Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа
Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет государственного и муниципального управления
Специальность 040400 «Социальная работа»
Кафедра социальной работы и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
СИРОТСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ – СИРОТАМИ.
Автор работы:
студентка 3 курса, 831 группа
очной формы обучения
Ирина Васильевна Круглова
Подпись, дата_________________
к.соц.н., доцент
Константин Борисович Парфенов
Подпись, дата__________________
Хабаровск
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО
И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот
разного возраста………………………………..
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..
2.1 Проблемы социализации детей-сирот
и детей, лишенных родительской опеки…………………………………………………………………
2.2 Государственная политика
в отношении детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………
3.2 Социализация ребенка
в условиях приемной семьи……………
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…31
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы, вне всякого сомнения, является очень актуальной. Проблема увеличения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит сегодня наиболее остро. Замечено, что большинство детей-сирот стали таковыми не по причине смерти своих родителей. Большинство из них относится к категории социального сиротства. Это означает, что они являются сиротами, но имеют живых родителей.
Согласно статье 20 Конвенции о правах ребёнка, каждый ребёнок, который по каким-либо причинам не может оставаться в своей семье или лишен её вовсе, имеет право на защиту и помощь со стороны государства. Данное положение соответствует нормам международного права.
Охрана детства является приоритетным направлением политики нашей страны. Вот почему защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выходит сегодня на первый план. Создание необходимых для всестороннего развития детей-сирот условий – важнейшая задача нашего государства. Для этого осуществляется комплекс специальных мероприятий по созданию и реализации политики государства в отношении детей-сирот (как на федеральном, так и на местном уровнях). Целью данной политики является успешная адаптация и социализация ребенка, его полноценное функционирование в обществе.
Все вышесказанное еще раз указывает на важность обращения к данной теме и определяет актуальность курсовой работы.
Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.
Теоретическо-методологической базой курсовой работы выступили работы классиков социологии, исследования современных ученых, посвященные проблемам социального порядка, отклоняющегося поведения и вопросам социальной политики. В данной работе были использованы социокультурный и структурно-функциональный подходы к анализу сиротства в современном российском обществе. В качестве элементов методологической базы в работе используются теория семейных структур, основы теории воспитательных систем и современные теории управления. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественные и качественные методы сбора эмпирической информации.
Законодательно-правовую базу составили законодательные акты, регулирующие положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также акты, регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе разработки программ по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Сущность и причины сиротства
В современном мире термин «сиротство» широко распространен и находится у всех на слуху. В стандартном понимании сирота – это ребёнок в возрасте до 18 лет, родители которого (или единственный родитель) умерли. Однако сегодня всё чаще стали использовать понятие «социальное сиротство». Социальные сироты – это дети, у которых есть родители. Только эти родители в силу различных обстоятельств не занимаются их воспитанием.
Каковы причины социального сиротства? Можно выделить несколько основных причин: смерть родителей или лишение их родительских прав, признание их без вести пропавшими или недееспособными, нахождение родителей в местах лишения свободы, их продолжительное принудительное лечение, болезнь, отказ от детей при их рождение и многое другое.
Проблема сиротства стоит сегодня наиболее остро ещё и потому, что дети-сироты принадлежат к группе риска. У значительного числа детей этой категории наблюдаются проблемы в развитии, различного рода отклонения, девиантное поведение. Специалисты также отмечают такое новое явление, как скрытое социально сиротство. Родители таких детей живы, но не принимают участие в их воспитании. А это, в свою очередь, порождает безнадзорность и беспризорность. Такое понятие как «социальное сиротство» раньше тесно связывали с понятием «неблагополучная семья». Однако сегодня социальные сироты встречаются и в семьях с внешним благополучием (это могут быть семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию или семьи с неблагополучной психологической атмосферой).
Дети, признанные сиротами, получают полное государственное обеспечение, которое включает в себя питание, проживание и предоставление одежды или возмещение их полной стоимости (если данная услуга не оказывалась).
Однако государство может справиться далеко не со всеми проблемами сиротства. Трудности могут возникать в период появления сиротства (когда ребёнок испытывает на себе негативное воздействие неблагополучной семьи), во время адаптации и социализации ребёнка в специальном учреждении и в период начала самостоятельной жизни (после прекращения опеки государства).
В наши дни многие развитые страны столкнулись с проблемой сиротства. И Российская Федерация не исключения. И самое печальное, что с каждым годом количество детей-сирот только растет. Это явление невозможно оставить без внимания, ведь дети – это будущее нашей страны.
Сегодня наблюдается тенденция уменьшения заинтересованности родителей в судьбе детей. Обусловлено это целым рядом факторов: изменение структуры семьи и её функций, расторжение браков и, как следствие, огромное число неполных семей, жестокое обращение с детьми, насилие над ними, отсутствие нормальных условий для полноценного содержания детей, изменение нравственных ценностей и норм.
Всё это негативно сказывается и на самом ребёнке, приводит к его дезадаптации. Детям, испытавшим на себе подобные явления, труднее находить общий язык со своими сверстниками, они чаще подвержены различным психическим заболеваниям. По данным статистики свыше 50 % малолетних правонарушителей являются сиротами.
К тому же, часто бывает так, что сироты, не имея перед глазами примера нормальных семейных взаимоотношений, впоследствии не могут создать уже свою собственную семью. А это может привести к сложностям в воспитании уже их детей и даже лишению родительских прав. Тем самым количество социальных сирот в Российской Федерации будет продолжать расти.
Учитывая всё вышесказанное, можно выделить три главные причины сиротства:
- смерть родителей (или единственного родителя);
- самостоятельный отказ родителей от своего ребёнка (чаще всего матери отказываются от младенцев ещё в родильных домах);
- лишение родителей
Таким образом, сиротство сегодня является трагическим и распространяющимся с катастрофической скоростью явлением. Для его преодоления необходимо проводить комплексные мероприятия, направленные на всестороннюю поддержку и охрану материнства, семьи и детства, пропаганду приоритетности воспитания детей в семье, совершенствование форм устройства детей-сирот и системы их содержания в специализированных учреждениях, а также упрочнение политических, экономических и социальных процессов в обществе.
1.2 Положение детей-сирот в современной России
Мы привыкли говорить о цивилизованности какого-либо общества, исходя из его отношения к уязвимым и незащищенным слоям населения. Особенно к детям, лишившимся опеки своих родителей. Раньше о проблеме сиротства предпочитали умалчивать, однако в современном государстве, строящемся на принципах гласности и демократии, это стало невозможным, и истинное положение вещей оказалось шокирующим для большинства населения.
Данные статистики неутешительны. Количество сирот в России сегодня не уступает количеству сирот в военные годы. Но если раньше дети становились сиротами в результате гибели своих родителей на фронте, то сегодня родители большинства таких детей живы и отказались от них добровольно.
Явление сиротства возникло вместе с самим обществом и существует столько же, сколько и оно. Войны, катастрофы и несчастные случаи всегда сопровождали человечество, унося жизни миллионов людей и обрекая их детей на незавидное существование. Однако сегодня подобное случается всё чаще из-за нежелания или отсутствия возможности родителей заботиться о своих детях. В этом и заключается феномен социального сиротства.
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. [Семейный кодекс РФ, 121 статья]
Если проанализировать данные статистики, то можно увидеть следующее:
- 3% детей подкидывают на пороги домов ребёнка;
- примерно 60% родителей отказываются от новорожденных в родильных домах, ссылаясь на отсутствие нормальных условий для их содержания (большинство из них – матери-одиночки);
- 30% детей-сирот становятся такими в результате отказа родителей-алкоголиков;
- определённый процент
матерей объясняет свой отказ
от ребёнка отсутствием
Сегодня в России, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, примерно шестьсот тысяч детей являются сиротами. И только 5% из них – круглые сироты. Родители остальных – живы.
Каковы же причины отказа от детей? Их насчитывается огромное множество. Но чаще всего это:
- финансовые трудности;
- неподобающие жилищные условия;
Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами