Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:27, шпаргалка
1. МПИ как наука. Факторы процесса обучения.
МПИ – отрасль пед. науки о задачах, содержании и методах изучения истории, изучающая закономерности процесса обучения с целью повышения его эффективности, отвечающая на в-с: «Как надо преподавать историю?». Методика включ. в себя методику обуч. истории (процесс, включающий в себя и преподавание и учебн. деят-ть школьника; цели и содерж. обучения) и методику препод. истории (исследует деят-ть преподавателя по передаче сведений). Разные т.з. на в-с о месте МПИ среди др. наук (Стражев, Гора: МПИ – самостоят. пед. и историч. наука; Лейбенгруб и Коровкин: МПИ – часть пед. науки; Вернадский и Андреевская: МПИ – не наука, а собрание метод. рекомендаций). Объект МПИ – процесс обучения истории. Предмет МПИ – внутр-ие закономерности взаим-ия главн. факторов процесса обучения истории. Факторы – это основные элементы процесса обучения: цели, содержание, методы, формы учебной работы и р-ты обучения И., познават. возм-ти учащихся.
Типовые учебные программы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе БУП и утверждаются мин.-вом образования РФ. В ТУП материал распределён по годам обучения и в соотв.-ии с возр. возможностями детей. В него входит и научно-методич. обеспечение.
На основе ТУП разраб.-ся рабочие учебные программы. РУП разр.-ся с учетом текущих условий и утверждаются пед.советом школы ежегодно. В РУП входит н-р.к., учитываются возм.-ти метод., информац., технич. обеспечения учебного процесса, ур.-нь подготовленности уч.-ся.
Авторские учебные программы, учитывая требования гос. стандарта, могут отражать авторский подход к рассмотрению тех или иных теорий, авторскую т. зрения относит. изучаемых явлений и процессов. Они утверждаются пед. советом школы и наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся.
До реформы 90 годов программы по курсам И. и О. были обязательными. Сегодня же учитель сам выбирает альтернативные программы (их очень много). Программа состоит из объяснит. записки; в основной части материал делился на концентры, классы и курсы (в доп. компоненте – материал для профилей и для классов с компенсирующей формой обучения); тема в программе делится на абзацы: первое предложение в абзаце – название урока; абзацы состоят из фактич. и теоретич. материала; в приложении: методич. литература, оценки.
7. Школьный
учебник по истории. Учебно-
Школьный учебник-массовая учебная книга, излагающая предметное содерж. образов-ия, определяющая виды деят-ти учеников, предназнач. для обязат. усвоения, с учётом возр. особенностей.
Ф-ии У: информационная, координирующая (У. – основн. ср-во обучения); систематизирующ., контролирующ., обучающая, воспитательная, ф-ия сомообразования, интегрирующая (объединяет ЗУН в единую систему), трансформация (перенос обязат. минимума программы к учебнику).
Стр-ра У: текстовой и нетекстовой компонент. Текст. к-т: основной (введение, предисловие, текст §); дополнит. (отрывки из док-тов, которые дополняют основн. текст); пояснит. (пояснения в скобках, к иллюстр-ям).
Нетекст. к-т: иллюстрации (изобразит-ые, условно-графич.); методич. аппарат (в-сы и зад.; текстовые таблицы; опорные схемы; памятки); аппарат ориентировки (содерж, выдел. шрифта, библиогр., словари, сигналы-символы).
Задания для учащихся по У.: для 5-6кл.: комментирующ. чтение, подтвержд. вывода учителя словами учебника, рис. В тетр. на сюжет из §. Для 7-9 кл.: беседа, составл. табл., составл. планов. Для 10-11 кл.: сопоставл. Фактов У. и источн., сам. изуч. темы, рефераты.
Проблемы соврем. У: усиление образности и отказ от понятийности, изменение ценностн. основы, перегруж-ть фактами (учит-ль сам отбирает материал для обучения).
УМК: 1. учебные пособия (У., раб. тетр., книги для чтен., хрестом.); научн. и худож. лит-ра; методич. лит-ра (тесты, поурочн. разраб.); наглядные ср-ва обуч. Чтобы выбрать УМК надо рук-ся программой, типом образоват. учрежден., уровнем освоения материала; у кажд. У. – свои поурочные разраб. и раб. тетр.
Ср-ва обучения И. – это всё многообразие матер. предметов для изучения истории в школьн. условиях. По хар-ру они бывают: документ. и худож.; по виду восприятия: зрит, слухов., зрит.-слух.; по способу передачи матер-ла: технич., нетехнич., статичн., динамичн.; по организац. формам: демонстрацион., раздаточные. Наглядные ср-ва обучения: 1. веществ-ые памятн. прошлого (одежда, медали, фотогр.); 2. изобразит.-нагл. пособия (кино, макеты, скульптура); 3. условно-графич. нагл. пособия (карты, схемы, графики, диаграммы). В н.в. акцент сделан на р-ие самостоят. уч-ся, поэтому большое внимание в УМК уделяют раб. тетр., сборн. задач.
Использ. компьютера на уроке истории – самому (для изложения нового, но особенно – для контроля знаний).
8. Методы и
приёмы обучения истории. Форми
Метод – это способ взаимодействия учителей и учеников, направл. на достижение цели образования. Методы МПИ: 1. по степени взаимод-ия учителя и ученика (изложение, беседа, сам. работа); 2. в зависим. от решаемых на уроке задач (подготовка к усв., объяснение, закрепление); 3. соединение или расчленение знаний (аналитич., синтетич., сравнит., обобщающий, классификационный); 4. по хар-ру движ-ия мысли от незнания к знанию (индуктивный – от фактов к теории; дедуктивный – наоборот); 5. по источнику знаний (устный и печатно-словесный, наглядный, практический – вычерчивание схем); 6. по хар-ру познават. деят-ти учащихся (объяснит-иллюстративный, репродуктивный, продуктивные: частично-поиск., проблемный, исследовательский). В чистом виде методы на уроке не встречаются, т.к. любое действие – многоаспектное; методы всегда ориентированы на цель урока; метод – не сама деят-ть, а способ её осущ-ия, который учитель проектирует заблаговременно.
Приёмы – это действия, направл. на решение конкретных задач. Метод состоит из приёмов, но не сводится к их простой сумме. Приёмы как бы распространяют метод. Письменно-графич. приём: составл. планов, схем, таблиц, рисунков; приём работы с учебником; устный приём.
Умение – это сознат. владение приёмом деят-ти. Навык – это умение, доведённое до автоматизма. Т.Е. У. – начальн. ступень формирования Н.
Типология познават. умений: 1. по степени сложности.: элементарн., прост., сложн.; 2. по содержанию: общеучебные (планирование своего дня) и специфические (У. работать с картой, с источником, сравнивать, делать выводы); 3. по уровню мышления: учебно-организационные (самоконтроль), речевые (пересказ.), уч-информацион. (работа с учебн.), уч-интеллект. (логич. мышление, осмысление информации).
Этапы формирования умений: снач. учит-ль сам показывает умение, его называет, говорит, почему его надо делать именно так. Затем дети сами выполняют приём по памятке (в ней указана определ. последоват-ть действий). Затем выполняют тренировочные упражнения на преобразоват. и творч. уровне без памятки.
9. Структура
исторического материала.
Существует много вар. стр-ры историч. материала (схемы Ежовой, Коровкина, Студеникина, Вяземского). Вяземский разделил историч. мат-л на факты (события, явления, процессы) и теорию (выводы, понятия, закономерн., прич-следсв. связи).
Факт – некий конкретный момент действит-ти. Факт-событие (единичное, строго локализов. в пространстве и времени действие, в кот. приним. уч-ие определ. круг лиц); Факт-явление (общие фрагменты реальности с типичн. характеристиками для данного периода); Факт-процесс (цепь взаимосвяз. фактов-событий. ф-п носит глобальный хар-ер). В зависим. от сложн. и объёма факты бывают: элементарн., простые, сложн. Динамичн. факты (быстро изменяющ-ся фрагменты реальности. У них короткий промежут. времени); статичн. факты (постоянны в простр. и времени – до неск. столетий). Главн. ф. (оставл. заметн. след в жизни, ярко эмоционально окрашены: люди, предметы, места действий); неглавн. ф. (даты, карты, цифры).
Теория – отражает объективн. закономерн. р-ия природы и общ-ва. Открытая т. (подробно излагаются историч. понятия); скрытая т. (не сообщается напрямую; ученик подталкивается к мыслит. операции).
Типы главн. ф.: 1. образы мест событий (формир-ся ср-ми макета, картин, фото и видео); 2. образы матер. предметов (макетами, фото, рисунки, схемы); 3. образы людей (фото, гравюры, портреты); 4. и 5. сложный тип – дин. и статичн. ф. (карты, аппликации, видео).
Способы изложения ф.: 1. описание (картинное, аналитическое, портретное); 2. повествование (сюжетное, образное, конспективное, информационное).
Приёмы формирования образов главн. ф.:
на репродукт. уровне: опишите места событий, людей; прокомментир. образы, кот. изображены на картине; нарисуйте предметы по их словесному описанию; проговорите рассказ учителя про себя;
на преобраз. уровне: составьте план на основе словесн. и нагл. источников, опишите предметы или места по опорным словам, оцените человека по определ. критериям;
на творч-поиск. уровне: персонификация (образное повеств-ие от 1 лица), драматизация (повеств-ие в форме диалога, содержащий конфликт), стилизация (имитация источников), интервью (составл-ие в-сов и ответов для беседы с воображ. персонажем), воображ-ое путешествие (перенос ученика в историч. прошлое), игра (моделирование ситуаций прошлого; ученики – участники событий).
10. Методика изучения
понятий на уроке истории.
На основе изучаемых фактов у учеников формир-ся конкретные представления. 3 вида И. представлений: П. о фактах прошлого (матер., соц-политич. жизнь людей); П. об историч. времени (длит-ть и последоват-ть И. событий и явлений); П. об И. пространстве (привязка событий к конкретному месту действия). Для формир-ия у уч-ся полных П. надо не т-ко показывать изображения и разъяснять их, но и использ-ть приёмы, содействующие закреплению П. (рисование и др.).
Понятия использ-ся для объяснения и систематизации фактов, осмысления др. понятий. Процесс формир-ия понятий эффективен, если учитель выделяет признаки понятий. Легче усваивать те Пон., которые можно представить наглядно. Пон. усваиваются: от нагл. представл. к. первонач. понятиям; от простых к сложным; от широких к конкретным пон. Понятия, усваиваемые в нач. обучения И. – первичны и находятся в тесн. связи с представл. При их воспр-ии необх. опора на образы. В старш. кл. начин. переход от нагл. к абстрактно-логич. мышлению. Для определ-ия пон. надо отбирать самые существенные призн. В старш. кл. для формирования сложн. пон. нужно использ-ть привыкание: учит-ль вводит пон., но его не объясняет; неск. раз употребл. это пон. в материале. Ко времени его обязат. введения ученики уже с ним знакомы и сложн-ей с его усвоением не будет.
Приёмы изложения теории: объяснение (монологич. и аргументир. изложение т. Мат-л излаг. последоват.; часто использ. союзы и вводн. слова; даётся готов. информ. – не формир. критич. мышл., потеря интереса, снижение познав. возм-ей); доказат-во (подбор аргументов для обоснования истинности тезиса); рассуждение (монологич. изложение теории, представленное логич. цепочкой в-сов и ответов. Использ-ся при поиске прич-следств. связей); обобщён. хар-ка (выводы: перечисление, сопоставление, оценки).
Приёмы преобразования теории: 1. преобр-ие в план (смысловой – ученики выделяют существенные признаки темы; тезисный – записывают краткие хар-ки явления; стереотипный – выделение единичных признаков однородных И. фактов); 2. в таблицы (сравнит-обобщ., конкретизирующие – всесторонний анализ фатков).
11. Игра как приём обучения истории.
Нетрадиц. приёмы изучения фактич. мат-ла использ-ся на творч.-поиск. уровне усвоения. Это самый высок. ур-нь познават. возм-ей уч-ся. Для использ-ия нетрадиц. приёмов необходимы высок. интеллект. спос-ти и интерес к предмету.
Виды нетрадиц. приёмов: персонификация (образное повеств-ие от 1 лица. Развив-ся эмпатич. спос-ти), драматизация (повеств-ие в форме диалога, содержащий конфликт), стилизация (имитация источников), интервью (составл-ие в-сов и ответов для беседы с воображ. персонажем. Оговариваются время, тема беседы, объект вопроса), воображ-ое путешествие (перенос ученика в историч. прошлое), игра (моделирование ситуаций прошлого; ученики – участники событий).
Игра развивает способности перевоплощения, позволяет ученику стать выше себя. Признаки игры: условия, этапы, участники, прямая речь, воображаемая ситуация.
Много типологий игр (Ахметов, Семёнов, Кучерук). Классификация Кучерука: деловая И. (моделир-ся сит-ии соврем-ти. Ученики получ. роль архитект., журналистов); игра-обсуждение (моделируется спор или дискуссия. В кл. расставл. кругом столы); И.-исследование (индивид. порядок: один герой пишет письмо или делает доклад); ретроспективные И. (моделир-ся сит-ии прошлого. Ученики – уч-ки И. событий); ролевые И. (учащ-ся разыгрывают сит-ии прошлого по ролям. Участн. д.б. много); деловые И. с элем. ретроспективности (встречи, телемосты с современ. событий); тренинговые И. (настольные – домино; по алгоритму – ребусы, кроссворды; сюжетные; расшифровка иероглифов и др.); неролевые И. (воссозд-ся сит-ии прошлого без ролей: маршрутные игры).
Этапы игры: 1. подготовит. (замысел, сценарий, распред. ролей, консультации); 2. вводный (учит-ль объясн. правила, представл. участн-в); 3. игровой; 4. оценочный (анализ игры). Д.б. ясна цель И., дети д. заинтерес-ся, чтобы им захот-сь больше узнать об эпохе.
Роли учителя в И.: инструктора, судьи, ведущего.
Роли учеников в И.: актёра, зрителя, эксперта.
12. Приёмы наглядного обучения на уроке истории. Методика изучения картографии.
На основе восприятия предметов у уч-ся формир-ся образные представления и понятия.
По внешн. признакам: печатные, экран., звуков. нагл. ср-ва; по содержанию: предметная естественная монументальная Н. (памятн. прошлого: пирамиды, Колизей и др.); подлин. предметы матер. к-ры (оружия, кости и др.); спец. созданные предметы (макеты предметов быта); изобразит-ая Н. (картины); условно-графич. Н. (схематич. рисунки, схемы, карты); ТАСО (фильмы, аудиозаписи, CD).
Значит. место среди Н. заним. картины (событийные – о единичных событиях; типологические – единичное событие, типичное для какой-то эпохи; культурно-исторические – знакомят с предметами быта, памятниками архитект.). Карт. м. использ-ся как источник знаний, как опора в рассказе учителя, как ср-во закрепл-ия. При работе с картиной уч-ки учатся извлекать из неё знания, использ-ть её в своём рассказе, анализировать её, сравнив-ть неск. картин.