«Гиперопека»:
- Ребенок лишен
самостоятельности, следует советам взрослых;
- Родители
диктуют каждый шаг ребенку и контролируют
во всем;
- Возносят
ребенка до небес, «готовят» вундеркинда;
- Ребенок загружен
до предела, хочет оправдать надежды родителей;
- Растет безвольным,
трудности в общении.
«Гипоопека»:
- Ребенок предоставлен
сам себе;
- Ощущает себя
ненужным, лишним, нелюбимым;
- Временами
вспоминают, что он есть и уделяют минимум
внимания;
- Вынужден
сам думать о себе, завидуя всем детям.
«Ежовые
рукавицы»:
- Ребенку диктуют,
приказывают, на нем срываются и разряжаются;
- Внушают лишь
подчинение;
- Ребенок не
знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь;
- Вырастает
эмоционально неотзывчивым, суровым к
близким, с часто с бурными реакциями протеста.
Воспитание
по типу повышенной
моральной ответственности:
- На плечи
ребенка возлагается огромная ответственность,
обычно непосильная для его возраста;
- Свои не оправдавшиеся
надежды, мечтают реализовать в детях;
- Ребенку поручают
заботиться о младших в доме или о престарелых.
Воспитание
«в культе болезни»:
- Когда ребенок
болеет достаточно серьезным хроническим
заболеванием;
- Боясь, что
ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая
все его желания;
- Пользуется
создавшимся положением и злоупотребляет
им;
- Ребенок хочет,
чтобы исполнялись все его желания, заботились
о нем;
- Такой ребенок
- маленький тиранчик, он притворяется,
придумывает новую болезнь, чтобы добиться
всего;
- Ждет сочувствия
и сострадания от всех ;
- С трудом
приспосабливается к действительности.
Заключение.
Семья
– это разновозрастный коллектив,
членом которого ребенок становится с
первого дня своего существования и испытывает
ее влияние на протяжении практически
всей жизни. Члены семьи объединены узами
родства и чувством ответственности за
все, что происходит в семье: они делят
между собой и радость, и горе каждого
члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную
обычаями, традициями, нравственными и
правовыми нормами сложную структуру,
в рамках которой детей, родителей, бабушек
и дедушек объединяет целая система отношений:
между старшими и младшими детьми, между
детьми и родителями и т.д. Эти отношения
и определяют психологический климат
семьи. В этом климате и формируется у
ребенка восприятие мира, людей и самого
себя.
Необходимость
сотрудничества семьи и школы
присутствовала на протяжении всего существования
школы. Ведь только вместе с семьёй школа
создаёт тот важнейший комплекс факторов
воспитывающей среды, который определяет
успешность, всего учебно-воспитательного
процесса.
Ведущую
роль в организации сотрудничества
школы и семьи играют классные
руководители. Именно от их работы зависит
то, насколько семьи понимают политику,
проводимую школой по отношению к обучению
и воспитанию детей, и участвуют в её реализации.
Классного руководитель должен вызывать
к жизни позитивные факторы семейного
и школьного воспитания, призванных взаимодополнять
друг друга.
К
сожалению, в последнее время
большинство классных руководителей
занимают пассивную позицию в
вопросе взаимодействия с семьёй:
«семья – отдельно, школа – отдельно».
В этом случае сотрудничество принимает
негативную окраску: семья используется
только как инструмент наказания учеников.
Кроме того, очень изменилось отношение
родителей к школе. Появились агрессивность,
недоверие, которые, конечно же, впитывают
и дети.
Стоит
помнить, что совместная работа педагогов
и родителей является ценнейшим инструментом,
позволяющим составить для каждого ученика
свой воспитательный маршрут, подобрать
оптимальный вариант индивидуальной работы.
Для успешного реализации такой работы
необходимо проводить исследование проблем
и направлений взаимодействия школы и
семьи, которое было проведено в данной
работе.
Список
использованной литературы.
- Азаров
Ю.П. «Искусство воспитывать». М.: Просвещение,
2005 г.
- Божович Л.И.
«Личность и ее формирование в детском
возрасте». М.: Просвещение, 2000 г.
- Воронов В.В.
«Технология воспитания». М.: Школьная
Пресса, 2000 г.
- Выготский
Л. С. «Избранные психологические исследования».
М., 2005 г.
- Гуров В.Н.
«Социальная работа школы с семьей» М.:
Педагогическое общество России, 2002 г.
- Дружинин
В.Н. «Психология семьи». М., 2006 г.
- Зверева О.Л,
Ганичева А. «Семейная педагогика и домашнее
воспитание». М.: Академия,2002 г.
- Крайг Г. «Психология
развития». СПб., 2005 г.
- Кулик Л.А. ,
Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М,
1992 г.
- Куликова
Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание».
М., 2004 г.
- Латышина
Д.И. «История педагогики. Воспитание и
образование в России (Х-начало ХХ века)»:
М.: ИНФРА-М, 1998 г.
- Никитин
Б.П., Никитина Л.А. «Мы, наши дети и внуки».
М., 1990.
- Обухова
Л.Ф. «Возрастная психология» М.: Пед. общество
России, 2001 г.
- Рувинский
Л.И. «Методика воспитательной работы».
М.: «Просвещение», 1994 г.
- Сенъко В.И.
«Учителя и родители». М., 1993 г.
- Сухомлинский
В.А. «Родительская педагогика». М., 1989
г.