Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………
-
средний уровень – 60% детей.
Дети мнительны, уязвимы. Им
свойственно острое
-
низкий уровень – 20% детей.
Детям присуща неуверенность
в своих силах и способностях.
Слабая настойчивость в работе
и в стремлении получения
Далее нами было высчитано среднее значение по группе (среднее значение – статистический показатель представляет собой, среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества), которое составило 11,8 баллов, что позволяет говорить о том, что в данной группе детей отмечается низкий уровень развития познавательной активности.
Аналогично
нами были диагностированы уровни развития
познавательной активности детей контрольной
группы.
Таблица
3. Уровень познавательной
активности детей контрольной
группы. (КГ)
№ п/п | Имя ребенка | Номера методик | Всего баллов | Уровни | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1. | Арина | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Высокий |
2. | Павел | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 17 | Высокий |
3. | Дамырак | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 14 | Средний |
4. | Менди | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 11 | Низкий |
5. | Кирилл | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 3 | 14 | Средний |
6. | Адель | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 17 | Высокий |
Рис 2 Уровень познавательной активности детей контрольной группы. (КГ)
Таким
образом, из таблицы видно, что высокий
уровень познавательной активности
регистрируется у 3 человек, средний
– у 2 дошкольников, низкий уровень
– у 1 ребенка контрольной группы.
Методика № 6.
Выявить уровень знаний детей о растительном мире.
То для этого отобрали по количеству 6 детей: 3 мальчиков и 3 девочек. Далее им задавались следующего характера вопросы:
10)Кроме
ягод, что можно ещё собирать?
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Кол-во баллов | уровень |
1 | Елизавета | 5 | в |
2 | Демьян | 3 | с |
3 | Эчис | 4 | в |
4 | Андриан | 4 | в |
5 | Алина | 5 | в |
6 | Максим | 1 | н |
Рис 3 Выявление уровня знаний детей о растительном мире.
Результаты
методики №1 мы относим к
трем уровням:
4-5 баллов - высокий уровень воспитанности о растительном мире. Дети знают как зовут родителей, как зовут бабушку и дедушку, рассказывают куда ездили на выходные дни, знают что растёт в лесу, какие цветы, что собирали в лесу. К этому уровню отнесли четверых детей.
3балла - средний уровень воспитанности о растительном мире. Дети знают знают как зовут родителей, путают как зовут бабушку и дедушку, рассказывают куда ездили на выходные дни, знают что растёт в лесу, путают какие цветы растут в лесу, что собирали в лесу. К этому уровню отнесли одного ребенка.
1
балл - низкий уровень
воспитанности о растительном
мире. Дети путают отличительные
признаки в инициалах родителей; затрудняются
отвечать на вопросы: куда ездили на выходные
с родителями; путают лес от тайги, не знает
то, что растет в лесу. К этому уровню отнесли
одного ребенка.
Методика № 7.
Определить морально-ценностное отношения к природе у детей и их родителей.
То для этого отобрали по количеству 6 детей: 3 мальчиков и 3 девочек. Далее им задавались следующего характера вопросы:
10) Кому нужна природа и почему?
Результаты
методики №3 мы относим к
трем уровням:
4-5 баллов - высокий уровень воспитанности морально-ценностного отношения к природе у детей и их родителей. Дети знают значение бабочек для цветов - для опыления, что можно отнести к живой природе, к неживой природе, рассказывали почему природу нужно беречь, какие цветы и растении знают, рассказывали рассказы родителей про природу. К этому уровню отнесли троих детей.
3 балла - средний уровень воспитанности морально-ценностного отношения к природе у детей и их родителей. Дети знают значение бабочек для цветов - для опыления, что можно отнести к живой природе, к неживой природе, не знают или затрудняются - почему природу нужно беречь, знают и различают многих цветов и растений, рассказывали рассказы родителей про природу. К этому уровню отнесли троих детей.
1
балл - низкий уровень
воспитанности морально-ценностного
отношения к природе
у детей и их родителей.
К этому уровню нет детей, которых можно
отнести. Все дети путают успешно ответили
на вопросы.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Кол-во баллов | уровень |
1 | Дамырак | 5 | в |
2 | Менди | 5 | в |
3 | Максима | 3 | с |
4 | Алина | 3 | с |
5 | Кирилл | 5 | в |
6 | Адель | 3 | с |
Рис 5 Определить морально-ценностное отношения к природе у детей и их родителей.
2.2. Анализ результатов исследования
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности детей среднего дошкольного возраста
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр родителей, педагогов с детьми, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
С помощью дидактических игр родитель и воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет».
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка