Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:27, шпаргалка

Краткое описание

1. МПИ как наука. Факторы процесса обучения.
МПИ – отрасль пед. науки о задачах, содержании и методах изучения истории, изучающая закономерности процесса обучения с целью повышения его эффективности, отвечающая на в-с: «Как надо преподавать историю?». Методика включ. в себя методику обуч. истории (процесс, включающий в себя и преподавание и учебн. деят-ть школьника; цели и содерж. обучения) и методику препод. истории (исследует деят-ть преподавателя по передаче сведений). Разные т.з. на в-с о месте МПИ среди др. наук (Стражев, Гора: МПИ – самостоят. пед. и историч. наука; Лейбенгруб и Коровкин: МПИ – часть пед. науки; Вернадский и Андреевская: МПИ – не наука, а собрание метод. рекомендаций). Объект МПИ – процесс обучения истории. Предмет МПИ – внутр-ие закономерности взаим-ия главн. факторов процесса обучения истории. Факторы – это основные элементы процесса обучения: цели, содержание, методы, формы учебной работы и р-ты обучения И., познават. возм-ти учащихся.

Файлы: 1 файл

шпора.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Условно-графич. Н.: схематич. рисунок (передаёт наиб. сущ-ые черты предмета, способ-ет формиров-ю понятий); аппликации (помогают раскрыть последов-ть событий; создают зрит. образ. Чаще использ. в младш. кл.). Таблицы, диаграммы, графики (в старш. кл.: для обобщ. и систематиз. знаний, сравнения явлений, выявл-ия тенденций р-ия).    

ТАСО: для подкрепл-ия слов кадрами, фотками. С помощью компа можно моделир-ть историч. процессы, создать иллюзию присутствия, вмешиваться в ход событий или даже изменять результаты событий прошлого        

Картография – также ср-во наглядности. Классификация И. карт: по содерж. (общие – И. страны или региона в теч. длит. врем. : «Россия в 17-18 веках»; обзорные – определ-ые последоват. происходящие моменты: «Рост древнерус. гос-ва»; тематические – отдельные события: «ВОВ»);  по охвату территории: регион., государств, материковые, мировые; по масштабу: мелко, средне, крупномасштабные; по степени схематизации: карто-схемы, план на местности, подлинная карта.

Ученики д. понимать, что  название карты соотв-ет содерж. карты; д. уметь называть время и географич. пространство, изображенное на карте, опис-ть события по карте, делать карто-схемы.    

 

13. Приёмы изучения  хронологических и статистических  данных на уроке истории.

Хронология – вспомогат. И. дисципина, изучающая системы летоисчисления и календари разл. стран. Х. устанавливает даты И. событий. Цель изучения Х. в школе – показать последовательность событий и явлений, протяжённость их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Задачи Х.: обеспечить в сознании учеников правильное отражение историч. времени, способствовать р-ию их врем. представл., помочь усвоению важнейш. дат событий. 

Требования к знаниям  по Х.: дети д. уметь называть даты важнейш. И. событий, хронол. рамки явл. и процессов, соотносить год с веком, устанавливать длит-ть и последоват-ть событий. Даты бывают опорными (связаны с главн. И. фактами) и вспомогат. (идут фоном в изуч. И. материала). По внешнему призн. Выделяют даты событий (год) и округлённые даты процессов (век, часть века, десятилетие). Проблемы, возникающие у детей с Х.: измерения времени (у младш. школьников – им сложно воспринимать протяж-ть событий, их размещение во времени), соотнесения года с веком, прочтения римских цифр, обратного счёта лет в истории.

Зад. на измер. времени: на линии времени отметьте год самых важных событий твоей жизни; Сколько лет назад произошло событие, если оно было в 35 г. до н.э.? На сколько лет одно событие произошло раньше или позже другого; Сколько лет длилось событие, если известны даты его начала и конца?; В каком году произошло событие, если известно, что оно было 2350 лет назад? Можно использовать тесты с выбором ответа на знание дат (тесты на синхронность событий; тесты на хронологическую последовательность событий).

Соотнесите год с  веком: (если 2 конечные цифры – нули, то первая или 2 первых цифры означают век; если на месте нулей – др. цифра – то к первым цифрам также  прибавл. единичка).

С компьютером: программа  «Лента времени»: есть возм-ть сравнить сходные процессы, происходившие в разных регионах и в разное время. Осознанию длит-ти периодов, событий и выделению общего помогают синхронистич. таблицы.

Запоминание дат основано на смысловых связях. Запомин-ю способствует образное обознач-е времени и метод ассоциирования (связать дату данного события со смежным событием того же года). 

 

14. Применение  исторических документов на уроке  истории.

Исторический источник – это всё, что создано человеком; р-ты взаимод-я человека и окруж. среды; предметы к-ры, обычаи, обряды, памятники письменности.

С сер. 19 в. ИИ был основн. элементом на уроке; в 20 в.  – использ-ся для углубл. материала. ИИ д. соотв-ть целям, задачам и содерж. урока; отражать наиб. типичн. факты; д.б. доступен по V и содерж-ю.

Важность использования  ИИ на уроке: ИИ – ср-во наглядности; он делает слова учителя более убедит.; способств. запомин-ю ярких историч. образов; отрабатывание работы с ИИ как историку.    

Сущ-ют классифик. ИИ Студеникина и Вяземского. Классифик. Вяземского: док-ты гос. хар-ра; междун. хар-ра (договоры, акты); историч. хар-ра (летописи, хроники); док-ты, связанные с политич. борьбой (речи, листовки); док-ты личного хар-ра (письма, мемуары); док-ты литерат. жанра (проза, поэзия, мифы, песни, басни). 

Методика изучения ИИ: 1. интегральный алгоритм – определ. последоват-ть приёмов и умств. действий объединит. хар-ра при чтении текста для повышения эффективн. его усвоения. В ИА выдел. 7 блоков: наименов. текста, автор, выход. данные, содержание, фактографич. знания, новизна, возм-ть использ-ия ИИ на практике.

2. дифференцированный алгоритм – выделение смысловых опорных сигналов. Этапы работы по алгоритму: выделить ключев. слова в абзаце, составить с ними предложения и прочитать их.

3. метод последовательно-текстуального изучения исмточника – последоват-е усвоение информации ИИ. Приёмы методики: выделить главн. идеи ИИ, задать к ним в-сы; работа над в-ми, поставл. автором; анализ понятий, терминов, личностей; соотнес. идеи ИИ с использованием И. опыта современной России.

4. метод поэтапного изучения ИИ – предполагается смаостоят. работа уч-ся с ИИ. Этапы работы: подготовит. этап (уяснение терминологии, выявл. причин и условий создания док-та); усвоение содерж. ИИ (выделение узловых в-сов содерж-я, оформл. конспекта); выполнение обобщающих задач (творч-образн. зад.: написать эссе, поспорить с автором или взять у него интервью).      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Типы и  формы традиционного урока истории.  Формы организации познавательной  деятельности учащихся на уроке.  

Существует несколько классификаций типов уроков: в одних за основу берётся ведущий метод, в других – деят-ть учащихся, в третьих – характер материала. Но больш-во методистов за основу классификации уроков берут звенья процесса обучения и соответствующую им главную обучающую задачу урока. Выбирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, пед. замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками; выбор типа урока также зависит от имеющихся в школе ср-в обучения, подготовленности учителя и др. факторов.  

Классификация уроков по соотношению структурных звеньев  обучения и основной обучающей задаче:

Типы уроков: вводный урок (помогает восстановить знания предыдущ. курса и дать общую хар-ку нового курса), урок усвоения нового (при изучении темы, не связанной с предыдущ. уроками, или очень сложной темы, где много теории), повторит.-обобщающий, урок-коррекция, урок-зачёт, комбинированный (на его примере-рассказать подробней), контрольный урок (обобщаются знания по теме, разделу с целью выявления пробелов в знаниях), урок итогового повторения (в конце учебного года: можно в форме аналитико-обобщающей беседы), урок проверки и учёта знаний (близок к контрольному, но на нём не ставится задача обобщить знания, а лишь их выявление и оценка), урок-беседа (фронтальная – со всем классом), урок обобщающего повторения (для систематизации знаний в конце курса и создания целостной картины событий. Можно в форме игры).

Формы уроков: традиционные формы (лекция, семинар, практикум, лаб. раб., аналитико-обобщающая беседа, игра, тест, собеседование); нетрадиционные формы (видео-урок, урок-экскурсия, урок-концерт, урок-интервью).

Уроки одного и того же типа можно провести разными формами: вводный урок можно провести в  форме лекции, экскурсии, беседы, видео-урока и т.д. 

ФОПД: индивидуальная (если сложный материал. Каждый ученик получает конкретное задание); групповая (каждая группа может выполнять одно и тоже задание, но разными методами; у групп взаимодополняющие задания; у каждого в группе – своё задание); коллективная. 

 

16. Структура  традиционного комбинированного  урока.

Комбинированный урок ещё называют составным, т.к. он состоит из всех основн. звеньев процесса обучения.  Оргмомент (сам); проверка д/з (задействовать max кол-во учащихся; дифференциация проверки; связь содержания опроса с новой темой; рационально использовать время: не надо задавать много в-сов одному ученику и др. Можно задавать в-сы, подготавливающие учеников к усвоению нового материала. Одноклассники могут быть рецензентами ответившего. Младшим школьникам надо задавать в-сы, передающие содержание текста. Сначала можно провести фронтальный опрос всего класса краткими в-ми на знание опорных фактов. Затем перейти к рассказу у доски. Рассказ развивает устную речь и выявляет умение применять приёмы устного изложения знаний. Можно использовать письменно-графические или письменные задания: в младш. кл.: зарисовать орудие труда, в старш. кл.: составить сложный план, дать письм. определ. понятий); переход к изучению нового (важно вызвать психологич. настрой, потребность в

познании неизвестного, связать с предыдущ. темой. Здесь  сообщается и записыв-ся тема урока, ставится цель урока и задачи урока); изучение нового (рассказ учителя, но у младш. школьн. не хватает надолго внимания – им можно давать читать самим. Всё можно не рассказывать – лишь самое сложное – лёгкое ученики прочитают дома сами); закрепление (текущее повторение – проводится по ходу рассказа учителя – это воспроизведение ранее пройденного материала, установление связи между старыми и новыми знаниями; первичное закрепление: простые в-сы – на репродуктивном уровне; на преобразование: сложные в-сы, требующие не просто воспроизведение материала, а определённых умений: обобщать, анализировать); информация о д/з (работа устно и письменно, индивид. задания).            

 

18. Подготовка учителя к уроку истории: блочно-тематическое планирование по истории, составление конспекта урока.

Функции подготовки к  уроку: гностическая (изучение гос. стандарта, программ, составление тематич. плана; анализ прошлых д/з для опроса; осмысление уч. мат-ла; формулировка целей и задач урока; определение типа и формы урока); конструирующая (планирование этапов; определ-ие приёмов и подборка ср-в); организационная (продумывает начало урока, что опрашивать; как будет идти объяснение нового; подбор заданий для закрепления); информационная (определяет основн. и второстеп. мат-л; уточняется V мат-ла); контрольно-учётная ф-ия (как будет проходить закрепление, оценивание); корректирующая (существенна-ли проблема, учтены-ли особен-ти класса, верно-ли подобраны тип и форма урока; интересны-ли и доступны-ли были зад. для детей; что и почему не усвоили; достигнуты-ли цели урока).

Конспект – пед. замысл урока, его модель, сценарий. В нём отражены р-ты изучения учителем литературы (спец. и методич.), структ-функц. анализа, размышления над предстоящ. уроком. К. необходим для организации урока в определ последоват-ти его этапов. 

Соврем. требов. к конспекту  урока: тема урока (заголовок-место и время: «Зап. Европа в 16 в.»; заголовок-вопрос: «Кто спас отечество в смутное время?»; заголовок-путь истории: «От Англии до Великобритании»; заголовок-проблема: «Русь и Орда: сопротивление или взаимодействие?» и др.); тип и формы урока; ФОПД; школа, класс, курс, кто провёл его; название и автор используемой программы; план урока с хронометражем; общая дидактич. цель; образоват., воспитат., развив. задачи; основные знания (факты); основн. понятия; оборудование урока; конспект урока (этап и его продолж-ть; деят-ть учителя; деят-ть учеников; теоретико-методич. обоснование – указываются методы и приёмы, ФОПД).     

Блок-тема – это система уроков, объединённых общей темой, целями, внутри которой происходит не простое прибавление уроков, а логическое наращивание ЗУН. Блочно-тематич. планирование – это деление курса на блок-темы, система тематич. уроков (б-т.планирование осущ-ся накануне уч. года – в августе).

Стр-ра блок-темы: 1. вводная часть – 25 % от уроков (вводная лекция, усвоен. нов., обзорн. экскурсия: объясняются ключевые понятия, формул-ся проблемы); 2. основная часть – 60 % (л.р., семинар, практикум, тематич. лекция: накапливаются знания по основным проблемам, совершенствуются умения); 3. заключит. часть (закл. обзорн. лекция, повт-обобщ. урок, тест: систематизация знаний, проверка знаний.

Принципы распределения  урока в блок-теме: хронологич-й (тема урока отражает хронологич. последоват-ть событий); стадионально-региональный (рассм-ся разл. аспекты одного периода); проблемно-тематический (использ-ся в планировании для старшеклассн.).

Для создания блок-темы надо ознаком-ся с программой, изучить  учебник (курс, по кот. будет составл. планирование). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Анализ и  самоанализ урока. Методика проведения  структурно-функционального анализа урока истории.

Схема анализа урока: 1. тема урока, место урока в блок-теме и курсе; 2. образоват., развивающие, воспитательн. цели; 3. тип и форма урока; 4. стр-ра урока (насколько она логична и ясна, есть-ли целостность и тематич. завершённость).

Самоанализ урока – проводится учителем после урока. В нём он указывает: когда провёл урок, в каком классе, какие цели ставил, достигнуты ли цели урока; чем объясняется выбор данной формы урока; какие методы, приёмы и ср-ва использовал; что делал на каждом этапе, что делали дети на каждом этапе урока.

Стр-функц. анализ урока (придумал Гора) – логическая обработка учебного исторического материала, в ходе которой выдел-ся смысловые компоненты материала: главн. и неглавн. факты; теория; прогнозируемые р-ты (чему научить, что развить, что воспитать). СФА проводится для формулировки целей и задач урока (т.е. он делается перед уроком).   

 

20. Оценочный  инструментарий в МПИ. Итоговая  аттестация.

В 50 г. под р-тами обучения И. понимали знания учащихся. К к.70 г. – знания и умения уч-ся (сам. приобретать знания и их преобраз-ть). Опрос проходил в форме фронт. беседы, письм. опросы, заполн. к.карт и др. Сейчас учеников оценивают по разн. критериям: на выявл-е формализованных (определение понятий, изложение фактов) и неформализованных (своё отнош. к факту, объяснение факта) знаний.

Способы проверки Ф. знаний: тесты – краткое стандартизиров. задание, направл. на выявл. и оценку достижения учеником уровня предм. подготовки, заданной гос. стандартом. Виды тестов: 1. на спец. возм-ти и достижения; на устоявшиеся оценки фактов; на определ-е последов-ти. 2. альтернативные задания (ложные или истин. утвержд.). 3. на восстановл-е соотв-ия. 4. тесты на умение анализ.-ть, обощать, системат-ть (зад. на группировку информации; на определ. последов-ти; на искл. лишнего; на аналогию; зад. со своб. ответами).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"