Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Совместная деятельность школы и семьи выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Гуманистическое воспитание детей немыслимо без согласованной деятельности педагогов и родителей, направленной на развитие личности ребенка, формирование его личностных качеств.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.txt

— 260 байт (Скачать)

    Существенным  фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

    В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. Некоторые родители не уделяют этим вопросам должного внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изобразительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании "рабочих уголков". Не изжиты также факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалости в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

    Формы этой работы и ее влияние на родителей  чаще всего требуют принятия соответствующих  мер со стороны семьи и школы  по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недостатков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления. Если, например, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнением, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на просмотр телевизионных программ или нуждаются в контроле за поведением в свободное время и т.д.

      Индивидуальная работа зачастую  носит характер педагогических  консультаций родителей и дачи  им практических советов по  улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются  повышенной нервозностью или  упрямством. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи педагогов.

    Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют  интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию.

    Оказывая  индивидуальную помощь и влияя на родителей в целях улучшения  семейного воспитания, учителям следует  проявлять необходимый педагогический такт. Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, которые "плохо ведут" себя в школе. Такие жалобы, как правило, не дают положительного эффекта, а иногда приносят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С.Макаренко:

    «Вы прекрасно понимаете, что обычно вызывают родителей и говорят: "Ваш  мальчик не учится и плохо себя ведет. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани – не бейте".– "Хорошо, до свидания".

    Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой просто ничего не делает, и все идет по-прежнему.»

    А.С.Макаренко  придерживался мнения, что школа  должна воздействовать на улучшение  семейного воспитания через учащихся. Он говорил:

    «Что  же касается школы и семьи, я никогда  не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный  воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние  в семью.

    Попробуйте  стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь.»

    Идея  А.С.Макаренко о влиянии на семью  через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор этих строк, работая  в школе, не раз убеждался в  ее плодотворности. Когда мы, например, занимались проблемой развития читательских интересов учащихся и рекомендовали им создавать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К сожалению, положение о влиянии на воспитательную работу семьи через учащихся пока еще не получило глубокого освещения в педагогике и слабо используется в школе.

2.1. План-конспект родительского собрания.

    Тема: Особенности семейного воспитания.

    Класс: 6 «Б».

    Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка.

    Задачи:

  1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
  2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
  3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.

    План:

  1. Подготовительный этап.
  2. Вводное слово.
  3. Беседа с родителями.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.

    Ход собрания:

    I. Подготовительный этап.

    Проведение анкетирования среди детей на тему «Что мы ждём от своих родителей?». В ответ в свободной форме. Анкетирование анонимно.

    Анализ ответов учеников.

    II. Вводное слово.

    Здравствуйте, уважаемые родители! Я рад вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное родительское собрание. Которое посвящено особенностям семейного воспитания. В проведении родительского собрания мне поможет школьный психолог.

    Но прежде, чем мы перейдём к основному вопросу, хотелось бы немного сказать о наших детях. Очень приятно отметить, что за небольшой промежуток времени мне удалось поближе узнать наших детей, заглянуть в душу каждого и увидеть там уникальность. Все дети по-своему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые, весёлые, инициативные, остроумные. А вместе это дружный сплочённый коллектив 6 «Б» класса.

    Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания». Эта тема выбрана не случайно, так как 2008 год в России объявлен годом Семьи.

    Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

    Уважаемые родители, когда я готовился к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.

    Притча.

    Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

    – Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

    – С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

    Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

    – Не он.… И этот не он.… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

    Но вот взошла Утренняя Звезда.

    Люди уставились на дорогу – где Путник?

    Где-то запел жаворонок.

    Где-то заржал жеребенок.

    Где-то заплакал ребенок.

    А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

    Пришли к мудрецу с жалобой:

    – Где же обещанный Путник Вечности?

    (А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

    – А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

    – Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

    – Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

    Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

    III. Беседа с родителями.

    Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему? Ведь именно ему жить в будущем.

    Хочу предоставить слово нашему школьному психологу.

    Психолог: Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).

    Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

    У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.)

    Родители: Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

    Психолог: Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

    А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

    Учитель: Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

    Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

    В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

    Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью. Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку, понимание, одобрение, заботу, похвалу, улыбку.

    Недавно мы провели анкетирование с детьми нашего класса на тему «Что мы ждём от своих родителей?» Я бы хотел ознакомить вас с результатами анкетирования. (Ознакомление родителей с результатами)

    Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при воспитании наших детей:

    1. авторитарный;
    2. демократический;
    3. попустительский;
    4. хаотический;
    5. опекающий.

    Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.

Информация о работе Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях