Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является сиротство как проблема современного российского общества. Предметом - особенности сиротства и социальной работы с детьми – сиротами.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности социальной работы с детьми-сиротами.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- дать понятие сиротству и изучить его особенности в современном российском обществе;
- рассмотреть особенности и формы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- изучить основные направления работы с приемными семьями и политику в отношении детей-сирот в Хабаровском Крае.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СИРОТСТВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ…………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность и причины сиротства…………………………….………….……….5
1.2 Положение детей-сирот в современной России..………………………………8
1.3 Характеристика детей-сирот разного возраста………………………………....11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ ……………………………………………………….………………..14
2.1 Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………………………….14
2.2 Государственная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….…..17
2.3 Опека и попечительство в социальной работе с детьми-сиротами………..…19
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ ……….….21
3.1 Приёмная семья и ёё особенности……………………..………………………..21
3.2 Социализация ребенка в условиях приемной семьи………………….……...…23
3.3 Политика Хабаровского Края в отношении приемных семей………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами..docx

— 69.08 Кб (Скачать)

- алкоголизм и наркомания  родителей;

- неполная семья;

- наличие у младенцев  дефектов, отклонений и неизлечимых  заболеваний;

- несовершеннолетие матери, её страх и неготовность к  воспитанию.

Положение вещей осложняется ещё и тем, что государство охотнее направляет значительные финансовые средства на содержание интернатов и детских домов, чем развивает систему передачи сирот в приёмные семьи. Однако и этих вложений оказывается слишком мало.

Нередки и случаи жестокого обращения с детьми в семье. Каждый второй социальный сирота подвергался побоям со стороны своих родителей. Это приводит к побегам; дети сбегают от издевательств и насилия, в том числе сексуального. 21% детей-сирот подвергался насилию сексуального характера. В основном это девушки-подростки 13-17 лет, но известны и шокирующие общественность случаи, когда жертвами насилия становились малыши 1,5 - 5 лет.

Большинство детей, по каким-либо причинам лишившихся заботы своих родителей, передаются под усыновление и опеку; их устраивают в дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты на полное государственное обеспечение. Однако некоторую их часть отследить не удаётся. Таких детей условно называют «детьми улиц». Они собираются в подвалах и коллекторах, питаются, чем придётся, проживают в условиях антисанитарии, промышляют попрошайничеством и мелким воровством.  И большая их часть впоследствии пополняет ряды малолетних преступников. Стоит ли говорить о том, как негативно это сказывается на обществе?

Наблюдается и другая тенденция. Дети, чьи родители лишены родительских прав, стремятся сбежать из интернатов в свои прежние дома. Заранее зная, что там их снова будут ждать побои, голодная жизнь, безразличие родителей, а иногда даже издевательства с их стороны, они всё равно хотят вернуться в свои семьи. Не так-то просто объяснить им всю безрассудность такого поступка. Ведь мама и папа были и останутся для ребёнка самыми близкими людьми. Ещё и с этой точки зрения дети являются уязвимой категорией, ведь они не всегда могут объективно судить о том, что для них будет полезнее в той или иной ситуации.

Чтобы улучшить положение детей-сирот, было принято Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данный документ предусматривает увеличение ежегодного пособия на покупку учебников и канцелярских принадлежностей в 3 раза и закрепляет порядок материального содержания сирот. Кроме того, субъектам федерации необходимо предоставлять сиротам бесплатный проезд (или проезд на льготных условиях), компенсацию питания и одежды.

 

 

 

 

 

1.3 Характеристика  детей-сирот разного возраста

То, что общее состояние и развитие детей, воспитывающихся в семье и детей, являющихся сиротами, заметно различается – уже доказанный факт. Дети, лишённые опеки родителей чаще проявляют низкие интеллектуальные способности, медленнее осваивают нормы и вживаются в социальные роли, отстают в общем развитии. Для них свойственны вспыльчивость, неумение сдерживать свой гнев, тяга к разжиганию конфликтов, трудности в установлении социальных контактов и связей.

Всё это по-разному проявляется в зависимости от возрастных и личностных особенностей ребёнка. А именно:

1) Дошкольный возраст

Для детей этого возраста, проживающих в детских домах и интернатах, характерна пониженная любознательность, задержка в развитии речи и письменных навыков, общее интеллектуальное отставание. Отсутствие доверительных и дружеских отношений с кем-либо из взрослых приводит к тому, что ребёнок не чувствует себя защищённым, нужным, у него не развивается чувство привязанности. Такие дети крайне ревниво воспринимают проявление внимания взрослого к другому ребёнку. Для них характерна обидчивость и мстительность. Трудности наблюдаются и в эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции других людей, не могут чувствовать перемены в их настроении. Игры детей-сирот этого возраста достаточно примитивны, стиль игры – агрессивный. Наблюдается тенденция ломать всё, что попадает в руки.

2) Младший школьный возраст

Дети этого возраста часто с трудом усваивают учебный материал, пропускают уроки, не могут контролировать своё поведение. Им тяжело даются задания, связанные с импровизацией и выражением творческого потенциала, они не могут выражать своё мнение, предпочитают присоединяться к мнению большинства. Главная цель учебной деятельности – получить похвалу взрослого. Это связано с тем, что дети-сироты с ранних лет испытывают недостаток внимания взрослых. Они с трудом понимают, что от них хотят окружающие. На занятиях часто либо шумят и отвлекаются, либо пребывают в состоянии апатии. Для них характерна неорганизованность, неумение сглаживать конфликты, обидчивость.

3) Подростки

Дети-сироты подросткового возраста испытывают сложности в общении с окружающими. Им трудно заводить друзей, строить отношения с противоположным полом. Для них свойственно бродяжничество, мелкое воровство и хулиганство, нарушение дисциплины. Они часто испытывают чувство одиночества и ненужности. По данным исследований у детей этого возраста наблюдаются деформированные представления о некоторых ценностных категориях. Например, в качестве показателей счастья по результатам ответов наиболее часто отмечались: игрушки, конфеты, одежда. Такие «овеществлённые» показатели говорят о приземлённости желаний, об их ориентированности на удовлетворение базовых потребностей.

4) Юношество

Для детей-сирот, относящихся к этой категории свойственны следующие проявления:

- сложности во взаимодействии  с людьми вне учреждения (детского  дома, интерната); недоверие к людям, стремление проводить время в  одиночестве, противопоставление себя  обществу;

- эгоизм, невнимание к  другим, ориентация только на  самого себя и свою выгоду;

- сложности в усвоении  социальных норм и правил;

- отсутствие ответственности  за своё поведение;

- иждивенческие проявления;

- зажатость, заниженная самооценка, внушаемость, неумение отстаивать  собственное мнение;

- трудности в постановке  долгосрочных целей, недостаточная  целеустремлённость; в случае неудачи  – отказ от желаемого;

- пассивная социальная  позиция;

- злоупотребление алкогольными  напитками, табакокурением и лёгкими  наркотиками.

Эта категория детей требует особого к себе отношения и внимания. Ведь им скоро предстоит жить самостоятельной жизнью. Однако многие из детей-сирот оказываются к этому не готовы. Страх и неуверенность в своём будущем пугают их и часто становятся причиной различных фрустраций, стрессовых состояний и даже затяжных депрессий.

Стремясь избавиться от этого состояния, молодёжь нередко ищет ответы на свои вопросы в алкоголе и наркотиках, многие связываются с плохими компаниями и пополняют ряды малолетних преступников. Чтобы предотвратить это, взрослым следует всячески поддерживать своих подопечных на этом сложном для них этапе жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

2.1 Проблемы социализации  детей-сирот и детей, лишенных  родительской опеки

Все факторы, оказывающие влияние на процесс социализации ребёнка, можно разделить на три группы:

1) макрофакторы (страна, государство)

2) мезофакторы (область, город, селение)

3) микрофакторы (семья, школьный  класс, учебные и воспитательные  заведения)

Микрофакторы оказывают на ребёнка наибольшее влияние. Происходит это через особых посредников, так называемых «агентов социализации», которые взаимодействуют с ребёнком на протяжении всей его жизни. Это могут быть родители и друзья, педагоги и знакомые.

С самого рождения человек оказывается вовлечён в мир социальных отношений, в котором ему необходимо играть множество ролей – сын, внук, ученик, друг и др.  То, как он осваивает и совмещает эти роли и говорит об его уровне социализации. Немаловажное значение здесь играет и социальное окружение человека. Социализация зависит от того, насколько гармонично индивид взаимодействует со своим социальным окружением.

Как правило, социализация детей-сирот происходит несколько труднее, чем детей, воспитывающихся в семье. Это связано с тем, что микрофакторы в данном случае имеют немного другую структуру. Социально окружение, оказывающее влияние на социализацию детей-сирот, представлено в основном воспитателями и другими воспитанниками детского дома.

Главной причиной всех сложностей в социализации ребёнка-сироты является его внутреннее несогласие с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество.

Процесс социализации осложнён ещё и по причине ограничения социального  взаимодействия ребёнка с людьми «извне». Нормы поведения, принятые в среде сирот и между сиротами и воспитателями, воспринимаются как идеальные и единственно правильные и в дальнейшем перекладываются на все социальные контакты с окружением. Кроме того, дети-сироты, с детства привыкшие считать себя особой группой, придерживаются этого мнения и будучи взрослыми. Они стараются держаться особняком от остальных людей, часто испытывая к ним чувство недоверия и даже враждебности.

Всё это приводит к тому, что ценностные ориентации выпускников детских домов и интернатов сильно отличаются от ценностных ориентаций людей, воспитывающихся в кругу семьи. Психологи отмечают, что среди всех ценностей люди, которые провели своё детство и юность в заведениях для детей, лишённых опеки своих родителей, на первое место ставят чувство защищённости.

Так почему же дети-сироты испытывают трудности в процессе социализации? Необходимо отметить, что процесс социализации детей, даже при благоприятных условиях, часто протекает с осложнениями. Однако в среде сиротства это явление получило почти повсеместное распространение.  Причины этого заключаются в том, что дети-сироты часто не имеют достаточной осведомлённости о той или иной социальной роли, или эта осведомлённость имеет ложный характер. Также в условиях проживания в детском доме ребёнок не всегда имеет возможность «примерить» на себя некоторые социальные роли; не видит положительного примера перед глазами. Ещё одна трудность заключается в отсутствии чёткого представления о поведении, свойственном определённой социальной роли (мужской и женский тип поведения).

Жизнь ребёнка в детском доме строго регламентирована. Он чётко знает, что и в какое время ему следует делать:  во сколько просыпаться и ложиться спать, где хранить свои личные вещи, состав которых также определён, когда играть и когда готовиться к занятиям, во сколько приходить на обед и многое другое. Даже процесс игры часто носит регламентированный характер, организуется  воспитателями и осуществляется в их присутствии.

Такая жизнь не учитывает индивидуальные потребности ребёнка, загоняет его в рамки, учит не задумываясь делать то, что от него требуется. Всё это мешает творческому развитию и самоопределению ребёнка, его автомизации – возможности быть не таким, как все, оставаться самим собой.

Публичность и открытость проживания, отсутствие личного пространства и вынужденные социальные контакты, от которых никуда не деться, затрудняют возможность погружения ребёнка в себя для пополнения своих психоэмоциональных сил. Это может привести к немотивированной агрессии, плаксивости и раздражительности. Не имея возможности проводить время наедине с собой, ребёнок может начать травмировать себя, сознательно нарушать дисциплину, предпринимать попытки бегства.

Проживая в детском доме, ребёнок имеет слишком маленький набор социальных ролей, да и возможность действий внутри них сильно ограничена. А для полноценного самоопределения и самовыражения ребёнка необходима некоторая спонтанность и необдуманность взаимодействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственная  политика  в отношении детей, оставшихся  без попечения родителей

Сегодня наиболее приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации является защита и охрана интересов детства.

Государство гарантирует поддержание нормальных условий жизнедеятельности для всех детей и детей-сирот в частности.

Политика государства в отношении детей-сирот – это совокупность направленных на создание благоприятных условий и повышение уровня жизни мер правового, экономического, кадрового, организационного характера.

Согласно такими нормативными документами, как законодательство РФ, целевые программы, Концепции образования, здравоохранения и национальной безопасности дети-сироты признаны группой риска, и, следовательно, самым значимым объектом политики российского государства на всех уровнях.

С учётом всех вышеперечисленных направлений была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Данная программа включает в себя ряд других целевых программ, таких как: «Дети-сироты», «Дети-Севера», «Дети-инвалиды» и другие.

В Российской Федерации всего насчитывается 29 миллионов детей, около 730 тысяч из которых являются детьми, лишенными родительской опеки. Федеральная целевая программа «Дети-сироты» предусматривает:

1) строительство и ремонт детских домов и интернатов для детей-сирот;

2) усовершенствование работы  федерального банка данных детей-сирот;

Информация о работе Сиротство как социальная проблема. Социальная работа с детьми-сиротами