Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа
Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
3) приоритетность и пропаганду семейных форм устройства детей-сирот;
4) профилактику социального сиротства; применение в этой области современных технологий;
5) развитие системы социализации детей-сирот;
6) обеспечение социальной
защищённости выпускников
7) обеспечение профессионального обучения выпускников детских учреждений;
8) материально-техническое обеспечение детских домов и интернатов;
9) научно-методическое оснащение деятельности в данной сфере;
10) совершенствование правовых гарантий, защита интересов детей-сирот (жилищных, имущественных и других).
Государственным заказчиком федеральной целевой программы «Дети-сироты», входящей в президентскую программу «Дети России» является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Главная причина возникающих сложностей в выполнении некоторых направлений данной программы это – недостаточное финансирование. Сегодня перед Российской Федерацией всё острее стоит проблема поиска и привлечения дополнительных капиталовложений в сферу реализации государственной политики в отношении детей-сирот.
2.3 Опека и попечительство
в социальной работе с детьми-
Передача ребёнка-сироты в приёмную семью под опеку считается сегодня самым приемлемым способом замещения воспитания в семье.
Все вопросы касаемые опеки и попечительства детей-сирот регламентируются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ. Этот закон определяет порядок усыновления, опеки и попечительства, а также их прекращения, права и обязанности попечителей и опекунов.
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. [Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. – Самара, 2003 г., с. 46]
Отношения, которые возникают в данной сфере, регулируются вышеупомянутым законом, Конституцией РФ и другими, не противоречащими им нормативно-правовыми актами, а особенности этих отношений – Семейным Кодексом РФ.
В отношении опеки и попечительства перед государством стоят следующие задачи:
1) обнаружение и устройство детей, нуждающихся в опеке и попечительстве;
2) охрана их интересов и прав;
3) создание для них достойного уровня жизни;
4) надзор за выполнением опекунами и попечителями, а также органами, занимающимися вопросами опеки и попечительства, своих полномочий.
Органы опеки и попечительства, в свою очередь, должны:
1) осуществлять охрану
прав и интересов детей-сирот,
преданных под опеку и
2) контролировать деятельность попечителей и опекунов;
3) обеспечить гарантированную сохранность имущества лиц, находящихся под опекой и попечительством.
Деятельность любых других организаций или частных лиц по поиску и устройству детей-сирот не допускается [п. 1 ст. 121 СК РФ].
Главный критерий оказания оптимальной помощи детям-сиротам, нуждающимся в опеке и попечительстве – своевременный учёт. После получения информации о таких детях, органы опеки и попечительства не позднее, чем в течение трёх дней должны проверить условия их жизни и сделать вывод о подлинности информации. После этого необходимо выяснить есть ли у ребёнка родственники и установить их местонахождение, если таковые имеются. Если родственников нет, то принимаются меры об обеспечении защиты ребёнка (охрана его имущества и жилья) и его временного устройства. Временное устройство возможно в двух формах – передача ребёнка его родственникам или помещение в учреждение для детей-сирот.
Вся информация о таких детях хранится в государственном банке данных о детях, лишенных попечения своих родителей. На территории субъектов РФ создаются региональные банки данных.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ
3.1 Приёмная семья и ее особенности
Говоря об устройстве детей-сирот, невозможно обойти стороной такое понятие, как «приёмная семья». Приёмная семья – это такая форма устройства детей, лишившихся опеки своих родителей и детей-сирот, при которой между приёмными родителями и органом опеки и попечительства заключается договор о передаче ребёнка в семью на воспитание.
Согласно Семейному Кодексу РФ, приёмной семьёй признаётся опека или попечительство над ребёнком или детьми, которые осуществляются по договору о приёмной семье, заключённому между органом опеки и попечительства и приёмными родителями или приёмным родителем на срок, указанный в этом договоре. [СК РФ, ст. 152]
Приёмными родителями принято считать супругов или отдельных граждан, которые изъявили желание взять в семью на воспитание ребёнка или детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети именуются приёмными детьми.
Главным условием, определяющим возможность принять ребёнка в семью, является достижение приёмными родителями совершеннолетия. Однако существует и ряд следующих исключений, а именно:
1) лица, уже являвшиеся ранее усыновителями, но отменившие усыновление по своему желанию;
2) лица недееспособные или ограничено способные;
3) лица, имеющие определённые заболевания, препятствующие принятию ребёнка в семью;
4) лица, лишённые родительских прав;
5) отстранённые от обязанностей опекуна за их ненадлежащее выполнение.
Данные категории граждан не могут стать приёмными родителями.
Основанием для образования приёмной семьи является договор, заключённый между органом опеки и попечительства и приёмными родителями в соответствии с определённой формой. [Постановление Правительства РФ от 01.02.2005 г. №49]
На воспитание в приёмную семью могут передаваться следующие категории детей:
- сироты;
- дети, чьи родители лишены
родительских прав или
- дети, чьи родители имеют
проблемы со здоровьем и не
могут самостоятельно
- дети, чьи родители неизвестны;
- дети, лишённые опеки своих родителей и находящиеся в специальных учреждениях.
Закон также закрепляет за приёмной семьёй возможность взять на воспитание ребёнка, имеющего трудности со здоровьем (тяжелая болезнь, различного рода отклонения, инвалидность) в случае, если она обладает всеми условиями, необходимыми для полноценного содержания такого ребёнка. Пригодность таковых должен проверять орган опеки и попечительства.
Количество детей в семье также определено. Число всех членов семьи, включая родителей, детей и родных, не должно превышать 8 человек.
При передаче ребёнка в приёмную семью, в первую очередь учитывают его потребности и интересы. Дети, которым уже исполнилось 10 лет, должны дать своё согласие на воспитание в конкретной семье.
Если у ребёнка есть братья или сёстры, то при устройстве в семью их стараются не разделять, за исключением тех случаев, когда один из детей не может быть передан в семью по показателям здоровья или самостоятельно изъявляет нежелание воспитываться в данной семье.
Ещё одной особенностью приёмной семьи является то, что она не влечёт за собой алиментных и наследственных обязательств. Бывшие опекуны не могут обязать своих бывших подопечных содержать их в случае их старости или болезни.
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи
На начальном этапе своего существования, приёмная семья всегда испытывает определённые трудности. Причём возникают они, как у родителей, так и у детей.
Чаще всего для родителей это неуверенность и боязнь «что-то сделать не так», неготовность к различиям между ожидаемым поведением приёмного ребёнка и действительностью, неумение наладить отношения между родными и приёмными детьми, боязнь осуждения со стороны окружающих, страх, что ребёнок никогда их не полюбит и так и будет считать чужими.
Некоторые родители начинаются баловать приёмного ребёнка, всё ему позволять. Они начинают жалеть его, подчеркивать его особое положение. В итоге ребёнок привыкает перекладывать все свои проблемы на плечи взрослых, ничего не хочет делать сам. Это может привести к развитию иждивенческих настроений, неумению принимать решения и действовать самостоятельно. Такие дети вырастают неприспособленными к жизни, неорганизованными, несобранными.
Другие же родители, наоборот, слишком требовательны к ребёнку, многое запрещают и сразу стараются перевоспитать его, устанавливают строгие границы между тем, что можно и что нельзя, не желают мириться с прошлым ребёнка. Дети в таких семьях вырастают зажатыми, неуверенными в себе. Они постоянно ищут одобрения окружающих, первая же неудача вызывает моментальное прекращение любой деятельности, дети любыми способами готовы добиться одобрения своих родителей и ради этого готовы «идти по головам».
Вот почему родителям так важно найти золотую середину. Не потакать во всём своему ребёнку, но и не запрещать ему всё. Нужно помнить, что ребёнок жил раньше совсем другой жизнью, с другими порядками и своими законами. Теперь он чувствует себя беззащитным, чужим, не знает как себя вести, чтобы понравиться новым родителям. Поэтому нельзя сразу ломать его под себя. Это может привести к отчуждению и чувству враждебности по отношению к родителям. Нужно дать ребёнку время освоиться, позволить ему самому принять новые правила и нормы поведения.
Для ребёнка же набор трудностей намного специфичнее и разнообразнее. Адаптация детей в новой семье зависит от возраста ребёнка, особенностей его характера, опыта прошлой жизни. Однако можно выделить общие для всех стадии:
1) Знакомство
На этом этапе наблюдается повышенная осторожность к ребёнку со стороны родителей, они хотят оберегать его, помогать ему и защищать от всех бед. Ребёнок же безоговорочно выполняет все просьбы, с удовольствием старается привыкнуть к своей новой жизни, новым порядкам и обязанностям.
2) Регрессия
На этом этапе эйфория от первых ощущений уже прошла, происходит «притирание» ребёнка ко взрослым. Вот тут то и могут возникнуть первые трудности. Ребёнок начинает пробовать вести себя как раньше, но новая семья означает и новые правила. Не всегда поведение ребёнка встречает одобрение у взрослых. Элементы воспитания дети воспринимают в штыки, у них происходит надлом привычного стереотипа поведения. Часто это переживается очень болезненно, ребенок обижается, старается делать всё наоборот. Это связано с его подсознательной потребностью в понимании и одобрении. Для родителей в такой ситуации важно научиться действовать мягко, дать понять ребёнку, что они ему не враги, а эти временные сложности скоро пройдут.
3) Привыкание
На этой стадии постепенно начинает исчезать напряжение между ребёнком и родителями. Ребёнок привыкает к правилам и принимает их, его поведение становится более естественным. Если ребёнок видит, что нужен своим родителям, то у него начинает формироваться чувство привязанности к ним. Если же родители не смогли наладить положительный контакт с ребёнком, то возможно проявление агрессии с его стороны, различного рода отклоняющееся поведение.
Если семья сумеет справиться со всеми трудностями в течение первого года, то в дальнейшем все проблемы будут разрешаться достаточно легко.
Для создания теплой атмосферы в семье и взаимопонимания требуется время. Чтобы лучше понять, что нужно ребёнку, нужно беседовать с ним, играть, пытаться принять его интересы, поддерживать во всех начинаниях. Ребёнку необходимо чувствовать себя нужным и защищённым в новой обстановке. И родителям, и ребёнку нужно быть максимально внимательными друг к другу, и тогда процесс адаптации и социализации ребёнка в приёмной семье пройдет легко и безболезненно.
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей
Вопросы материального стимулирования принятия на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращения числа детей, находящихся в государственных интернатных учреждениях, путём их устройства в приёмные и опекунские семьи, а также семейные воспитательные группы рассматривает Концепция реализации семейной политики в Хабаровском Крае на период до 2015 года. Данная Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, закрепляющие права и гарантии семьи.
Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами