Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам данной работы относится:
рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
§1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….5
§1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10
§1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17
ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом
§2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
§2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложение ………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать)

Важнейшим условием эффективного сенсорного развития детей является неразрывная связь этого воспитания с разнообразной содержательной и непременно – продуктивной деятельностью детей. Последняя, в свою очередь, ее содержание и организация подчинены задачам умственного развития дошкольников. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В результате дошкольники учатся не только ориентироваться в свойствах и качествах предметов и явлений окружающей действительности, но и получают систематизированные представления об окружающем мире, комплекс общественно значимых сенсорных эталонов.

Цель данной курсовой работы была успешно достигнута. Поставленные задачи решены.

 

 

Список использованной литературы

    1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. способностей детей дошкол. возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984
    2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
    3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателей дет. сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
    4. Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г.М. Ляминой, - М.: Просвещение, 1981.
    5. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогич. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983.
    6. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1998.
    7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психолого – педагогическое обследование детей: практическое пособие. – М.: Владос, 2003.
    8. Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника: образовательная программа: 2 – е изд. – М.: Издательский дом Карапуз, 2001.
    9. История педагогики в России: учебное пособие для студентов / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 1999.
    10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М., 2000.
    11. Коменский Я.А. Материнская школа: учебное пособие. – М.: Учпедгиз, 1967.
    12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция: методическое пособие. – М.: Просвещение, 1992.
    13. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому: методическое пособие / под ред. М.В. Богуславской, Б.Г. Корнетова. – М.: 2001.
    14. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1953.
    15. Практическая психология; учебник./ под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 1996.
    16. Программа воспитания и обучения в детском саду: методическое пособие / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом Воспитание дошкольника, 2004.
    17. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д:  Феникс, 2007.
    18. Сенсорное воспитание дошкольников: методическое пособие / под ред. А.В, Запорожца, А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963.
    19. Сенсорное воспитание в детском саду: практическое пособие для воспитателей / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Прсвещение, 1981.
    20. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: практическое пособие для воспитателей / под ред. Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой. – М.: Госиздат, 1965.
    21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Пддьякова. – М., 1984.
    22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1989.
    23. Фребель Ф. Будем жить для наших детей: методическое пособие / сост. Л.М. Волобуева. – М.: Академия, 2001.
    24. Яценко Т.А.Игры с природным материалом: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного  образования, родителей. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

         Для повышения уровня сформированности сенсорных эталонов у дошкольников рекомендуется проводить следующие игры и упражнения:

    • направленные на формирование представлений о шести цветах и усвоение соответствующих названий;

         Воздушные шары.

         Цель: познакомить детей с шесть цветами путем подбора по образцу.

         Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

         Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (10 ×0,5 см.) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10см.). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

         Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое – трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т.п.

         Затем быстро раскладывает раздаточный материал (кружочки на подносах), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

 

 

 

         Живое домино

         Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями; учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.

         Материал: ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

         Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.

         Игра может быть повторена два – три раза со сменой лент.

 

    • направленные на формирование представлений о пяти формах и усвоение соответствующих названий;

         Что лежит в мешочке?

         Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

         Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы).

         Руководство. Дети сидят полукругом перед столом воспитателя. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находиться у воспитателя. Дошкольники по очереди вынимают по одному предмету из мешочка, называют его, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой – овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.

         Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.

 

         Геометрическое лото

         Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой  и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети в данной игре действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.

         Материал: пять карточек с изображением геометрических фигур (по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу); по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, апельсин, футбольный мяч, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина), треугольной (крыша дома, пирамидка, палатка, линейка треугольной формы, морковь).

         Руководство. В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.

 

    • направленные на формирование представлений об отношениях трех – пяти величин и усвоение соответствующих названий.

 

         Три квадрата

         Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».

         Материал. Демонстрационный: три квадрата  разной величины, фланелеграф.  Раздаточный:  у каждого ребенка три квадрата  разной величины, фланелеграф.

         Руководство. Воспитатель: «Дети,  у меня есть квадраты, вот такие  (показывает). Этот – самый большой,  этот – поменьше, а этот –  самый маленький (показывает каждый  из них). А теперь вы покажите  свои самые большие квадраты (дети  поднимают и показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь  самые маленькие». (Если кто –  либо из воспитанников ошибается,  педагог предлагает исправить  ошибку, привлекая к этому и  других детей.) чтобы нагляднее  представить различия в величине  квадратов, взрослый прикладывает  их один к другому.

         Далее воспитатель предлагает  детям построить из квадратов  башню. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграф снизу  вверх сначала большой, потом  средний, потом маленький квадрат.  «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах», - говорит воспитатель. У ребенка, который плохо справляется с заданием, спрашивает: «Какой квадрат нужно положить первым? Правильно, большой, потом какой?» и т.д.

         Воспитатель оценивает несколько  работ. Башни остаются на фланелеграфах.

 

         Найди такое же колечко

          Цель: закреплять умение находить  предметы одинаковой величины  путем накладывания.

         Материал: четыре – пять пирамидок  из пяти съемных колец.

         Руководство. В игре могут одновременно  участвовать десять – двенадцать детей.

Кольца пирамидок расположены  в случайном порядке на столах, подоконниках и т. п. Воспитатель  раздает детям по одному колечку  и предлагает найти такое же по величине. Ребенок приносит воспитателю  найденное колечко и колечко  – образец. Взрослый при необходимости  помогает ребенку. Затем колечки  снова раскладываются и игра повторяется  с другими детьми.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 


Информация о работе Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами