Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам данной работы относится:
рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
определить задачи, формы и методы сенсорного воспитания;
охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
изучить сформированность сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Теоретические вопросы изучения сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
§1.1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………….5
§1.2. Задачи, формы и методы сенсорного воспитания……..……………….10
§1.3. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников…17
ГЛАВА II. Особенности организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в ходе игр с природным материалом
§2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………...24
§2.2. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников……………………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованной литературы……………………………………………...35
Приложение ………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать)
  1. класс – игры, возникающие по инициативе самих детей;
  2. класс – игры, связанные с исходной инициативой взрослого;
  3. класс – игры народные, идущие от исторических традиций этноса.

Все классы игр исторически  связаны между собой. Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Предлагаемая классификация игр позволяет представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе. Так, зная, что ведущим в дошкольном возрасте являются игры по инициативе ребенка, уделяется большое внимание именно этому классу игр, использование вида игры – экспериментирование. А точнее подвида – игры с природным материалом. Игры с природным материалом четко локализуются в возрастном диапазоне от 4 до 10 лет и имеют свое продолжение в младшем школьном возрасте [24,11].

Например, самостоятельные  игры с природным материалом малышей  превращаются в составляемые старшими детьми « мультики – сериалы» (сделанные детьми игрушки из природного материала по сюжетам), а затем в иллюстрированные схематические сценарии, от которых один шаг до сочинения рассказов, театрализованных постановок.

         Игры с природным материалом таят в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней.

         Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры, повышение творческой активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательских воздействий. Психологическое воздействие игры: развитие основных психологических процессов, эстетических, формирование чувства любви к природе. Ведь для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений между сверстниками.

          Для игр с природными материалами должно быть просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с доступным освещением для проведения практических и теоретических занятий. Должна быть соответствующая материальная база. Красиво оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нем, правильно организованные места для игр с природным материалом, имеют большое воспитательное значение.

         Все это дисциплинирует детей, способствует культуре труда и творческой активности. Учебное оборудование помещения включает комплект полок, стеллажей, инструменты и приспособления, необходимые для организации игр с природным материалом, хранения и показа наглядных пособий.

         Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников нужно учить использовать его в играх (изготавливать различные поделки, игрушки из снега, песка, природного материала: желудей, каштанов, шишек, соломы, бересты и т.д.). С прогулки в лес дети часто приносят желуди, шишки, веточки, а с экскурсии к водоему – красивые камешки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато – коричневые, рогоз  цилиндрический, с мягкой бархотистой поверхностью, коричневый.

         В старших группах для игр детей широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди. Он дает ребенку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии.   Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Рассмотрим это на примере организации игры со снегом. В основе строительства из снега лежит лепка. Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм. Поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда. Знание их поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания [24, 21].

         В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу  (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным. Вода на морозе замерзает и образует лед. Его не возьмешь лопатой. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой. Изо льда хорошо делать лодки, кузов машины, колеса.  Эти постройки прочнее снежных. Дети замораживают воду в формочках, наблюдают, как образуются льдинки. Украшают разноцветными льдинками свои участки, елку, деревья. При таких наблюдениях ребенок не получает готовых сведений от взрослых, а добывает их сам в процессе активной деятельности. Это облегчает ему ориентировку в характере предстоящей работы, помогает планировать свои действия. Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого – домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой. По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.

           Летом в теплую и жаркую погоду дети любят играть с водой. Это могут быть игры в «ручеек» или «речку» с подготовленными заранее оборудованием и атрибутами. Вокруг сооружений, выполненных на берегу речки из песка (пристань, шлюзы, лодочная станция, мосты) развертываются длительные игры. При этом детям приходится решать и познавательные задачи: определить, где и почему быстрее течет река, как поднять ее уровень при закрытии шлюз а, как пропустить кораблик через шлюз, чтобы не допустить аварию. В летних условиях удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку. Тут же он показывает приемы: как прихлопывать и срезать песок лопаткой или дощечкой, как придавать песочной куче определенную форму. Кроме домов можно выполнять и другие постройки, например гараж для машин. Чтобы песок не осыпался, его надо предварительно утрамбовать, а затем осторожно лопатками сделать углубления для машин, дорогу, забор. Для игр с песком хороши деревянные бруски, палочки, природный материал, формочки. Большое место в детских играх занимает сооружение построек из снега, песка, а если таких материалов нет, то из стульев, досок, ящиков, камней. Постройка помогает детям лучше представить обстановку, в которой развиваются действия, приблизить действия участников игры к реальности. Воспитателю нужно показать, какие постройки можно сделать из строительного материала, песка и снега и как с ним играть. Кроме свободных игр с природным материалом, следует давать детям задания игрового порядка, воспроизвести конструкцию по образцу, по рисунку, больше проводить игр для развития творческих способностей. Учит детей строить и конструировать из природного материала и во время игры и на специальных занятиях [24, 28].

         Игрушки из природного материала служат для игр и обладают следующими преимуществами:

  1. поделки дети делают из природного материала;
    1. при создании поделок используется ограниченное количество инструментов;
    1. техника выполнения является простой, а, следовательно, доступной;
    2. изделия из природного материала прочны, оригинальны, изящны и неповторимы.

          Окружающая нас природа радует изобилием форм, цвета. Каждое время года богато своими дарами, от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он гут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким?

         У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление, они стараются соотносить с увиденным свои поделки, дать им разные названия (древесные корни или ветки виноградной лозы могут показаться ребенку похожим на какое – нибудь животное, а для большего сходства надо лишь добавить отдельные детали).  Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений) которые нельзя было бы использовать для поделок. В процессе изготовления игрушек из природного материала у детей развивается творческое мышление, глазомер, изобретательность, умение целесообразно и бережно использовать дары природы; проявляются трудолюбие и усидчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА        СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 2.1. Изучение сформированности сенсорных эталонов у детей     дошкольного возраста

         Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех – пяти однородных предметов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).

         Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

         После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Педагог должен заботиться о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки) [3, 81].

          Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера – умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.

         В период с 17.09.2012г.  по 28.09.2012г. мною была проведена диагностика детей с целью изучения у них сформированности сенсорных эталонов, анализ результатов диагностики и составление рекомендаций. Диагностика проводилась на базе ФКДОУ детского сада «Росинка» г. Кузнецк – 12 Пензенской области. Участвовало 10 детей.

          Диагностика включала в себя две серии заданий. В первую серию входили задания, направленные на изучение восприятия сенсорных свойств предметов (цвета, формы, величины).

         Задание № 1. Восприятие цвета.

         Цель: определить способность детей соотносить и дифференцировать цвета, выявить знание шести цветов основного светового спектра (красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый, фиолетовый).

        Материал: мячи, окрашенные в цвета основного цветового спектра, корзинки таких же цветов.

         Ребенку предлагается разложить мячи по корзинкам, которые соответствуют цвету мяча.

         Задание № 2. Восприятие сенсорных эталонов формы.

         Цель: изучение представлений детей о сенсорных эталонах формы.

         Материал: карточки с контурами пяти геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник), на подносах по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

         Ребенку предлагается разложить фигуры с подносов на карточку так, чтобы они совпадали с нарисованными.

         Задание № 3. Восприятие величины предметов.

         Цель: выявление сформированности представлений детей о величине предметов.

         Материал: три корзины – большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками трех разных величин (по 8 – 10 яблок каждой величины).

          Ребенку предлагается разложить «сорванные» яблоки разных размеров по соответствующим корзинам (большие яблоки в большую корзину, средние – в среднюю, маленькие – в маленькую).

          Во вторую серию входили задания, направленные на выявление знаний о сенсорных эталонах цвета, формы, величины и умений детей обозначить свои знания словесно.

         Задание № 4. Восприятие эталонов цвета.

         Цель: выявление особенностей восприятия цвета и понимания слов – названий сенсорных эталонов цвета, возможности их словесного обозначения.

         Материал: пластины прямоугольной формы, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый); кружки, окрашенные в соответствующие цвета.

          Детям предлагалось разложить кружки определенного цвета на пластину такого же цвета и назвать цвет кружка и пластины.

          Задание № 5. Восприятие геометрических форм.

          Цель: выявление способности воспринимать геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и возможности их словесного обозначения.

          Материал: картинки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), картонные рамки с прорезями геометрических форм.

Информация о работе Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природными материалами