Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.
Количественно качественный анализ результатов исследования полученных данных на базе МДОУ № 24 г.Кызыла позволил нам сделать выводы о развитии познавательной активности детей средней контрольной группы дошкольного возраста по следующим критериям:
1.Интеллектуальный компонент (методика 1, методика 2).
-
Высокий уровень – 60% детей.
Дошкольники обладают
- средний уровень – 30% детей. Это связано с отсутствием стремления к самостоятельному добыванию информации, выполнением заданий с помощью педагога.
-
низкий уровень – 10% детей.
Это связано с неспособностью
детьми обобщить поступающую
информацию, неумением устанавливать
закономерности, связывающие между
собой фигуры на рисунке,
2.
Мотивационный компонент (
-
высокий уровень – 70% детей.
Это связано с тем, что у
дошкольников формируются
-
средний уровень -20% детей. Дети
проявляют интерес и
-
низкий уровень - 10% детей. Дети
пассивны, слабо реагируют на
требования педагога, не проявляют
заинтересованности, включаются в
деятельность только под
3.
Практический компонент (
- высокий уровень – 50% детей. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.
-
средний уровень – 40% детей.
Дети мнительны, уязвимы. Им
свойственно острое
- низкий уровень – 10% детей. Детям присуща неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.
Нами было высчитано среднее значение по группе, которое составило 15,2 балла, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается средний уровень познавательной активности. Наибольшие различия наблюдаются по интеллектуальному и практическому компоненту, наименьшие – по мотивационному, что позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями слуха выражена познавательная потребность, но не всегда сформированы способности их реализации. Эти различия можно представить в виде диаграммы, где по каждой методике обозначено среднее значение сформированности различных компонентов познавательной активности.На основе полученных результатов нами был разработана и апробирована экспериментальная программа по развитию познавательной активности детей средней группы дошкольного возраста средствами дидактических игр. Также нами был изучен уровень экологической воспитанности на примере знаний экологических особенностей домашних и диких животных.
Заключение
Проведя
данное исследование можно сделать
выводы о том, что в настоящее
время в связи с
Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. Семья - это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.
Также стало ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.
Каковы же условия успешного семейного воспитания?
Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Конечным назначением воспитания является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца.
Семья
создает для ребенка ту модель жизни, в
которой он будет жить всю свою жизнь,
а также в дальнейшем строить свою семью,
учить и воспитывать своих детей и внуков.
Таким образом, воспитывая ребенка, создавая
для него модель жизни, необходимо помнить
о том, что эта модель может стать основой
для многих последующих поколений.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М. Просвещение,1994
2. Байков
Ф.Я. Ответственность
3. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М, 1910 (электронная версия)
4. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. - М.: Владос, 2000
5. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту. -- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. -- М., 1992.(электронная версия)
6. Кон И.С. Психология ранней юности. -- М.: Просвещение, 1989
7. Кузьмишина Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования- М.: МОСУ, 2006
8. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание - М., Просвещение 1990
9. Лебедев П.А. Семейное воспитание. - М.: Академия, 2001
10. Лесгафт
П.Ф. Семейное воспитание
11. Островская
Л.Ф. Педагогические знания
12. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков. - В кн.: Комплексный подход к воспитанию школьников. -- М.: Просвещение, 1982
13. Путилина В.А. Школа молодых родителей. Как вырастить здорового и счастливого ребенка. - М.: Эксмо, 2004
14. Филонов Л.Б. Психологические способы установления контактов между людьми. - М., 1983
15. Харламов
И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов
вузов, обучающихся по
17. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М.: Просвещение, 1990
18. Педагогика.
Под редакцией Ю. К.
Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка