Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Совместная деятельность школы и семьи выступает важнейшим условием воспитания подрастающего поколения. Вместе со школой семья решает задачи семейного и общественного воспитания. Гуманистическое воспитание детей немыслимо без согласованной деятельности педагогов и родителей, направленной на развитие личности ребенка, формирование его личностных качеств.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.txt

— 260 байт (Скачать)

1.2. Особенности взаимодействия школы и семьи.

    Основная особенность взаимодействия семьи и школы – ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей.

    Одна из важнейших задач классных руководителей – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

    Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

    Суть творческого сотруднического взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

    В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    В наше время взаимодействие школы и семьи осложняется неблагоприятными социально-экономическими условиями, духовно-нравственным кризисом в обществе. В семье идет переориентация на нежелательные ценности. Борясь за выживание, значительная часть родителей не находит времени для общения с детьми. Не в лучшую сторону меняются идеологические установки, становятся напряженными отношения между людьми, отцами и детьми.

    Школа же в общем продолжает защищать идеи добра и милосердия, бескорыстия и человеколюбия, отстаивает истинные общечеловеческие ценности. Она стремится передать подрастающему поколению извечные духовные истины, высоконравственные установки. Ведущая из них – духовное здоровье и благосостояние семьи.

Глава 2. Изучение направлений взаимодействия школы и семьи.

1.3. Основные направления  взаимодействия.

    Можно выделить следующие основные направления  взаимодействия школы и семьи:

    1. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.
    2. Педагогическое просвещение родителей.
    3. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.

    Формирование  сотруднических отношений между  учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

    Так же как и педагоги, каждые отец и  мать желают видеть своих детей здоровыми  и счастливыми, они готовы поддержать начинания педагога, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов педагог может получить от них нужный совет. Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценностных жизненных ориентации.

    Свое  влияние на воспитание учащихся в  семье школа осуществляет через  разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких  важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год.

    Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет, о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, создавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями. Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.

      В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов – общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным "Положением о родительском комитете общеобразовательной школы".

    Количественный  состав родительского комитета школы  устанавливается решением общего собрания (конференции) родителей. Для выполнения текущей работы родительский комитет  в крупных школах избирает из своего состава президиум, в который  входят председатель родительского комитета, его заместитель и 3–5 членов президиума. В небольших неполных средних школах избираются председатель, его заместитель и секретарь родительского комитета, в малокомплектных – только председатель. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей в составе председателя и 2–4 членов комитета.

    Родительские  комитеты оказывают помощь школе  в решении довольно широкого круга  вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризуют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

    Организационно-педагогическая работа школы включает в себя также  поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, с  промышленными и сельскохозяйственными  предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями содействия семье и школе.

    Действенным средством оказания помощи семье  в воспитании детей является организация  педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного  воспитания обусловливаются незнанием  элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает резвиться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домашние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил излишнюю резвость. Но ребенок продолжает свое. Для него это – игра, деятельность, удовлетворение потребности в движении. Снова следуют окрики и требование успокоиться. Если же это не помогает, родители переходят к угрозам, берутся за ремень, стремясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклонности.

    Знание  педагогики подсказало бы родителям, что  в данном случае нужно прибегать  не к угрозам и страху, а переключить  ребенка на другой, более спокойный  вид деятельности. К сожалению, подобных примеров, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встречается немало. Вот почему оказание помощи родителям в этом отношении – важная задача школы, учителей.

    Воспитание  детей в семье более эмоционально, чем любое другое воспитание, ибо  оно основывается на родительской любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. А. С. Макаренко писал: «Люди, воспитанные без родительской ласки, часто искалеченные люди».

    Родительская  любовь, по словам А. С. Макаренко, –  это «самое великое чувство, которое  вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Но она может стать и одной из причин неудачного воспитания детей, если к ним не предъявляются разумные требования. Такую родительскую любовь в народе называют слепой, она нередко способствует развитию эгоизма, ведет к разрыву между детьми и родителями.

    Высокий уровень педагогической культуры родителей  немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с  высокой и разумной требовательностью  к ним.

    Вот почему содержание подготовки родителей к воспитанию детей нельзя сводить только к системе знаний, как это до сих пор принято. Вот почему эта подготовка должна заключаться прежде всего в повышении уровня их педагогической культуры.

    В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого является проведение научно-методической работы и который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Широкое распространение, например, получили "школы молодой матери", в которых основами педагогических знаний овладевают женщины, готовящиеся стать матерями или имеющие маленьких детей. Они изучают вопросы физического развития и санитарно-гигиенического ухода за детьми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.

    Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного  возраста родители получают в специальных  семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении  проводит школа. Для педагогического  просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

    Педагогическое просвещение осуществляется также на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, по месту работы родителей. Для рабочих, служащих и колхозников читаются лекции, делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Информация о работе Школа и семья основные направления взаимодействия в современных условиях