Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами..docx

— 69.08 Кб (Скачать)

Основной проблемой в крае является социальное сиротство, то есть сиротство детей при живых родителях.

В 2008 году зарегистрировано 1769 фактов доставления несовершеннолетних в отделы внутренних дел края за безнадзорность, большая часть детей этой категории имеют родителей. Всего на учёте органов внутренних дел состоит более трёх тысяч родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2008 году в крае выявлен 1731 ребёнок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем не менее, на протяжении последних трёх лет показатель устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, остаётся выше показателя устройства данной категории детей в учреждения общественного воспитания.

Положительная тенденция в крае наметилась и по созданию приёмных семей. Их количество в 2009 году по сравнению с 2008 годом   увеличилось на 64 процента и составило 341 семью. В них воспитывается 583 ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей.

Дети, переданные на воспитание в семью, социально защищены и в меньшей степени сталкиваются с проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Поэтому одним из приоритетов семейной политики должно стать развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Одной из главных задач реализации семейной политики является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, предупреждение насилия в семье, создание условий для реализации права ребёнка на воспитание в семье.

Также одним из приоритетных направлений семейной политики является совершенствование системы семейного воспитания, образования и досуга, включающее в себя расширение доступности дошкольного и дополнительного образования, создание льгот для его получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, введение в учебные планы образовательных учреждений факультативов по вопросам семейного воспитания, разработку программ, направленных на повышение правовой культуры семьи, ответственности за воспитание и здоровье детей.

Ещё одно немаловажное направление – создание условий для реализации права ребёнка на воспитание в семье, профилактика социального сиротства и детской безнадзорности. Оно включает в себя:

- совершенствование нормативно-правовой  базы и обеспечение защиты  прав и законных интересов  несовершеннолетних;

- проведение социологических  исследований по проблемам безнадзорности  и правонарушений среди несовершеннолетних;

- развитие системы ранней  диагностики семейного неблагополучия, создания служб сопровождения  семей;

- содействие развитию  форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействие совершенствованию  системы профессиональной подготовки  специалистов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, по вопросам их семейного устройства  и воспитания, развитие служб  сопровождения приёмных семей;

- содействие обеспечению  предупреждения и профилактики  насилия в семье, в том числе  жестокого обращения с детьми;

- совершенствование инфраструктуры органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание условий для  социализации подростков, проживающих  в семьях, находящихся в социально  опасном положении, через деятельность  социально-реабилитационных учреждений  различного типа;

- совершенствование и  развитие адресной государственной  помощи семьям, в том числе  приёмным, имеющим двух и более  детей;

- изучение и внедрение  новых технологий в работе  с семьёй [Концепция реализации семейной политики в Хабаровском Крае]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив данную проблему можно прийти к следующим выводам:

1. Оказание  помощи детям  сиротам и детям, лишившимся опеки  своих родителей, может осуществляться  как в  учреждениях интернатного  типа,  так  и    в   условиях  приемной   семьи. При  этом  приоритетность  отдается   воспитанию     таких   детей   в    семье.

2. Наиболее эффективным является использование профессионального, системного  подхода  к социальной   работе  с  семьей.

3. Многочисленные исследования  содействуют все более широкому  использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных  программ, которые учитывают потребности  ребенка и пожелания семьи. Это  будет содействовать более эффективному  оказанию помощи.

4. Особое значение, по  моему мнению, имеет изменение  общественного мнения в отношении  детей-сирот. Это должно являться  первостепенной задачей социальной  политики, однако, в нашей стране  этому вопросу не уделяется  должного внимания.

5. Система социализации  должна охватывать все сферы  жизнедеятельности. При этом особое  внимание уделяется социальной  и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение  для развития у ребенка  навыков  независимой самостоятельной жизни.

6. Одним из самых важных направлений является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.

Были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-сиротам в нашей стране, в результате, которого были обнаружены недостатки социальной политики государства, влияющей на эффективность социальной работы с данной категорией населения.

Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганду семейных ценностей в средствах массовой информации.

Очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для своего разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. А главной целью политики государства должна стать выработка предложений и принятие необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению положения данной категории детей.

Таким образом, считаю, что все поставленные мною задачи при написании курсовой работы, были успешно выполнены, а цель (рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами) – достигнута в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декларация прав ребёнка. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Официальные отчёты. Четырнадцатая сессия. 1959.

2. Конвенция о правах ребенка ООН. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1995.

3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М.: Гарант, 2004.

4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-Ф3 (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), М.: Гарант, 2004.

5. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 48.

6. Федеральная целевая программа «Дети-сироты» на 2011-2015 г. // Собрание законодательства РФ.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005, - № 49

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  от 7 ноября 2005 // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 659

9. Указ  Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 года // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 712

10. Афонин С.Н. Проблема социального сиротства и СМИ. -М.,2003.

11. Байбородова JI.B. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Научно-методическое пособие / JI.B. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.А. Ковальчук, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков. -М., 1999.

12. Врутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей // Вопросы психологии. 1994.

13. Дубровина И.В. особенности психического развития детей в семье, и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей. М.,1982.

14. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств. // Вопросы психологии. 1998. №5.

15. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщин // Социологические исследования. 2002. - № 11.

16. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.,1997.

17. Кузнецова JI.B. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социологические исследования. 2003.

18. Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002.

19. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.-М., 2000.

20. Новокшенова Г.А. Социальное патронирование семьи. Пермь, 2002.

21. Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. // Социокультурные проблемы социальной работы. — М.: Инт-т социальной работы, 1996.

22. Радина Н.К. Некоторые особенности формирования Я-концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. Нижний Новгород, 1993.

23. Социальное обслуживание семьи и детей в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

24. Терновская М.Ф. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 1. М.: Квадрум, 2002.

25.  Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция. 2002. - №10.

26. Шохина JI.H. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. // Гражданин и право. 2002. - №1.

27. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: Монография. М., 2001.

28. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России. // СОЦИС. — 2001. № 5.

Интернет-ресурсы:

1. www.gks.ru/‎

2. www.garant.ru/‎

3. www.rosmintrud.ru/‎

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами