Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа
Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам данной работы относится:
рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
§1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….5
§1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10
§1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17
ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом
§2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
§2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложение ………………………………………………………………………...
Важнейшим условием эффективного
сенсорного развития детей является
неразрывная связь этого
Цель данной курсовой работы была успешно достигнута. Поставленные задачи решены.
Список использованной литературы
Приложение
Для повышения уровня сформированности сенсорных эталонов у дошкольников рекомендуется проводить следующие игры и упражнения:
Воздушные шары.
Цель: познакомить детей с шесть цветами путем подбора по образцу.
Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (10 ×0,5 см.) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10см.). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое – трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т.п.
Затем быстро раскладывает раздаточный материал (кружочки на подносах), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.
Живое домино
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями; учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал: ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два – три раза со сменой лент.
Что лежит в мешочке?
Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы).
Руководство. Дети сидят полукругом перед столом воспитателя. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находиться у воспитателя. Дошкольники по очереди вынимают по одному предмету из мешочка, называют его, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой – овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.
Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети в данной игре действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.
Материал: пять карточек с изображением геометрических фигур (по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу); по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, апельсин, футбольный мяч, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина), треугольной (крыша дома, пирамидка, палатка, линейка треугольной формы, морковь).
Руководство. В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
Три квадрата
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
Материал. Демонстрационный: три квадрата
разной величины, фланелеграф. Раздаточный:
у каждого ребенка три
Руководство. Воспитатель: «
Далее воспитатель предлагает
детям построить из квадратов
башню. Показывает, как это делается,
- помещает на фланелеграф снизу
вверх сначала большой, потом
средний, потом маленький
Воспитатель оценивает
Найди такое же колечко
Цель: закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.
Материал: четыре – пять пирамидок из пяти съемных колец.
Руководство. В игре могут одновременно участвовать десять – двенадцать детей.
Кольца пирамидок расположены в случайном порядке на столах, подоконниках и т. п. Воспитатель раздает детям по одному колечку и предлагает найти такое же по величине. Ребенок приносит воспитателю найденное колечко и колечко – образец. Взрослый при необходимости помогает ребенку. Затем колечки снова раскладываются и игра повторяется с другими детьми.
Информация о работе Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами