Семейное чтение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов организации семейного чтения в библиотеке
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- осуществить понятийный анализ «семейное чтение»;
- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятийный анализ семейного чтения .....………....................7
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений…. 13
1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и
способы разрешения……………………………………… 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения… 22
2.2 Отражение семейной политики в деятельности
Корочанской ЦБС…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СЕМ.ЧТЕН.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

В 18 библиотеках  района действую клубы по интересам семейной направленности: «У старинного камина» (ДБ), «Семья – от А до Я» (Хмелевская с/б-ф), «Домовенок» (Шеинская с/б-ф), «Рукодельница» (Поповская с/б-ф), «Семейный очаг» (Б-Халанская с/б-ф) и др.

 Первоочередной  задачей явилась организация  и комплектование библиотечного фонда этих библиотек в данном направлении. Из общего состава книжного фонда с помощью специалистов отдела комплектования и МБО в каждой библиотеке была выделена на отдельных стеллажах литература в помощь организации свободного чтения членов семьи, по культуре семейных отношений, семейной педагогике, психологии, включая справочные издания. В течение последующих лет осуществлялось докомплектование необходимой литературой, существенно расширился список периодических изданий.

Одновременно была начата работа по выявлению потенциальных читателей в семейном направлении, их потребностей. Во всех библиотеках ЦБС были созданы банки данных о семьях (молодые семьи, многодетные, неполные, неблагополучные, воспитывающие детей-инвалидов). В семьи детей, родители которых не являлись читателями библиотеки, были разосланы приглашения типа: «Папы и мамы, бабушки и дедушки наших читателей! Мы приглашаем Вас в библиотеку, чтобы вместе подумать о чтении Ваших детей, поговорить о лучших книгах мировой и отечественной литературы. В программе наших встреч мы постараемся ответить на Ваши вопросы, определить круг чтения для каждой семьи. Расскажем о замечательных традициях детского, семейного чтения, о месте книги в современной семье, о том, как книжка, прочитанная вместе, помогает подружиться с собственными детьми. И мы искренне надеемся, что книга станет членом Вашей семьи. Ждем Вас!».

Для родителей, читателей библиотеки, было проведено  анкетирование. Многие родители отметили положительное влияние совместного чтения на личность ребенка. В то же время анкетирование показало, что культура семейного чтения еще довольно низка, лишь некоторые родители помогают детям советом при выборе книг; репертуар чтения во многих случаях ограничен литературой приключенческого жанра; с русской классикой ребята знакомятся в основном в рамках школьной программы. Оказалось, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге незнакомы с литературой для семейного чтения. Такой анализ позволил библиотекарям учесть просчеты в организации семейного чтения. И теперь библиотекари, выступая перед родителями на школьных собраниях, классных часах с анализом чтения ребят, рекомендуют детскую литературу различной тематики, а также литературу для родителей по проблемам воспитания 
детей в семье.

В большинстве  библиотек созданы  «Детские уголки», привлекающие внимание ребят избушкой Бабы-яги (Плотавская с/б-ф), деревом  с русалкой (Мальцевская с/б-ф),  зеленым садом (Бехтеевская с/б-ф), красивыми мягкими игрушками и книжками (ДБ). На маленьких столиках бумага, краски, карандаши, книжки-раскраски, пластилин. Здесь дети рисуют, лепят, мастерят. Но детское счастье было бы неполным, если бы их творения не видели родители. И библиотекари из детских поделок оформляют выставки «Делаем сами своими руками» (Алексеевская с/б-ф), «Мир детских фантазий» Бубновская с/б-ф), «Внимание – детское творчество!» (Яблоновская с/б-ф). Многие родители приносят в библиотеку свои изделия. Так появляются выставки «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» (ДБ), «Творим вместе с детьми» (Кощеевская с/б-ф), «Книга в помощь семейного творчества» (Анновская с/б-ф).

Работников  библиотеки и читающие семьи объединяет теперь не только любовь к книге, но и дружба, привязанность. Здесь хорошо знают запросы всех членов семьи и всегда стремятся обрадовать каждого интересующей книгой, журнальной публикацией, долгожданной новинкой. Многие родители поставлены на индивидуальную информацию и получают сообщения о библиотечных новинках на интересующие их темы: «Семейная педагогика», «Юридическая литература», «В помощь школьной образовательной программе», «Новинки детской литературы», «Литературная классика», «Домоводство и личное подворье».

Традиционными для библиотек становятся  Дни  семейного чтения, в рамках которых проходят викторины, конкурсы, различные игры, оформляются книжные выставки: «А эти книги прочитала семья (указывается фамилия) за год», «Любимые книги семьи (указывается фамилия)».

«Мы читаем всей семьёй» - на такой выставке есть и  художественная литература, и познавательная, и книги для совместного чтения, и предметы творчества, рукоделия  родителей и детей.

Вызывает интерес  учителей и родителей  комплексная  книжная выставка «Передай добро по кругу». В разделе «Поговорим о наших детях» представлена литература по педагогике воспитания, «В ожидании друга» - литература для подростков-девочек, «Сила мужественных» - для подростков-мальчиков.

Книги помогают родителям решить многие медицинские проблемы: как вырастить ребенка здоровым, как оказать первую помощь, как использовать лекарственные растения.

Встречи поколений: «Моя семья в суровые годы войны», «Моя родословная» семейные встречи: «Дружим  вместе», Дни открытых дверей: «Дом, где живут книги», «Дом, где книга живет и любовь», дискуссии: «Мудрость воспитания», «Воспитание классикой»,  Дни семьи: «Я и моя семья», бенефисы читателей и читающих семей, семейные посиделки, часы полезных советов, конкурсы: «Узнай героя сказки», «На самый вкусный чай» - вот далеко не весь перечень мероприятий, проводимых в библиотеках в рамках семейного чтения.

Вошли в практику работы библиотеки и стали традиционными  «круглые столы»: «Семья. Общество. Закон», «Подросток и книга», «Чтение в  моей семье», «Семейные династии книголюбов».

Пользуются  популярностью  вечера - портреты «Мой Пушкин», «Гессеновские чтения», «Тургеневские  встречи», «Читая Льва Толстого».

Организации семейного  досуга уделяется особое внимание. Ведь в жизни семьи есть и праздники, которые хочется хорошо провести, и досуг, отдаваемый какому-то увлечению, и совместный труд для создания уюта и удобства в квартире, и заботы о четвероногих питомцах... 
«Улыбки и смех - это для всех» (Поповская с/б-ф) - мероприятие развлекательное. При подготовке к нему родители и дети разыскивают книги с загадками, прибаутками, считалками, скороговорками, играми и стихами, предлагают на суд зрителей свои варианты веселого домашнего праздника

Интересно в  библиотеках района  проходят Дни  семейного отдыха. Собравшихся приглашают на экскурсию по библиотеке, знакомят с представленными на выставках книгами и журналами, предлагают принять участие в беседах и конкурсах. Какую задачу ставит библиотека перед собой? Убедить родителей в том, что библиотека - их активный помощник и союзник в воспитании детей. Показать роль книги и библиотеки в их образовании. Рассказать о том, как разумно использовать свободное время ребят. Наглядно продемонстрировать модель совместного коллективного семейного отдыха, общения.

Особой популярностью пользуется семейный конкурс «Папа, мама, я - читающая семья» (ДБ, Ломовская с/б-ф, Афанасовская ч/б-ф). Вопросы подбираются в зависимости от состава участников: Зачем нужны книги? Можно ли обойтись без них? Настоящий читатель. Каков он? Есть ли у Вас любимые книги? Почему они всем нравятся? Читаете ли вслух в своей семье? Обсуждаете ли прочитанное? Есть у Вас в семье любимая книга? Жюри оценивает ответы и определяет семьи-победители конкурса. Активным участникам вручаются книги-призы.

«Счастливый случай» - так назывался один из семейных конкурсов. В Жигайловской с/б-ф  в нем приняли участие четыре семьи. Благодаря хорошей подготовке было интересно и весело всем - и непосредственно участникам, и зрителям. Ведь речь шла о любимых книгах Организаторы конкурса позаботились и о том, чтобы подарить участникам сувениры - их любимые книги.

Ежегодно в  Самойловской с/б-ф  проводится «Ярмарка добрых советов». В это время библиотека становится очень похожей на «ярмарку». Стены украшают вышитые полотенца, скатерти, расписные доски. Здесь же «торговый ряд»: столы с расшитыми скатертями, а на них самовар, булочки, пирожки, бублики, мёд, варенье. На выставке «Ваши советчики» - книги, журналы, рецепты мам и бабушек по кулинарии. Библиотекарь выступает в роли Марьи - Искусницы, в роли «коробейников» - несколько взрослых и детей. Звучат песни, шутки, прибаутки. Когда закрывается «ярмарка», всех участников приглашают пить чай из самовара с душистым мёдом, с клубничным вареньем да вкусным печеньем.

Большим подспорьем в организации семейного чтения стало образование в районе 12 модельных библиотек. Современный уютный дизайн, повышенное  комплектование новыми книжными и периодическими изданиями, компьютерная техника и информационные услуги Сети Интернет, видео - и – аудио аппаратура превращают современные библиотеки в настоящие центры информации и досуга для всей семьи.

Традиции семейного  чтения православной культуры  возрождаются в районном духовно-просветительном  центре, действующем на базе центральной  районной библиотеки и ее филиалах. Это рождественские семейные читки, часы духовного общения, лектории и уроки православия, которые посещаются целыми семьями.

Накопленным опытом работы библиотекари делятся на занятиях районной школы передового опыта, ежемесячных  районных библиотечных семинарах, семинарах-практикумах, мастер – классах.  Нарабатываются новые формы общения, расширяются сферы сотрудничества библиотеки с другими заинтересованными учреждениями и организациями, увеличивается число читающих семей, и этот процесс необратим - роль книги и библиотеки в работе с семьями огромна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данного  исследования были сделаны следующие выводы:

1) Книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной) по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Инициаторами формирования и реализации политики в области книги и чтения являются участники различных сфер в процессе ее создания, распространения, использования – авторы и издатели, педагоги и библиотекари и проч. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается сегодня мировым сообществом.

2) В последние годы заметно ослабело воспитательное воздействие родителей на детей во всех типах семей. Прежде всего, это связано с тем, что совместному досугу, общению родителей и детей отводится незначительное количество времени. Современная семья перегружена социально-экономическими проблемами, вследствие чего воспитательное воздействие родителей на детей весьма незначительно.

3) Состояние руководства чтением детей в семье представляет сложную и противоречивую картину, отражающую современную социокультурную ситуацию в стране. Большинство родителей не подготовлены к руководству чтением в семье, не осознают его как читательское общение, как взаимоприятную и взаимополезную, роднящую взрослых и детей деятельность. Среди родителей преобладают «учебные» мотивы руководства чтением детей, как правило, исключающие творческое читательское общение ребенка и родителей. Следовательно, библиотеки должны предусматривать методологию педагогики сотворчества, поднять сознание каждого родителя на новый уровень представления личностно-значимой ценности читательского общения и для родителей и для детей.

4) Возрождение традиций семейного чтения - одна из главных наших задач на сегодняшний день: используя опыт прошлого, опыт традиционной русской культуры, поднимать его на новую ступень, усилиями семьи и библиотеки добиваться того самого единства, отсутствие которого наблюдается между поколениями.

5) Различные аспекты взаимодействия библиотеки и семьи исследуются, прежде всего, в рамках библиотековедения и читателеведения.

6) В настоящее время многие библиотеки расширяют сферу своей деятельности, берут на себя функции центров семейного чтения.

В ходе курсового  исследования наработаны следующие  рекомендации: 1) Библиотекам необходимо:

- активизировать сотрудничество с родителями;

· создавать  программы в помощь семье;

· сотрудничать с заинтересованными организациями  и учреждениями (союз многодетных  матерей, центр социальной помощи, комитет  по социальной защите семей и детства, центр по планированию семьи и репродукции человека, центр материнства и детства, женские организации, женские консультации, детские поликлиники, дошкольные и школьные учреждения);

· использовать внебиблиотечные формы информирования (СМИ, различные учреждения и организации);

· проводить  научно-исследовательскую деятельность, обеспечивающую объективное знание ситуации;

· целенаправленно  комплектовать библиотечный фонд в соответствии с читательскими потребностями и интересами семей;

· осуществлять координацию действий между библиотеками для взрослых и детскими библиотеками в направлении организации всестороннего обеспечения читательских потребностей и интересов семей.

2) Особого внимания требует вопрос информационно-просветительной деятельности библиотек по психолого-педагогическому и правовому просвещению семей на основе банка данных о законодательных актах по охране материнства и детства, фонда справочных пособий, мини-картотек, тематических папок.

3) Необходимо культивировать семейное чтение всеми возможными ресурсами и способами. На это направлены конкурсы для семей, которые проводят библиотеки, желательно, подводя итоги, делать это торжественно, в больших аудиториях, отражать в СМИ. Библиотеке как наиболее заинтересованной организации в участии родителей в чтении детей, следует создавать для них положительную мотивацию этой деятельности, стимулировать ее (отмечать, награждать и др.).

4) В настоящее время, с учетом потребностей семей, социокультурной ситуации и состояния книготорговли, для каждой  библиотеки представляется актуальным создание рекомендательных списков детской литературы для семей по возрастному предназначению, жанрам (колыбельные, потешки, пестушки, материнская поэзия, сказки, детский фольклор, развивающие игры). Разработка библиографических материалов типа «Что читать детям» в большей или меньшей мере представлена в практике библиотек. Однако в современной ситуации их качество нельзя признать достаточным потому, что в печатной форме в большинстве случаев они малодоступны из-за своего тиража. Выходу из данной ситуации может способствовать более широкое применение  в библиотечной практике возможностей компьютерной техники и Интернета – создание электронных рекомендательных списков литературы и библиографических новинок, размещение их на библиотечных сайтах, распространение с помощью электронных носителей.

Информация о работе Семейное чтение