Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………
2.2 Условия успешного семейного воспитания
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.15
Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.16
Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.
Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.17
Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.
Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.18
Развитые
в раннем возрасте духовные потребности,
умение общаться со сверстниками и
взрослыми обогащают личность ребенка,
требуют применения возможностей в
обществе. А применить их можно, доверившись
коллективным формам воспитания.
2.3 Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.19
В хорошо организованном ребячьем общении наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую «закваску». Здесь они привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.
Общественные формы воспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.20
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности - это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения.
Итак,
каким бы замечательным ни было воспитание
общественное, где конечным назначением
является формирование идеалов, формирование
личности ребенка закладывается
в семье, под воздействием родительской
любви во имя его будущего, под воздействием
авторитета родителей, семейных традиций.
Ведь все то, что он видит и слышит в семье,
он повторяет, подражает взрослым. А этот
этап собственных действий ребенка (именно
действий, а не поступка) - ключевой в формировании
личности. Благодаря этому совершенному
действию ребенок входит в контекст социальных
отношений, уже играя определенную социальную
роль. Воспитательный процесс в семье
не имеет границ, начала или конца. Родители
для детей - это жизненный идеал, ничем
не защищенный от детского пристального
глаза. В семье координируются усилия
всех участников воспитательного процесса
школы, учителей, друзей. Семья создает
для ребенка ту модель жизни, в которую
он включается. Влияние родителей на собственных
детей обеспечивает их физическое совершенство
и моральную чистоту. Семья формирует
такие области человеческого сознания,
которые только ей и дано по-настоящему
формировать. А дети в свою очередь несут
в себе заряд той социальной среды, в которой
живет семья.
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей средней группы
дошкольного
возраста
2.1.
Методика исследования
На основе теоретического анализа проблемы было организованно и проведено исследование в МДОУ ЦРР № 3 ( в Муниципальной дошкольно-образовательной учреждении центр развития ребенка № 3), цель которого – доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
В ходе организации и проведения исследования нами решались следующие задачи:
1.
На основе анализа медико-
2.
Разработать критерии и
3. Выявить уровень, методы и принципы семейного воспитания на современном этапе у детей контрольной и экспериментальной групп.
4.
На основе полученных
5.
Выявить эффективность
Наше исследование включает в себя 3 этапа:
-
1 этап – констатирующий, целью
которого является выявление
специфических особенностей
-
2 этап – формирующий –
- 3 этап – контрольный, целью которого является выявление эффективности проведенной работы на основе положительной динамики семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста.
На констатирующем этапе эксперимента проводилось исследование уровня и специфических особенностей семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста.
Для реализации этой цели были разработаны критерии и осуществлен подбор методик диагностики семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста с нормальным развитием.
В процессе экспериментального исследования нами были адаптированы методики для детей средней группы.
Задания
методик изучения развития семейного
воспитания детей средней группы дошкольного
возраста направлены на выявление у детей
степени сформированности мыслительных
операций, своеобразия познавательного
интереса, ориентировочно познавательных
действий.
Методика 1.
«Мотивы умственной деятельности»
Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.
Оборудование: текст рассказа, 10 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.
Ход выполнения: Экспериментатор родителям дает рассказ, как домашнее задание, затем на следующий день этот же текст рассказа зачитывает и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?
Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров: 1. предпочитаемое суждение; 2. обоснование ответа.
Интерпретация осуществляется исходя из следующих мотивов:
3 балла (высокий уровень) - познавательный мотив – интерес к процессу получения новых знаний.
2 балла – (средний уровень) - игровой мотив – предпочтение игровой деятельности.
1 балл (низкий уровень) - внешний мотив – требование взрослого, то есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.
Общее количество баллов – 18.
Методика 2.
«Определение мотивационного компонента »
Цель: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.
Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка