Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

семья как фоактор формиров2003.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.

     Ход выполнения: Ребенка приглашают в  комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные  игрушки, и предлагают ему в течение  минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор  подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

     Обработка результатов:

     Выявляют  степень доминирования познавательного  или игрового мотива каждого ребенка. Дети с выраженным познавательным интересом  обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

     3 балла (высокий уровень) - ребенок  предпочитает дослушать сказку  до конца.

     2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.

     1 балл (низкий уровень) – ребенок  отвлекается на внешние мотивы.

     Общее количество баллов – 18.

     Методика 3.

     Изучение  познавательной потребности

     Педагогам и родителям дошкольников с нормальным развитием на основе наблюдения предлагалось ответить на вопросы анкеты (вопросы анкеты в приложении).

     Интенсивность познавательной потребности определяется средним значением, определяемым полученной суммой баллов:

     3 балла (высокий уровень) - потребность  выражена сильно

     2 балла (средний уровень) - умеренно

     1 балл (низкий уровень) – слабо  выраженная познавательная потребность

     Общее количество баллов – 18.

     Методика 4.

     «Определение  практического компонента у детей средней группы дошкольного возраста с помощью анкеты»

     Цель: выявить уровень развития семейного воспитания на современном этапе у детей средней группы дошкольного возраста с помощью данных анкеты, предлагаемой родителям.

     Ход выполнения: Родителю предлагается анкета, в которой необходимо отметить из трех наиболее выраженных показателей: познавательный, игровой, выполнение задания с помощью взрослого, интерес ребенка. Далее оценивается качество компонента по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях сформированности практического компонента познавательной активности ребенка.

     Обработка результатов:

     3 балла (высокий уровень) - ребенок  выполняет задания самостоятельно, доминирует познавательный интерес.

     2 балла (средний уровень) - у ребенка  доминирует игровой интерес, нежели  познавательный.

     1 балл (низкий уровень) - ребенок выполняет задания только с помощью взрослого.

     Общее количество баллов – 18.

     Методика 5.

     Наблюдение  за проявлением учебно-познавательной активности у детей средней группы дошкольного возраста.

     В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции :

     - двусторонняя активность (ребенок  сам стремится ответить на  поставленный вопрос, и это стремление  выражается самостоятельностью ребенка или удовлетворением со стороны родителя этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так: А1 – двусторонняя активность с правильным исходом, А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;

     - односторонняя активность (ребенок  сам не проявляет инициативу, не отвечает, но его вызывает родитель и требует от него: «Что надо ответить?»). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается: В1 – односторонняя активность с правильным исходом, В2 – односторонняя активность с неправильным исходом;

     - активность на уровне микрогруппы  (ребенок может не проявлять  активности на уровне, однако  может вести активную работу  внутри группы). С - берет инициативу  в свои руки, организует выполнение  задания внутри группы; С2 – берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой; С3 - ребенок выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы, С4 – пытается уйти от работы внутри группы;

     - отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими  занятиями, разговором с товарищем  не по теме обсуждения вопроса,  сонливость на занятии. Такие  проявления фиксировались символом  Д.

     Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.

     Итоговая  оценка результатов, полученных при  помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:

     16-18 баллов - высокий уровень развития  активности у детей средней группы дошкольного возраста;

     13-15 баллов – средний уровень развития активности у детей средней группы дошкольного возраста;

     12 баллов и ниже – низкий уровень  развития активности у детей средней группы дошкольного возраста;

     Качественная  оценка результатов, по – нашему мнению, предполагает выделения трех основных уровней развития познавательной активности: 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Уровни развития познавательной активности детей  средней группы дошкольного  возраста 

   

   п/п

     Уровни  развития познавательной активности Содержательные  критерии
Интеллектуальный Мотивационный Практический
1. Высокий уровень Дошкольники обладают большим объемом информации, имеют  богатый словарный запас, умеют  рассуждать.

Используют  альтернативные пути для поиска нужной информации.

У дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии. Дети способны переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений  и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно. 
 
     
2. Средний уровень Дошкольники способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации. Они осваивают лишь общие способы решения некоторого класса задач. Проявляют интерес  и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, то       одобрение педагога можно получить не за что–то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительной информации. Дети    легко поддаются страхам, мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога
3. Низкий уровень Слабая память, плохое запоминание материала. Дети не способны обобщить информацию. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением  педагога. Неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе  и в стремлении получения знаний. Детям  присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы.
 

     Результаты, полученных в ходе проведения вышеперечисленных методик были занесены нами в сводные таблицы по каждой методике в отдельности и в сводные таблицы, отражающие итоговый показатель детей контрольной и экспериментальной групп. 
 
 

Таблица 2. Уровень познавательной активности у детей средней экспериментальной группы (ЭГ) группы дошкольного возраста

№ п/п Имя ребенка Номера методик      Всего баллов Уровни
   1  2  3  4      5  
   1.  Александра  2  3  3  6 Высокий
   2.  Яна  3  2  3  4 Средний
   3.  Самдан  1  1  2  0 Низкий
   4.  Тимур  1  2  2  3 Средний
   5.  Эчис  1  2  2  0 Низкий
   6.  Максим  1  2  1  0 Низкий 
 

       

     рис 1. Уровень познавательной активности у детей средней экспериментальной  группы (ЭГ) группы дошкольного возраста 

     Таким образом, из таблицы видно, что высокий  уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний  – у 2 дошкольников, низкий уровень у – 3 детей экспериментальной группы.

     Количественно качественный анализ полученных данных позволил нам сделать выводы о  развитии познавательной активности детей  средней группы дошкольного возраста по следующим критериям:

     1. Интеллектуальный компонент (методика 1, методика 2).

     - Высокий уровень – 20% детей.  Дошкольники обладают достаточным  объемом информации, умеют рассуждать  и комментировать правильность  выполненного задания, устанавливают  закономерность, связывающую между  собой фигуры на рисунке.

     - средний уровень – 30% детей.  Это связано с отсутствием  стремления к самостоятельному  добыванию информации, выполнением  заданий с помощью педагога.

     - низкий уровень – 30% детей.  Это связано с неспособностью  детьми обобщить поступающую  информацию, неумением устанавливать закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, тугоподвижностью мыслительных операций.

     2. Мотивационный компонент (методика 3, методика 4).

     - высокий уровень – 30% детей.  Это связано с тем, что у  дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.

     - средний уровень -50% детей. Дети  проявляют интерес и активность  лишь в определенных случаях  (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, требующие поиска дополнительной информации.

     - низкий уровень - 20% детей. Дети  пассивны, слабо реагируют на  требования педагога, не проявляют  заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.

     3. Практический компонент (методика 5, методика 6).

     - высокий уровень – 20% детей.  Дети способны переходить с  одного вида деятельности к  другому без особых затруднений  и внутренних усилий. Сознательная постановка детьми цели создает благоприятные условия для формирования у них способности к планированию и выполнению действий про себя (во внутреннем плане), а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий осуществляется ребенком самостоятельно.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка