Семья как фактор формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.
Задачами данной работы являются: определить само понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности ребенка; определить методы и принципы семейного воспитания на современном этапе; определить условия успешного семейного воспитания.
Для решения задач был использован метод анализа научной литературы по теме исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Семья как фактор формирования личности детей среднего дошкольного возраста.........................................................................................
1.1. Семья как фактор социализации……………………………………………
1.2. Воспитание и родительское воздействие…………………………………..
1.3. Задачи воспитания в семье………………………………………………….
Глава 2. Условия успешности семейного воспитания детей среднего дошкольного возраста.………………................................................................
2.1 Принципы семейного воспитания……………………………………...........
2.2 Условия успешного семейного воспитания…………………………………
2.3 Сочетание воспитания семейного и общественного………………………..
Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей………………………..…..…………......
2.1. Методика исследования………………………………….………………......
2.2. Анализ результатов исследования……………………………..…………….
Заключение……………..........................................................................................
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

семья как фоактор формиров2003.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     2.2 Условия успешного  семейного воспитания

     Основными условиями успеха в воспитании детей  в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.15

     Нормальная  семейная атмосфера - это осознание  родителями своего долга и чувства  ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

     Созданию  высоконравственной атмосферы в  семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.16

     Важным  условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших  братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

     Успешным  воспитание в семье будет при  соблюдении четкого режима дня для  детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

     Особое  место в воспитании ребенка в  семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.17

     Трудно  переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

     Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

     Важным  условием успешного воспитания детей  является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.18

     Развитые  в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в  обществе. А применить их можно, доверившись  коллективным формам воспитания. 

     2.3 Сочетание семейного и общественного воспитания

     Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно  найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в  ранние годы жизни ребенка семья  нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную ей роль.19

     В хорошо организованном ребячьем общении  наши мальчишки и девчонки получают крепкую, здоровую «закваску». Здесь  они привыкают к дисциплине и  режиму. Здесь познают драгоценное  чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.

     Общественные  формы воспитания должны совершенствоваться не в противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически  сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не зачеркивает того, что выращивание детей является основной социальной функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребенка, обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в воспитании детей.20

     Единство  усилий, постоянный дружеский контакт  семьи, школы и общественности - это  то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения.

     Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением  является формирование идеалов, формирование личности ребенка закладывается  в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь все то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребенка (именно действий, а не поступка) - ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Опытно экспериментальная работа по исследованию познавательных активностей детей средней группы

     дошкольного возраста 

     2.1. Методика исследования 

     На  основе теоретического анализа проблемы было организованно и проведено исследование в МДОУ ЦРР № 3 ( в Муниципальной дошкольно-образовательной учреждении центр развития ребенка № 3), цель которого – доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой развития личности и главным условием реализации задатков и способностей человека.

     В ходе организации и проведения исследования нами решались следующие задачи:

     1. На основе анализа медико-педагогической  документации сформировать две  группы детей: контрольную, состоящую  из 6-ти детей нормальным развитием и экспериментальную, из 6-ти из детей с средним развитием.

     2. Разработать критерии и подобрать  методики для изучения понятие «семейное воспитание» и его роль в формировании личности детей средней группы дошкольного возраста.

     3. Выявить уровень, методы и принципы семейного воспитания на современном этапе у детей контрольной и экспериментальной групп.

     4. На основе полученных результатов  разработать и апробировать экспериментальную  программу по развитию условия успешного семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста средствами дидактической игры.

     5. Выявить эффективность проведенной  работы.

     Наше  исследование включает в себя 3 этапа:

     - 1 этап – констатирующий, целью  которого является выявление  специфических особенностей семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста;

     - 2 этап – формирующий – разработка  и апробация экспериментальной  программы по развитию семейного воспитания и активности средней группы  дошкольников средствами дидактической игры;

     - 3 этап – контрольный, целью  которого является выявление эффективности проведенной работы на основе положительной динамики семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста.

     На  констатирующем этапе эксперимента проводилось исследование уровня и  специфических особенностей семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста.

     Для реализации этой цели были разработаны  критерии и осуществлен подбор методик  диагностики семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста с нормальным развитием.

     В процессе экспериментального исследования нами были адаптированы методики для детей средней группы.

     Задания методик изучения развития семейного воспитания детей средней группы дошкольного возраста направлены на выявление у детей степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий. 

     Методика 1.

     «Мотивы умственной деятельности»

     Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.

     Оборудование: текст рассказа, 10 схематических  картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

     Ход выполнения: Экспериментатор родителям дает рассказ, как домашнее задание, затем на следующий день этот же текст рассказа зачитывает и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?

     Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров: 1. предпочитаемое суждение; 2. обоснование ответа.

     Интерпретация осуществляется исходя из следующих  мотивов:

     3 балла (высокий уровень) - познавательный  мотив – интерес к процессу  получения новых знаний.

     2 балла – (средний уровень) - игровой  мотив – предпочтение игровой  деятельности.

     1 балл (низкий уровень) - внешний мотив  – требование взрослого, то  есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.

     Общее количество баллов – 18.

     Методика 2.

     «Определение  мотивационного компонента »

     Цель: выявить степень доминирования  познавательного или игрового мотива ребенка.

Информация о работе Семья как фактор формирования личности ребенка