1) содержательный
компонент: выделение
2) процессуальный
компонент: подбор, определение,
применение адекватных
3) мотивационный
компонент: потребность в
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П. И. Пидкасистого, И. А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1) приобретение
новых знаний, овладение умением
самостоятельно приобретать
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка
умения применять знания в
решении учебных и
4) формирование
умений и навыков
5) формирование
творческого характера, умения
применять знания в
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. (Приложение 1)
В процессе обучения математике возможна организация более 30 видов самостоятельных работ. Однако на практике используют далеко не все виды.
ВТОРАЯ ГЛАВА раскрывает систему самостоятельной работы учащихся.
Под системой самостоятельных работ мы понимаем прежде всего совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.
При отборе видов самостоятельной
работы, при определении ее объема
и содержания следует руководствоваться,
как и во всем процессе обучения,
основными принципами дидактики. Наиболее
важное значение в этом деле имеют
принцип доступности и
Процесс управления должен обеспечивать
реализацию обучающей, воспитательной,
развивающей функций самостояте
Необходимость управления следует из структуры педагогической системы.
Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Содержание учебного материала
усваивается учащимися в
Но наиболее успешной, на наш взгляд, является система индивидуализированного обучения. Она рассматривается как объективная необходимость учёта индивидуальных различий детей в установившейся, уже традиционной классно-урочной системе.
Мы выяснили, что самое трудное для учителя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.
В третьей ГЛАВЕ рассматривается использование компьютерных технологий при организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в основной школе.
Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.