Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Совместная деятельность школы и семьи выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Гуманистическое воспитание детей немыслимо без согласованной деятельности педагогов и родителей, направленной на развитие личности ребенка, формирование его личностных качеств.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.txt

— 260 байт (Скачать)

    Типы воспитания, которых следует избегать:

  1. «Кумир семьи»;
  2. «Гиперопека»;
  3. «Гипоопека»;
  4. «Ежовые рукавицы»;
  5. «Повышенная моральная ответственность»;
  6. «В культе болезни.

    Родителям раздаются информационные листки и памятки для родителей.

    В целях экономии времени я не буду рассказывать о каждом типе подробно, а освещу только основные аспекты. Дома же я вам рекомендую прочитать информацию обо всех типах.

    «Кумир семьи»:

  • Ребенок обожаем, любим;
  • Любая прихоть ребенка–закон;
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»;
  • Растет капризным, своевольным эгоистом;
  • Освобожден от всех обязанностей.

    «Гиперопека»:

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых;
  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда;
  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей;
  • Растет безвольным, трудности в общении.

    «Гипоопека»:

  • Ребенок предоставлен сам себе;
  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым;
  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания;
  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям.

    «Ежовые рукавицы»:

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются;
  • Внушают лишь подчинение;
  • Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь;
  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.

    Воспитание по типу повышенной моральной ответственности:

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста;
  • Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях;
  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых.

    Воспитание «в культе болезни»:

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием;
  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания;
  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им;
  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем;
  • Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего;
  • Ждет сочувствия и сострадания от всех ;
  • С трудом приспосабливается к действительности.

    Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть, как происходит процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом хорошо ли ребёнку рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру. Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?

    Родители: Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

    Учитель: Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!».

    Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Давайте взглянем на себя со стороны. И в этом нам поможет наш психолог.

    Психолог: Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (тарелка, поднос и т.п.). Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча)

    Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

    Учитель: Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их расставим очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:

  • Какой тип воспитания преобладает в вашей семье?
  • Что вы можете изменить в воспитании своего ребёнка?

    И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания своих детей.

    IV. Рефлексия.

  • Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
  • Что было самым неожиданным?
  • Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

    V. Подведение итогов.

    Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:

  1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
  2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
  3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

    У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?

    На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!

Приложение 1. Информационные листки.

    «Кумир семьи».

    Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется – ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Вернее – «пуп земли» и «центр Вселенной»... Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть ребенка – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

    Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

    «Гиперопека».

    Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней . Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями – это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях.

    Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это – так... Довольно часто при гииперопеке родители возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно бегать босиком – ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое - а он не может, оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко, вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека лишает творческого начала.

    Жизнь по подсказкам – существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека, не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

    «Гипоопека»

    Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.

    Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

    «Ежовые рукавицы».

    Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так – ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

    Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

    Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей.

    Другой вариант такого воспитания – когда ребенку поручают заботиться о младших в доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

    Воспитание «в культе болезни».

    Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая- все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок – маленький тиранчик.

    Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе.

    Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

    Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь – участь слабовольных и изнеженных людей.

Приложение 2. Памятка для родителей.

    «Кумир семьи»:

  • Ребенок обожаем, любим;
  • Любая прихоть ребенка–закон;
  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»;
  • Растет капризным, своевольным эгоистом;
  • Освобожден от всех обязанностей.

Информация о работе Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях