Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

семья как фоактор формиров2003.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     Физическое  воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

     Количественно качественный анализ результатов исследования полученных данных на базе МДОУ № 24 г.Кызыла позволил нам сделать выводы о развитии познавательной активности детей средней контрольной группы дошкольного возраста  по следующим критериям:

     1.Интеллектуальный  компонент (методика 1, методика 2).

     - Высокий уровень – 60% детей.  Дошкольники обладают достаточным  объемом информации, умеют рассуждать и комментировать правильность выполненного задания, устанавливают закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке.

     - средний уровень – 30% детей.  Это связано с отсутствием  стремления к самостоятельному  добыванию информации, выполнением  заданий с помощью педагога.

     - низкий уровень – 10% детей.  Это связано с неспособностью  детьми обобщить поступающую  информацию, неумением устанавливать  закономерности, связывающие между  собой фигуры на рисунке, ригидностью,  тугоподвижностью мыслительных  операций.

     2. Мотивационный компонент (методика 3, методика 4).

     - высокий уровень – 70% детей.  Это связано с тем, что у  дошкольников формируются потребности  в знаниях, широкие и глубокие  познавательные интересы, потребность  в непрерывном самообразовании  и саморазвитии.

     - средний уровень -20% детей. Дети  проявляют интерес и активность  лишь в определенных случаях  (интересное содержание занятия,  необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные  решения, понимания, требующие  поиска дополнительной информации.

     - низкий уровень - 10% детей. Дети  пассивны, слабо реагируют на  требования педагога, не проявляют  заинтересованности, включаются в  деятельность только под давлением  педагога.

     3. Практический компонент (методика 5, методика 6).

     - высокий уровень – 50% детей. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.

     - средний уровень – 40% детей.  Дети мнительны, уязвимы. Им  свойственно острое переживание  неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога.

     - низкий уровень – 10% детей.  Детям присуща неуверенность  в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.

     Нами  было высчитано среднее значение по группе, которое составило 15,2 балла, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается средний уровень познавательной активности. Наибольшие различия наблюдаются по интеллектуальному и практическому компоненту, наименьшие – по мотивационному, что позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями слуха выражена познавательная потребность, но не всегда сформированы способности их реализации. Эти различия можно представить в виде диаграммы, где по каждой методике обозначено среднее значение сформированности различных компонентов познавательной активности.На основе полученных результатов нами был разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей средней группы дошкольного возраста средствами дидактических игр. Также нами был изучен уровень экологической воспитанности на примере знаний экологических особенностей  домашних и диких животных.

     Заключение 

     Проведя данное исследование можно сделать  выводы о том, что в настоящее  время в связи с многочисленными  кризисами экономики и политики страны проблемы семьи и семейного  воспитания приобрели особую актуальность. Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.

     Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  семья - это первая школа общения  ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.

     Также стало ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка  строится на определенных принципах, выработанных поколениями.

     Каковы  же условия успешного семейного  воспитания?

     Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда  созданы благоприятные условия  для роста и всестороннего  развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

     Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.

     Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить всю свою жизнь, а также в дальнейшем строить свою семью, учить и воспитывать своих детей и внуков. Таким образом, воспитывая ребенка, создавая для него модель жизни, необходимо помнить о том, что эта модель может стать основой для многих последующих поколений. 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1. Азаров  Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994

2. Байков  Ф.Я. Ответственность родителей:  заметки о воспитании. - М. Педагогика,1985

3. Бехтерев  В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 1910 (электронная версия)

4. Дубровская  Н.В. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000

5. Каган  Е.В. Семейное воспитание и  тоталитарное сознание: от психологии  насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 1992.(электронная версия)

6. Кон  И.С. Психология ранней юности. -- М.: Просвещение, 1989

7. Кузьмишина  Т.Л. Семейное воспитание: родительские  запреты и требования- М.: МОСУ, 2006

8. Кулик  Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М., Просвещение 1990

9. Лебедев  П.А. Семейное воспитание. - М.: Академия, 2001

10. Лесгафт  П.Ф. Семейное воспитание ребенка  и его значение. -- М.: Педагогика, 1991

11. Островская  Л.Ф. Педагогические знания родителям. - М.: Педагогика,1989

12. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 1982

13. Путилина  В.А. Школа молодых родителей.  Как вырастить здорового и  счастливого ребенка. - М.: Эксмо,  2004

14. Филонов  Л.Б. Психологические способы  установления контактов между  людьми. - М., 1983

15. Харламов  И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов  вузов, обучающихся по педагогическим  специальностям - М.: Гардарики, 2002

17. Харчев  А.Г. Социология воспитания. - М.: Просвещение, 1990

18. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка