Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Совместная деятельность школы и семьи выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Гуманистическое воспитание детей немыслимо без согласованной деятельности педагогов и родителей, направленной на развитие личности ребенка, формирование его личностных качеств.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.txt

— 260 байт (Скачать)

    «Гиперопека»:

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых;
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда;
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей;
  • Растет безвольным, трудности в общении.

    «Гипоопека»:

  • Ребенок предоставлен сам себе;
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым;
  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания;
  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.

    «Ежовые рукавицы»:

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются;
  • Внушают лишь подчинение;
  • Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь;
  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.

    Воспитание по типу повышенной моральной ответственности:

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста;
  • Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях;
  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых.

    Воспитание «в культе болезни»:

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием;
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания;
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им;
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем;
  • Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего;
  • Ждет сочувствия и сострадания от всех ;
  • С трудом приспосабливается к действительности.

Заключение.

    Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования  и испытывает ее  влияние  на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

    Необходимость сотрудничества семьи и школы  присутствовала на протяжении всего существования школы. Ведь только вместе с семьёй школа создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса.

    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Классного руководитель должен вызывать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, призванных взаимодополнять друг друга.

    К сожалению, в последнее время  большинство классных руководителей  занимают пассивную позицию в  вопросе взаимодействия с семьёй: «семья – отдельно, школа – отдельно». В этом случае сотрудничество принимает негативную окраску: семья используется только как инструмент наказания учеников. Кроме того, очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

    Стоит помнить, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Для успешного реализации такой работы необходимо проводить исследование проблем и направлений взаимодействия школы и семьи, которое было проведено в данной работе.

Список  использованной литературы.

  1. Азаров  Ю.П. «Искусство воспитывать». М.: Просвещение, 2005 г.
  2. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.: Просвещение, 2000 г.
  3. Воронов В.В. «Технология воспитания». М.: Школьная Пресса, 2000 г.
  4. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования». М., 2005 г.
  5. Гуров В.Н. «Социальная работа школы с семьей» М.: Педагогическое общество России, 2002 г.
  6. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 2006 г.
  7. Зверева О.Л, Ганичева А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М.: Академия,2002 г.
  8. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2005 г.
  9. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 1992 г.
  10. Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2004 г.
  11. Латышина Д.И. «История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века)»: М.: ИНФРА-М, 1998 г.
  12. Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Мы, наши дети и внуки». М., 1990.
  13. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология» М.: Пед. общество России, 2001 г.
  14. Рувинский Л.И. «Методика воспитательной работы». М.: «Просвещение», 1994 г.
  15. Сенъко В.И. «Учителя и родители». М., 1993 г.
  16. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика». М., 1989 г.

Информация о работе Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях