Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа
Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Основной проблемой в крае является социальное сиротство, то есть сиротство детей при живых родителях.
В 2008 году зарегистрировано 1769 фактов доставления несовершеннолетних в отделы внутренних дел края за безнадзорность, большая часть детей этой категории имеют родителей. Всего на учёте органов внутренних дел состоит более трёх тысяч родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей. В 2008 году в крае выявлен 1731 ребёнок из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тем не менее, на протяжении последних трёх лет показатель устройства выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, остаётся выше показателя устройства данной категории детей в учреждения общественного воспитания.
Положительная тенденция в крае наметилась и по созданию приёмных семей. Их количество в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилось на 64 процента и составило 341 семью. В них воспитывается 583 ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети, переданные на воспитание в семью, социально защищены и в меньшей степени сталкиваются с проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Поэтому одним из приоритетов семейной политики должно стать развитие семейных форм устройства детей-сирот.
Одной из главных задач реализации семейной политики является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, предупреждение насилия в семье, создание условий для реализации права ребёнка на воспитание в семье.
Также одним из приоритетных направлений семейной политики является совершенствование системы семейного воспитания, образования и досуга, включающее в себя расширение доступности дошкольного и дополнительного образования, создание льгот для его получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, введение в учебные планы образовательных учреждений факультативов по вопросам семейного воспитания, разработку программ, направленных на повышение правовой культуры семьи, ответственности за воспитание и здоровье детей.
Ещё одно немаловажное направление – создание условий для реализации права ребёнка на воспитание в семье, профилактика социального сиротства и детской безнадзорности. Оно включает в себя:
- совершенствование нормативно-
- проведение социологических
исследований по проблемам
- развитие системы ранней
диагностики семейного
- содействие развитию
форм семейного устройства
- содействие совершенствованию
системы профессиональной
- содействие обеспечению предупреждения и профилактики насилия в семье, в том числе жестокого обращения с детьми;
- совершенствование инфраструктуры органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание условий для
социализации подростков, проживающих
в семьях, находящихся в социально
опасном положении, через деятельность
социально-реабилитационных
- совершенствование и
развитие адресной
- изучение и внедрение новых технологий в работе с семьёй [Концепция реализации семейной политики в Хабаровском Крае]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив данную проблему можно прийти к следующим выводам:
1. Оказание помощи детям сиротам и детям, лишившимся опеки своих родителей, может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях приемной семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.
2. Наиболее эффективным является использование профессионального, системного подхода к социальной работе с семьей.
3. Многочисленные исследования
содействуют все более
4. Особое значение, по
моему мнению, имеет изменение
общественного мнения в
5. Система социализации
должна охватывать все сферы
жизнедеятельности. При этом особое
внимание уделяется социальной
и профессиональной ориентации,
что имеет немаловажное
6. Одним из самых важных направлений является обеспечение полноценного образования для детей – сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.
Были также проведены исследования по выявлению проблем и особенностей оказания социальной помощи детям-сиротам в нашей стране, в результате, которого были обнаружены недостатки социальной политики государства, влияющей на эффективность социальной работы с данной категорией населения.
Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганду семейных ценностей в средствах массовой информации.
Очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для своего разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. А главной целью политики государства должна стать выработка предложений и принятие необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению положения данной категории детей.
Таким образом, считаю, что все поставленные мною задачи при написании курсовой работы, были успешно выполнены, а цель (рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами) – достигнута в полном объеме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декларация прав ребёнка. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Официальные отчёты. Четырнадцатая сессия. 1959.
2. Конвенция о правах ребенка ООН. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. М.: Народное образование, 1995.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). М.: Гарант, 2004.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-Ф3 (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), М.: Гарант, 2004.
5. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 48.
6. Федеральная целевая программа «Дети-сироты» на 2011-2015 г. // Собрание законодательства РФ.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005, - № 49
8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 7 ноября 2005 // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 659
9. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 года // Собрание законодательства РФ. 2008, - № 712
10. Афонин С.Н. Проблема социального сиротства и СМИ. -М.,2003.
11. Байбородова JI.B. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Научно-методическое пособие / JI.B. Байбородова, Л.Г. Жедунова, М.А. Ковальчук, О.Н. Посысоев, М.И. Рожков. -М., 1999.
12. Врутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей // Вопросы психологии. 1994.
13. Дубровина И.В. особенности психического развития детей в семье, и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей. М.,1982.
14. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств. // Вопросы психологии. 1998. №5.
15. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщин // Социологические исследования. 2002. - № 11.
16. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.,1997.
17. Кузнецова JI.B. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов // Социологические исследования. 2003.
18. Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е., Золотухина В.И., Семья Г.В. Социализация и образование социальных сирот: Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002.
19. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.-М., 2000.
20. Новокшенова Г.А. Социальное патронирование семьи. Пермь, 2002.
21. Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. // Социокультурные проблемы социальной работы. — М.: Инт-т социальной работы, 1996.
22. Радина Н.К. Некоторые особенности формирования Я-концепции у детей в условиях депривации детско-родительских отношений // Шестилетние дети: Проблемы и исследования. Нижний Новгород, 1993.
23. Социальное обслуживание семьи и детей в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
24. Терновская М.Ф. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми и модель образовательного учреждения нового типа. Выпуск 1. М.: Квадрум, 2002.
25. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция. 2002. - №10.
26. Шохина JI.H. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот. // Гражданин и право. 2002. - №1.
27. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения: Монография. М., 2001.
28. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России. // СОЦИС. — 2001. № 5.
Интернет-ресурсы:
1. www.gks.ru/
2. www.garant.ru/
3. www.rosmintrud.ru/
Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами