Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам данной работы относится:
рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
§1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….5
§1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10
§1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17
ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом
§2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
§2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложение ………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Пензенский государственный  педагогический  университет

имени В.Г. Белинского  

 

 

 

Факультет начального и                  Кафедра педагогики и психологии

специального  образования              начального и специального образования

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дошкольной педагогике

 

 

«Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами»

 

 

 

 

  Выполнил:

 

    Студентка з/о

 

  Группы Д – 42

 

  Бочкарева О.Е.

 

Научн. руководитель:

 

                                                                                         к.п.н., доцент 

 

                                                                                         Богданова В.В.

 

 

 

 

ПЕНЗА,  2012

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей    дошкольного возраста

     §1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей         дошкольного возраста…………………………………………………….5

     §1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10

     §1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17

ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом

     §2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24

     §2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………………………34

Список использованной литературы……………………………………………...35

Приложение ………………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание         [13, 98].

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области  дошкольной педагогики         (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева,              А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания           [3, 3].

Объектом данной курсовой работы является система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, направленная на использование различных форм и способов развития сенсорных функций ребенка дошкольного возраста.

Предметом работы выступает процесс развития сенсорного воспитания детей дошкольного возраста средствами использования природных материалов в игровой деятельности.

Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

К задачам данной работы относится:

  1. рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
  2. определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
  3. охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
  4. изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
  5. привести варианты игр с природным материалом по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

Методы курсовой работы: анализ педагогической литературы, формирующий эксперимент, анализ детской деятельности, качественный анализ результатов.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; во второй главе мною были рассмотрены особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста; в приложении были предложены игры и упражнения для повышения уровня сформированности сенсорных эталонов у дошкольников.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания   детей дошкольного возраста

          Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.

         Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

         Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур - анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.

         Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам [10, 69].

         Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на: измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически – регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность [10, 112].

         Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. 
Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

         Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
    • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
    • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
    • влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.

          Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом, а для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

          Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

         В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).

         В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

        Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.

         Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.

         Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

         Тем самым содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета [5,34].

          Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.

          Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами