Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………
Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.
Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?
Обработка результатов:
Выявляют
степень доминирования
3 балла (высокий уровень) - ребенок предпочитает дослушать сказку до конца.
2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.
1 балл (низкий уровень) – ребенок отвлекается на внешние мотивы.
Общее количество баллов – 18.
Методика 3.
Изучение познавательной потребности
Педагогам и родителям дошкольников с нормальным развитием на основе наблюдения предлагалось ответить на вопросы анкеты (вопросы анкеты в приложении).
Интенсивность познавательной потребности определяется средним значением, определяемым полученной суммой баллов:
3 балла (высокий уровень) - потребность выражена сильно
2 балла (средний уровень) - умеренно
1
балл (низкий уровень) – слабо
выраженная познавательная
Общее количество баллов – 18.
Методика 4.
«Определение практического компонента у детей средней группы дошкольного возраста с помощью анкеты»
Цель: выявить уровень развития семейного воспитания на современном этапе у детей средней группы дошкольного возраста с помощью данных анкеты, предлагаемой родителям.
Ход выполнения: Родителю предлагается анкета, в которой необходимо отметить из трех наиболее выраженных показателей: познавательный, игровой, выполнение задания с помощью взрослого, интерес ребенка. Далее оценивается качество компонента по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях сформированности практического компонента познавательной активности ребенка.
Обработка результатов:
3
балла (высокий уровень) - ребенок
выполняет задания
2
балла (средний уровень) - у ребенка
доминирует игровой интерес,
1 балл (низкий уровень) - ребенок выполняет задания только с помощью взрослого.
Общее количество баллов – 18.
Методика 5.
Наблюдение
за проявлением учебно-
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции :
- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный вопрос, и это стремление выражается самостоятельностью ребенка или удовлетворением со стороны родителя этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так: А1 – двусторонняя активность с правильным исходом, А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;
- односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не отвечает, но его вызывает родитель и требует от него: «Что надо ответить?»). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается: В1 – односторонняя активность с правильным исходом, В2 – односторонняя активность с неправильным исходом;
-
активность на уровне
-
отклонения от процесса
Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.
Итоговая оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:
16-18 баллов - высокий уровень развития активности у детей средней группы дошкольного возраста;
13-15 баллов – средний уровень развития активности у детей средней группы дошкольного возраста;
12
баллов и ниже – низкий
Качественная
оценка результатов, по – нашему мнению,
предполагает выделения трех основных
уровней развития познавательной активности:
Таблица
1. Уровни развития познавательной
активности детей
средней группы дошкольного
возраста
№
п/п |
Уровни развития познавательной активности | Содержательные критерии | ||
Интеллектуальный | Мотивационный | Практический | ||
1. | Высокий уровень | Дошкольники обладают
большим объемом информации, имеют
богатый словарный запас, умеют
рассуждать.
Используют альтернативные пути для поиска нужной информации. |
У дошкольников
формируются потребности в |
Дети способны
переходить с одного вида деятельности
к другому без особых затруднений
и внутренних усилий. Сознательная
постановка детьми цели создает благоприятные
условия для формирования у них способности
к планированию и выполнению действий
про себя (во внутреннем плане), а также
к произвольной их регуляции. Правильность
выполнения заданий осуществляется ребенком
самостоятельно. |
2. | Средний уровень | Дошкольники способны делать выводы, но отсутствует стремление к самостоятельному добыванию информации. Они осваивают лишь общие способы решения некоторого класса задач. | Проявляют интерес и активность лишь в определенных случаях (интересное содержание занятия, необычные приемы преподавания). Дети не стараются искать нестандартные решения, понимания, то одобрение педагога можно получить не за что–то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительной информации. | Дети легко поддаются страхам, мнительны, уязвимы. Им свойственно острое переживание неудач, нередко бросают практически уже выполненную работу из-за каких-либо малосущественных обстоятельств. В работе таким детям необходима постоянная поддержка педагога |
3. | Низкий уровень | Слабая память, плохое запоминание материала. Дети не способны обобщить информацию. | Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога. | Неуверенность в своих силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в стремлении получения знаний. Детям присуща торопливость и незавершенность действий. Не развиты навыки самостоятельной работы. |
Результаты,
полученных в ходе проведения вышеперечисленных
методик были занесены нами в сводные
таблицы по каждой методике в отдельности
и в сводные таблицы, отражающие итоговый
показатель детей контрольной и экспериментальной
групп.
Таблица 2. Уровень познавательной активности у детей средней экспериментальной группы (ЭГ) группы дошкольного возраста
№ п/п | Имя ребенка | Номера методик | Всего баллов | Уровни | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1. | Александра | 2 | 3 | 3 | 6 | Высокий |
2. | Яна | 3 | 2 | 3 | 4 | Средний |
3. | Самдан | 1 | 1 | 2 | 0 | Низкий |
4. | Тимур | 1 | 2 | 2 | 3 | Средний |
5. | Эчис | 1 | 2 | 2 | 0 | Низкий |
6. | Максим | 1 | 2 | 1 | 0 | Низкий |
рис
1. Уровень познавательной активности
у детей средней
Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень познавательной активности регистрируется у 1 человека, средний – у 2 дошкольников, низкий уровень у – 3 детей экспериментальной группы.
Количественно качественный анализ полученных данных позволил нам сделать выводы о развитии познавательной активности детей средней группы дошкольного возраста по следующим критериям:
1. Интеллектуальный компонент (методика 1, методика 2).
-
Высокий уровень – 20% детей.
Дошкольники обладают
- средний уровень – 30% детей. Это связано с отсутствием стремления к самостоятельному добыванию информации, выполнением заданий с помощью педагога.
- низкий уровень – 30% детей. Это связано с неспособностью детьми обобщить поступающую информацию, неумением устанавливать закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, тугоподвижностью мыслительных операций.
2.
Мотивационный компонент (
- высокий уровень – 30% детей. Это связано с тем, что у дошкольников формируются потребности в знаниях, широкие и глубокие познавательные интересы, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии.
-
средний уровень -50% детей. Дети
проявляют интерес и
- низкий уровень - 20% детей. Дети пассивны, слабо реагируют на требования педагога, не проявляют заинтересованности, включаются в деятельность только под давлением педагога.
3.
Практический компонент (
-
высокий уровень – 20% детей.
Дети способны переходить с
одного вида деятельности к
другому без особых
Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка