Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам данной работы относится:
рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
§1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….5
§1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10
§1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17
ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом
§2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
§2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложение ………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать)

         В этом задании ребенку предлагалось расположить картинки с изображением геометрических форм под рамкой с соответствующей формой, а затем назвать, какая геометрическая форма изображена на картинке.

         Задание № 6. Восприятие эталонов величины.

          Цель: выявить сформированность представлений о величине предметов, умение сравнивать разные по величине предметы и обозначать соответствующие признаки величины словом (большой, средний, маленький, больше, меньше).

         Материал: бруски одинаковой ширины, но разной длины; игрушка.

         Вначале детям предлагалось построить лесенку из трех брусков (вниз положить самый большой брусок, потом брусок средний, потом самый маленький). После построения лесенки ребенку предлагалось поставить игрушку на лесенку и словесно обозначить, на какой ступеньке она стоит. После этого детей просили расположить бруски по возрастанию (самый маленький, побольше, самый большой), назвать величину брусков и сравнить их величину.

          Данные диагностики были занесены мною в таблицу.

 

Имя ребенка

Возраст

 Зад. №1

 Зад. №2

 Зад. №3

 Зад. №4

 Зад. №5

 Зад. №6

Святослав В.

4г.2м.

   +

   +

   +

    +

   +

    +

Илья Г.

4г.1м.

   +

   +

  +  -

    +

   +

  + -

Дарья Г.

4г.

   +

   +

   +

    +

   +

    +

Юлия К.

4г.2м.

   +

   +

   +

    +

   +

    +

Софья К.

4г.3м.

   +

  + -

   +

    + 

  + -

   + -

Елизавета М.

4г.2м.

   +

   +

   +

    +

   +

    +

Андрей П.

4г.

  + -

  + -

  + -

   + -

   -

    -

Александр Р.

4г.1м.

   +

   +

   +

    +

   +

    +

Егор Т.

4г.2м.

   +

   +

  + -

    +

   +

   + -

Ангелина Ч.

4г.

  + -

   +

   +

    -

   +

    +


 

         Во время проведения диагностики детям было предложено 6 заданий, направленных на изучение сформированности сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и умение детей обозначать их словом.

         При выполнении задания №1, где детям предлагалось разложить мячи, окрашенные в основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый), в соответствующие этим цветам корзинки, не все дети справились с заданием. Андрей П. не узнал следующие цвета – оранжевый и фиолетовый, а Ангелина Ч. не узнала три цвета: оранжевый, фиолетовый и зеленый.

         В задании №2 детям нужно было разложить фигуры с подносов на карточку так, чтобы они совпадали с нарисованными (квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг). Практически все дети справились с этим заданием, кроме Софьи К. – она не определила овал и Андрея П. – он не определил овал и прямоугольник.

          В задании №3 детям нужно было узнать и разложить яблоки в корзины, в соответствии с размером яблока. Большинство детей справилось с этим заданием. У троих детей: Ильи Г., Андрея П. и Егора Т., возникли трудности в различии такого размера как средний.

          На следующем этапе заданий детям было  необходимо узнать и словесно обозначить сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

          В задании №4 детям предлагалось  подобрать к пластинам, окрашенным  в цвета основного цветового  спектра кружки соответствующих  цветов. С данным заданием справились  практически все дети. В основном  все дети смогли соотнести  кружок определенного цвета с  соответствующей пластиной, но  при ответе на вопрос «Какой  это цвет?» испытали затруднения  двое детей. У Андрея П. вызвало  затруднение называние  оранжевого и фиолетового цветов. Ангелина Ч. не смогла назвать ни одного цвета.

         При выполнении задания №5 большинство детей не испытывали затруднений. Практически все дошкольники справились с этим заданием. Быстро и правильно расположили картинки с изображением геометрических форм под соответствующей рамкой, словесно обозначили форму на картинке и рамке. Только двое детей с заданием справились не полностью. Софья К. сделала две ошибки в назывании геометрических форм – прямоугольной и овальной. Андрей П. допустил в этом задании следующие ошибки: он перепутал квадратную и прямоугольную формы, овальную и круглую, а так же не смог словесно обозначить такие геометрические формы как овал, прямоугольник, треугольник.

          При выполнении задания №6  многие дети не испытывали  затруднения в словесном обозначении  величины предмета, они правильно  построили лесенку, расположили  бруски по возрастанию и сравнили  их. У четверых детей возникли затруднения в словесном обозначении величины предметов. Илья Г. и Егор Т. не правильно обозначили словами такую величину предмета, как средняя. Софья К. сделала ошибку при сравнении брусков (больше – меньше). Андрей П. в этом задании смог построить только лесенку, но не смог справиться со словесным обозначением величин предметов (большая, средняя, маленькая) и их сравнением (больше – меньше).

          Таким образом, исходя из результатов диагностики, можно сделать вывод о том, что дети продемонстрировали высокий уровень зрительного восприятия сенсорных свойств предметов и словесного их называния.

         Высокий уровень сенсорного восприятия дети продемонстрировали в заданиях №1, №2, №4, №5.

         Из этого можно сделать вывод, что большая часть детей этой группы находятся на высоком уровне сенсорного развития.

         При выполнении заданий у детей возникали такие трудности как узнавание и называние цвета, некоторых форм и величин.

         На основании проведенной диагностики, направленной на изучение сформированности сенсорных эталонов у детей 5 – го года жизни можно сделать выводы. У большинства детей сформирована система сенсорных эталонов, она соответствует возрастному уровню детей. У детей отличается высокий уровень сенсорного развития, особенно это относиться к восприятию сенсорных свойств предметов и явлений: восприятие цвета, геометрических форм; узнаванию и обозначению словом цветов основного спектра, геометрических форм.

          В ходе диагностики у одного ребенка (Андрея П.) отмечен низкий уровень сформированности системы сенсорных эталонов. Он испытывал затруднения в выделении цвета, величины предметов, как отдельного признака предмета, так же испытывал затруднения в обозначении словесно сенсорных эталонов цветов основного спектра, формы и величины, а в некоторых случаях не понимал лексического значения некоторых обозначений сенсорных эталонов.

         Итоги результатов диагностики, которая проводилась с целью изучения сформированности сенсорных эталонов у дошкольников, позволяют сделать вывод о том, что для успешного усвоения этого необходимо создавать специальные условия для детей.

         Формирование системы сенсорных эталонов у детей осуществляется:

    1. в повседневной жизни, когда взрослый вовлекает детей в коллективную деятельность, в общение друг с другом;
    2. в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о предметах окружающего мира, их сенсорных признаках;
    3. в рисовании, лепке, конструировании, трудовой деятельности;
    4. в работе по развитию речи – обучение словесным отчетам о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта.

         По итогам диагностики были составлены рекомендации (Приложение), для того, чтобы повысить уровень сформированности сенсорных эталонов у некоторых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников

Окраска воды  (для детей 4 – го года жизни).

         Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.

         Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

         Материал: две большие банки – на одной светло – красная наклейка, на второй – темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.

         Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.

         Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло – красная». Так же последовательно диктует способ получения темно – красной воды.

         Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло – красную, потом темно – красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее. Воспитатель сливает воду в соответствующие большие банки.

         На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед используется для украшения участка.

 

         Чудесный мешочек   (для детей 5 – го года жизни).

         Цель: учить детей выбирать предметы на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

         Материал: два набора предметов (большая и маленькая шишки, камень, ракушка, желудь, каштан, веточка). Один набор предметов – в мешочке, другой – на столе.

         Руководство. Воспитатель заранее раскладывает на столе предметы и прячет мешочек с набором таких же предметов в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем», - говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько предметов, дети называют их, их свойства и форму. Затем воспитатель показывает предметы, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же предмет, какой лежит на столе, называет его, его свойства и форму. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующий предмет, то воспитатель еще раз напоминает способы его обследования. При повторном проведении игры предметы меняются, постепенно увеличивается их количество.

         Игра заканчивается, когда дети найдут все предметы в мешочке.

 

         Веточки в ряд   (для детей 6 – го года жизни).

         Цель: учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.

         Материал: десять веточек разной длины от 2 до 20 см., каждая веточка отличается от стоящей рядом на 2см.

         Руководство. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно веточки поставить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз (примеривать и переставлять веточки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). «Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд», - поясняет воспитатель.

 

         Цветочный магазин  (комплексная игра для детей 6 – го года жизни).

         Цель: учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.

         Материал: листья и цветы.

         Руководство. Листья и цветы размещают на столе – прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Воспитатель задает наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «Какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «Какой оттенок желтого?» и т.п.

         Получив подробное описание цветка или листочка, продавец продает его покупателю.

         В дальнейшем продавцами могут становиться все дети поочередно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение сенсорного развития детей дошкольного возраста переоценить  сложно. Оно состоит в том, что  именно в его рамках закладываются основы познания ребенком окружающего мира его предметов, явлений, их цвета, форм, величины, количества, а также соотношений частей и элементов предметов, структурных взаимосвязей между ними. На этой основе ребенок, эмоциональная, чувственная сфера которого развивается значительно активнее интеллектуальной, способен развиваться полноценно.

В сенсорном развитии ребенка  ключевое значение имеет воспитание сенсорной культуры, то есть процесса усвоения сенсорных эталонов, выработанных предшествующим общественным опытом, усвоение которого необходимо ребенку для нормальной социализации. Однако этот процесс должен носить целенаправленный и организованный характер, осуществляясь в разнообразных формах в рамках решения общих задач сенсорного воспитания дошкольников.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами