Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами..docx

— 69.08 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 040400  «Социальная работа»

Кафедра социальной работы и социологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ.

 

 

Автор работы:

студентка 3 курса, 831 группа

очной формы обучения

Ирина Васильевна Круглова

Подпись, дата_________________

 

                                                                                                     Руководитель работы:

к.соц.н., доцент

Константин Борисович Парфенов

Подпись, дата__________________

 

 

 

Хабаровск

2013 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5

1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8

1.3 Характеристика детей-сирот  разного возраста………………………………....11

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14

 2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14

2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17

2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19

ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21

3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21

3.2 Социализация ребенка  в условиях приемной семьи………………….……...…23

3.3 Политика Хабаровского  Края в отношении приемных  семей………………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…31

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы, вне всякого сомнения, является очень актуальной. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит сегодня наиболее остро. Замечено, что большинство детей-сирот стали таковыми не по причине смерти своих родителей. Большинство из них относится к категории социального сиротства. Это означает, что они являются сиротами, но имеют живых родителей.

  Согласно статье 20 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок, который по каким-либо причинам не может оставаться в своей семье или лишен её вовсе, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. Данное положение соответствует нормам международного права.

Охрана детства является приоритетным направлением политики нашей страны. Вот почему защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходит сегодня на первый план. Создание необходимых для всестороннего развития детей-сирот условий – важнейшая задача нашего государства. Для этого осуществляется комплекс специальных мероприятий по созданию и реализации политики государства в отношении детей-сирот (как на федеральном, так и на местном уровнях). Целью данной политики является успешная адаптация и социализация ребенка, его полноценное функционирование в обществе.

Все вышесказанное еще раз указывает на важность обращения к данной теме и определяет актуальность курсовой работы.

Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;

- рассмотреть особенности  и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае. 

Теоретическо-методологической базой курсовой работы выступили работы классиков социологии, исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка, отклоняющегося поведения и вопросам социальной политики. В данной работе были использованы социокультурный и структурно-функциональный подходы к анализу сиротства в современном российском обществе. В качестве элементов методологической базы в работе используются теория семейных структур, основы теории воспитательных систем и современные теории управления. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.

Законодательно-правовую базу составили законодательные акты, регулирующие положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также акты, регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе разработки программ по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1 Сущность и причины сиротства

В современном мире термин «сиротство» широко распространен и находится у всех на слуху. В стандартном понимании сирота – это ребёнок в возрасте до 18 лет, родители которого (или единственный родитель) умерли. Однако сегодня всё чаще стали использовать понятие «социальное сиротство». Социальные сироты – это дети, у которых есть родители. Только эти родители в силу различных обстоятельств не занимаются их воспитанием.

Каковы причины социального сиротства? Можно выделить несколько основных причин: смерть родителей или лишение их родительских прав, признание их без вести пропавшими или недееспособными, нахождение родителей в местах лишения свободы, их продолжительное принудительное лечение, болезнь, отказ от детей при их рождение и многое другое.

Проблема сиротства стоит сегодня наиболее остро ещё и потому, что дети-сироты принадлежат к группе риска. У значительного числа детей этой категории наблюдаются проблемы в развитии, различного рода отклонения, девиантное поведение. Специалисты также отмечают такое новое явление, как скрытое социально сиротство.  Родители таких детей живы, но не принимают участие в их воспитании. А это, в свою очередь, порождает безнадзорность и беспризорность. Такое понятие как «социальное сиротство» раньше тесно связывали с понятием «неблагополучная семья». Однако сегодня социальные сироты встречаются и в семьях с внешним благополучием (это могут быть семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию или семьи с неблагополучной психологической атмосферой).

Дети, признанные сиротами, получают полное государственное обеспечение, которое включает в себя питание, проживание и предоставление одежды или возмещение их полной стоимости (если данная услуга не оказывалась).

 Однако государство  может справиться далеко не  со всеми проблемами сиротства. Трудности могут возникать в период появления сиротства (когда ребёнок испытывает на себе негативное воздействие неблагополучной семьи), во время адаптации и социализации ребёнка в специальном учреждении и в период начала самостоятельной жизни (после прекращения опеки государства).

В наши дни многие развитые страны столкнулись с проблемой сиротства. И Российская Федерация не исключения. И самое печальное, что с каждым годом количество детей-сирот только растет. Это явление невозможно оставить без внимания, ведь дети – это будущее нашей страны.

Сегодня наблюдается тенденция уменьшения заинтересованности родителей в судьбе детей. Обусловлено это целым рядом факторов: изменение структуры семьи и её функций, расторжение браков и, как следствие, огромное число неполных семей, жестокое обращение с детьми, насилие над ними, отсутствие нормальных условий для полноценного содержания детей, изменение нравственных ценностей и норм.

Всё это негативно сказывается и на самом ребёнке, приводит к его дезадаптации. Детям, испытавшим на себе подобные явления, труднее находить общий язык со своими сверстниками, они чаще подвержены различным психическим заболеваниям. По данным статистики свыше 50 % малолетних правонарушителей являются сиротами.

К тому же, часто бывает  так, что сироты, не имея перед глазами примера нормальных семейных взаимоотношений, впоследствии не могут создать уже  свою собственную семью. А это может привести к сложностям в воспитании уже их детей и даже лишению родительских прав. Тем самым количество социальных сирот в Российской Федерации будет продолжать расти.

Учитывая всё вышесказанное, можно выделить три главные причины сиротства:

- смерть родителей (или  единственного родителя);

- самостоятельный отказ  родителей от своего ребёнка (чаще  всего матери отказываются от  младенцев ещё в родильных  домах);

- лишение родителей родительских  прав (если под угрозой находятся  права, интересы или жизнь ребёнка). Это характерно для неблагополучных  семей, в которых родители   ведут антиобщественный образ жизни, страдают наркоманией, алкоголизмом или различными психическими заболеваниями, не осуществляют должный уход за ребёнком и не занимаются его воспитанием.

Таким образом, сиротство сегодня является трагическим и распространяющимся с катастрофической скоростью явлением. Для его преодоления необходимо проводить комплексные мероприятия, направленные на всестороннюю поддержку и охрану материнства, семьи и детства, пропаганду приоритетности воспитания детей в семье, совершенствование форм устройства детей-сирот и системы их содержания в специализированных учреждениях, а также упрочнение политических, экономических и социальных процессов в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Положение детей-сирот  в современной России

Мы привыкли говорить о цивилизованности какого-либо общества, исходя из его отношения к уязвимым и незащищенным слоям населения. Особенно к детям, лишившимся опеки своих родителей. Раньше о проблеме сиротства предпочитали умалчивать, однако в современном государстве, строящемся на принципах гласности и демократии, это стало невозможным, и истинное положение вещей оказалось шокирующим для большинства населения.

Данные статистики неутешительны. Количество сирот в России сегодня не уступает количеству сирот в военные годы. Но если раньше дети становились сиротами в результате гибели своих родителей на фронте, то сегодня родители большинства таких детей живы и отказались от них добровольно.

Явление сиротства возникло вместе с самим обществом и существует столько же, сколько и оно. Войны, катастрофы и несчастные случаи всегда сопровождали человечество, унося жизни миллионов людей и обрекая их детей на незавидное существование. Однако сегодня подобное случается всё чаще из-за нежелания или отсутствия возможности родителей заботиться о своих детях. В этом и заключается феномен социального сиротства.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. [Семейный кодекс РФ, 121 статья]  

 Если проанализировать данные статистики, то можно увидеть следующее:

- 3% детей подкидывают  на пороги домов ребёнка;

- примерно 60% родителей отказываются  от новорожденных в родильных  домах, ссылаясь на отсутствие  нормальных условий для их  содержания (большинство из них  – матери-одиночки);

- 30% детей-сирот становятся  такими в результате отказа  родителей-алкоголиков;

- определённый процент  матерей объясняет свой отказ  от ребёнка отсутствием психологической  готовности к его воспитанию;

 Сегодня в России, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, примерно шестьсот тысяч детей являются сиротами. И только 5% из них – круглые сироты. Родители остальных – живы.

Каковы же причины отказа от детей? Их насчитывается огромное множество. Но чаще всего это:

- финансовые трудности;

- неподобающие жилищные  условия;

Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами