Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. МПИ как наука. Факторы процесса обучения.
МПИ – отрасль пед. науки о задачах, содержании и методах изучения истории, изучающая закономерности процесса обучения с целью повышения его эффективности, отвечающая на в-с: «Как надо преподавать историю?». Методика включ. в себя методику обуч. истории (процесс, включающий в себя и преподавание и учебн. деят-ть школьника; цели и содерж. обучения) и методику препод. истории (исследует деят-ть преподавателя по передаче сведений). Разные т.з. на в-с о месте МПИ среди др. наук (Стражев, Гора: МПИ – самостоят. пед. и историч. наука; Лейбенгруб и Коровкин: МПИ – часть пед. науки; Вернадский и Андреевская: МПИ – не наука, а собрание метод. рекомендаций). Объект МПИ – процесс обучения истории. Предмет МПИ – внутр-ие закономерности взаим-ия главн. факторов процесса обучения истории. Факторы – это основные элементы процесса обучения: цели, содержание, методы, формы учебной работы и р-ты обучения И., познават. возм-ти учащихся.

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Способы проверки Н.Ф. знаний: это зад. с открыт. ответами (треб. умение работать на преобраз. и творч. уровне: уч-ки дают личные суждения): логические (умение найти прич-следств. связи, закон-ти); образные (нарисов. картину); творч-образн.; проблемные (не указ-ся способ решения задачи); эссе (сочинение на заданную тему).    

Итоговая аттестация: 1. промежуточная (устраивается админ. школы в 7,8,10 кл.); 2. итоговая (в 9 и 11 кл.). В 7 кл. – обязат. экз. по И.; в 8, 10 кл. – по выбору.

Виды атт.: 1. устный экзамен (билеты с в-ми: 3 вопроса в билете. Вопросы обычные и для профилей. В-сы приходят в журнал «Вестник образования». В-сы можно корректировать: включать проблематику, краеведч. комп-т, рассказ о любимом событии); 2. тесты (2 вар. по 25-30 в-сов на 45 минут); 3. собеседование (для отличников); 4. рефераты (для отличников); 5. ЕГЭ (в мае в один день по всей стране. С этой оценкой ученики идут в и-тут).

 

21. Метод опорных  конспектов в обучении истории.           

Опорный конспект – схема, которая сжимает большой V информации, которая в дальнейшем воспринимается учеником: это конструкция опорных сигналов, наглядно представляющих систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок), заменяющий смысл понятия и позволяющий мгновенно восстановить в памяти ранее усвоенную информацию.

ОК целесообразно применять  в И., т.к. она оперирует большим V мат-ла. Чтобы не возникло путаницы надо постепен. подавать мат-л. ОС помогут это сделать.

Функции ОК: 1. ф-ия основания (ОК – основание для привлеч. более широк. информ.); 2. ф-ия наглядности; 3. проверки; 4. шпаргалки; 5. понимания; 6. экономии; 7. развития; 8. дисциплинирования; 9. самостоят-ти; 10. структурирования.

Классифик. ОК: 1. по содержанию (Поурочно-тематич.: конспектир-ся основной в-с – на контр. и повтор-обобщ. уроках. Проблемно-тематич.: объединяет неск. уроков или весь курс. Страноведческие: большие периоды в истории отдельной страны); 2. по способу передачи информации (образно-символич.; условно-графич.; словесно-логич.); 3. по р-там воздействия (ОК «компакт» - мало ОС – отражает самую суть темы; ОК «репродукция» - также отраж. самую суть темы; ОК «консультант» - достаточно развёрнутый – для помощи ученику в сам. овладении темой; ОК «репетитор» - охватывает блок-тему или курс; ОК «контролёр» - освещены узлов. моменты – для контроля и оценки знаний).

Требования к ОК: м/д ОС д.б. связь, раскрывать нужно лишь ключ. моменты; ОС д. располагаться блоками. Каждый блок – определ. факт, отдельный в-с темы; д.б. не более 5 блоков в ОК; блоки д.б. независ. друг от друга; переход от одного блока к др. д.б. построен на принципе втягивания новых знаний в старые. Письм-ое воспроизведение ОК д. занимать 12 мин.; на листе д.б. легенда ОК; со смыслом использовать цвет: красн. – основ., зелён.-вспомогат. информ., чёрн. и синий – для рис., график., стрелок. ОК д.б. доступны, мобильны – крепиться на доске и раздав-ся ученикам.

Этапы подготовки ОК: 1. уч. мат-л анализ-ся и разбив.-ся на части, части – на блоки опорных сигналов; 2. моделир-ся общая схема ОК, определ. логич. послед-ть; 3. кодирование информации в ОС; 4. оформление ОК.

Работа с ОК на уроке: объяснение мат-ла без конспекта; затем – повторение этого мат-ла по ОК. Дети могут дома подготовить ОК, а на уроке заданием будет воспроизвести ОК письменно.

 

22. Технологии развивающего обучения. Урок истории в системе развивающего обучения.

Технология – описание способов использования технич. ср-в в процессе обучения для повышения его эффективности.

Типы развивающих  технологий: 1. проблемно-поисковые технологии (перед учеником ставится проблема, которую он пыт. решить); 2. технология исследовательской деят-ти (уч-ся самостоят. овладевают понятиями, способами решения задачи. Т. делят по уровню самостоят-ти уч-ся; по содерж. и значимости проблемы); 3. Т. моделирования (учебная игра) (моделируется сам процесс исследования реальной или имитацион. ситуации. Ученики сами приним. решение в соотв. с правилами игры; их деят-ть оценивается при анализе принятых ими решений); 4. коммуникативно-диалоговые Т. (построена на проблемном методе и проведении дискуссии).

В развивающем обучении ЗУН – не цель, а ср-во р-ия учащихся. Цель РО – развитие ребёнка; заинтересовать его учением, внушить необх-ть самообразования; ребёнок д. стать не исполнителем, а генератором идей. Учитель – организатор и равноправн. участник уч. деят-ти (в традиц. обучении, учитель – главная фигура на уроке); учитель подводит к проблеме, сознат. ошибается, советует, создаёт ситуацию успеха (в традиц. обучении, учитель заранее убеждён в несостоятельности ученика; учитель приказывает, требует).   

Типы развивающих  уроков: урок постановки учебной задачи; планирования и решения; моделирования; преобразования модели; отработки общего способа действия; контроля; оценки; mixed-урок. 

Стр-ра mixed урока: 1. мотивационно-ориентировочная часть (создание мотивов уч. деят-ти; формиров-ие цели; выбор ср-в и методов; планирование деят-ти); 2. операционно-исполнительная часть (поиск решения учебн. задачи; создаётся модель исследуемого объекта; модель переводится в абстракцию; выдел-ся общий способ действия; решается конкретная практич. задача); 3. рефлексивно-оценочная часть (определение соответствия выполненного и того, что требовалось выполнить; самооценка учеником ЗУН, приобретённых на уроке). 

 

23. Технология  критического мышления на уроке  истории.

ТКМ (автор – Дьюи) одобрена консорциумом демократич. педагогики в 1997 г. ТКМ призвана заинтересовать ученика, помочь ему обобщить, предоставить условия для осмысления; учит учащихся чётко определять проблему и анализировать информацию, искать альтерн. пути решения; формирует умение собирать информацию из разн. источников; учит уч-ся осмысливать ситуацию в целом.

ТКМ реализуется на уроке  в 3 фазах: вызов (актуализ-ия имеющихся знаний, мотивация к дальнейш. деят-ти; уч-ся вспоминают, задают в-сы, на которые они хотели бы получить ответ в ходе урока. Составл-ся список известной информ-ии по методике «ключевые слова»; систематизация мат-ла по методике «кластеры». ФОПД: индивид., парная, групп.); осмысление (постепен. логич. продвижение от незнания к знанию; уч-ся чит. или слуш. текст, ведя при этом записи. Использ-ся методы активного слушания и чтения; поиск ответов на в-сы 1 этапа, ведение бортового журнала); рефлексия (возвращ. уч-ся к первонач. записям, их изменение и дополнение. Уч-ся соотносят стар. и нов. информацию и делают выводы. Методики: «кластер», заполн. табл., синквейн и др.).

Некоторые приёмы ТКМ:

Кластер – выделение смысловых единиц текста (блоков) и их графич. оформление в определ. логич. последоват.-ти в виде грозди.     

INSERT – самоактивизирующаяся разметка для эффективного чтения и размышления (читая текст, делаются пометки на полях: уже знакомо, новое, думаю по другому, не понял. Затем текст чит-ся ещё раз. Кол-во значков д. уменьшиться).

Синквейн – это пятистишье. Свои выводы на этапе рефлексии можно выразить пятистишьем (1 строка-тема – 1 сущ.; 2 строка – описание темы – 2 прилаг.; 3 строка – действие – 3 глагола; 4 строка – чувства – 4 слова, в которых выраж-ся отношение ученика к теме; 5 строка – 1 сущ.. – вывод, выраж-ий тему в одном слове). Снач. дети пишут стих вместе с учителем, а ч/з неск. уроков – уже пишут сами. 

Бортовой журнал – используется на эффективной лекции. В 1 графе уч-ки пишут информацию (что они хотели бы узнать), появившуюся у них на этапе вызова. На этапе осмысл-ия – слушают лекцию учителя и ставят + или – на против своих предложений в 1 графе, паралл. записывая во 2 графу лишь новую информацию. На этапе рефлексии обе графы журнала сопоставляются, и пишется отзыв, с которым ученики выступают после лекции.

 

24. Проблемный  метод обучения на уроке истории.  Проектная деятельность в обучении  истории.

Начальным моментом мыслит. процесса явл. пробл. ситуация. Элем. проблемности можно включать во все уроки: перед изучением нового задавать в-сы, на которые ученики будут давать ответы в конце урока. Можно весь урок провести на поисковом уровне: учитель может излагать теорию в скрытой форме, опуская сущность фактов; выдвинуть проблему, дать ориентиры для её решения. Ученики решают проблему (как правило, уже давно решённую наукой). Но учащимся надо решить её самим. 

Проблемные задания – это задания, используемые на продуктивном уровне обучения. Учебная проблема – в-с повыш. сложности, основанный на несоответствии м/д имеющимися знаниями и требованиями для решения поставленной задачи. Проблемная задача – содержится в учебной проблеме и придаёт динамику процессу обучения. Проблемная задача есть тогда, когда способ её решения не известен. ПЗ состоит из данного, требования (проблемный в-с) и неизвестного.

Когда учитель на уроке  ставит задачу, то создаётся проблемн. ситуация (психологич. дискомфорт), для разреш. которой у учеников нет заранее готовых шаблонных ответов. Пробл. сит. возникает тогда, когда в уч. мат-ле есть противоречие, или неск. противореч. взглядов по одному в-су. То, что учитель излагает проблемно, ученики д. с помощью ранее приобрет. знаний выделить из фактов и сформулировать решение проблемы самостоят. 

Для того, чтобы создать  пробле6мную задачу, надо выбрать значимый И. факт, предложение, противоречащее первому  и сформул-ть пробл. в-с, например: «В первоб. Время было много животных, но люди часто голодали. Почему такое могло случиться?».

Цель ПО – не т-ко усвоение теоретич. знаний, а р-ие ученика – овладение им новыми способами действия, становление новых способностей.

Авторы метода проектов – Килпатрик и Дьюи. П. – это прообраз объекта или деят-ти.

Типы проектов: по виду деят-ти (творческие, поисковые, ролевые, прикладные); по предмету содержания (минипроект, монопроект, межпредметный П.); по хар-ру контактов (среди уч-ся класса, в рамках школы, в масштабе города, страны); по кол-ву участн. (1чел., групповой, коллективн.); по времени (кратко, средне, долгосрочные).

Метод П. включает в  себя этапы: замысел, реализация замысла, защита проекта (рефлексия).

Требования к методу П.: значимость проблемы, пробл. д .требовать исследования; р-ты д.б. значимы; работа д.б. чётко структурирована; ученики д. оформить и защитить свой проект (в виде стенда, макета, комп. программы и пр.).

 

25. Особенности  преподавания курса «Краеведение»  в средней школе. Внеурочная  работа по предмету. Кабинет истории  в школе.

В 19 в. в России разраб-ся программа «Родиноведение». «Краеведение» появляется в рус. языке в нач. XX в., но внимание ему уделяют лишь с 60 г. XX в. Сейчас «К», помимо историч. аспекта включает экономич. географию, литературное К., политологию. «К» - региональный компонент в школьн. базисн. плане. К. изуч-ся с 7 кл. (1ч/нед.) как предмет «Историческое краеведение». В 8 кл. он интегрирован в ИР 19 в., в 9 кл. – в ИР 20 в. Учебника по К. Ниж. обл. нету (есть книга для чтения – Фёдоров «История Н.О., программа к уч. книге, рабочая тетр. по истории Ниж. края). По Арзамасу сведений мало – каждый учитель собирает мат-л сам.     

Цель внеурочной работы – повысить интерес к предмету; расширение и углубл. И. знаний; углубление знаний по краеведению. Она провод-ся во внеурочн. время, базируется на добровольн. начале.

Виды внеур. работы: историч. вечера и конференции, кружок, секция, факультатив, неделя истории. Постоянные виды: (кружки, факулт.); временные: (экскурсии, внеклассные чтения).

Экскурсии: по местам И. событий (к памятникам), в архивы. Э. вступительные (накануне изучения темы); текущие (в ходе изуч. темы); итоговые (после). Учитель разраб. тему и маршрут Э. Детям даются зад. (что запомнилось, сфотографировать, начертить маршрут, сделать выставку).

Ист. вечер: определ. темы (приурочивается к важн. событиям); сценарий; подбор материалов; созд. группы по худ. оформл. зала; распредел. ролей; консультации; приглаш. гостей и выпуск программы вечера; проведение вечера; подвед. итогов.

Кабинеты истории создаются с 70 г. (накопилось много медод. мат-ла). Каб. д.б. аттестован. В каб. д.б.: гос. обр. стандарт 2006 года; все программы, по кот. работает школа; тематическое планирование; все учебн., использ. в этой школе; план внеурочн. работы; график контрольных мероприятий; список уч-метод. лит-ры, карт, рисунков; материалы по итоговой аттестации; планы конспектов уроков; дидакт. мат-л; журнал факульт-х занятий. Сан. нормы: свет – с левой стороны; окна – 80 см от пола; Sкаб. не менее 60 м²; t не менее 17ºС; мебель д.б. 3 возрастных групп.          

 

17. Вариативность  в проведении учебных занятий  по истории: лекция, семинар, практикум,  лабораторная работа.

Школьная лекция - вид учебного занятия, обычно проводимого в старш. кл., в ходе которого учитель монологично дает глубокое, логически-структурированное объяснение основного фактологич. и теоретич мат-ла (развив-ся умения слушать, анализировать, выдел, главное, конспектировать). Виды Л.: обзорные (max теории, min фактов), тематические (формируется яркое представл. о главн. фактах): вводные (первичное ознакомление уч-ся с основными проблемами тем и разделов курса). Важно контролировать скорость записи детей (если надо - останавливаться, проверять записанное). Л. провод-ся когда учебник не отражает все т/з по данному в-су или материал изложен плохо. Приёмы учителя: объяснение, изложение, описание, повествование, обобщ. хар-ка. Приёмы детей: составл. тезисн,. смысл., информативн. планов: заполн. таблиц, формулировка выводов и др.

Лаб. раб.-форма учебн. занятия, на которой дети сами изучают материал по учебнику. или источнику. Л.Р. проводится: если учебник хорошо структурирован, в нем ярко изложены главн. факты: если есть разные т/з. (это ставит ученика в тупик и заставляет его думать). Это урок применения знаний и формирования умений и навыков. Уч-ся учатся самостоят добывать знания. формир-ся умение реконструировать главн. факты, делать выводы, оценивать достоверность фактов, укрепляется интерес к И., формир-ся критич. мышление. Типы заданий по ЛР: на воспроизведение (по учебнику) кроссворды, решить тест: на реконструкцию главн. факта (от 1 лица рассказать о событии): на анализ текста (состав. тезисный или смысловой план, таблицу): на личностно-оценочные суждения (разделяете ли вы т.з.?).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"