Семейное чтение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов организации семейного чтения в библиотеке
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- осуществить понятийный анализ «семейное чтение»;
- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятийный анализ семейного чтения .....………....................7
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений…. 13
1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и
способы разрешения……………………………………… 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения… 22
2.2 Отражение семейной политики в деятельности
Корочанской ЦБС…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СЕМ.ЧТЕН.doc

— 175.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 ГЛАВА I.    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

                     1.1 Понятийный анализ семейного  чтения .....………....................7

                     1.2 Субъекты семейного чтения, типы  их взаимоотношений…. 13

  1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и                    

                  способы разрешения………………………………………     18

 

ГЛАВА II.   РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ     

                     ЭТАПЕ

         2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения…      22

           2.2 Отражение семейной политики в деятельности 

Корочанской ЦБС…………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, как никогда, семья рассматривается  во всем мире как социальная ценность. В природе семейных отношений заложен потенциал становления и формирования личности человека. В программах, разработанных ООН, раскрываются такие функции семьи, как организация семейного досуга, передача от поколения к поколению лучших, в том числе и традиций семейного общения. Эти программы обращены ко всем образовательным и культурным учреждениям, в том числе — к школьным, детским, публичным библиотекам.

Сложность современной социокультурной ситуации состоит в ценностной переориентации общества, когда вытеснение нравственных идеалов добра, справедливости уводит личность из сферы культурных ценностей. В устранении духовной разобщенности между поколениями, утверждении интеллектуальных, нравственно-эстетических ценностей в развитии личности приоритетную роль играет семья (3, с.3).

В России формирование духовной культуры личности всегда осуществлялось через чтение. Историческая традиция семейных отношений свидетельствует о том, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Российские  библиотекари и педагоги своими наработками  в этом направлении вносят неоценимый вклад, утверждающий чтение как духовную семейную ценность. В наших библиотеках всегда концентрировались представители российской интеллигенции и создавали среду для взращивания и воспроизводства новых поколений интеллигенции, несущих и сохраняющих лучшие черты русского характера и русского духа.  

Актуальность темы исследования. В наши дни проблемы грамотности, образования, культуры чтения, которая лежит в основе информационной культуры личности, становятся особенно значимыми и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Педагоги и библиотекари являются теми специалистами, которые, как правило, играют в решении этих проблем ключевую роль. Сейчас, когда Россия переживает кризис детского чтения и специалисты ищут пути возрождения интереса к книге, возникает повышенный интерес к организации семейного чтения. В создавшихся условиях именно на семью возлагаются наибольшие надежды по спасению чтения детей. Встает вопрос о подготовке родителей к этому виду деятельности (16, с.127). И уже не вызывает сомнение утверждение, что совместное чтение сближает членов семьи, наполняет важным содержанием минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце. Семья играет определяющую роль в формировании у ребенка интереса к чтению и книге. Если чтение – органичная часть образа жизни взрослых членов семьи, то и ребенок, моделируя поведение родителей, обратится к книге.

Неизменное  внимание к проблемам чтения в  семье и организации взаимодействия двух социальных институтов – библиотеки и семьи – свидетельствует об их актуальности и, в значительной степени, нерешенности.

Степень  разработанности  темы. Практика взаимодействия библиотеки и семьи всегда привлекала внимание библиотековедов, и особенно в последние десятилетия. Первые теоретические разработки в области руководства чтением в семье принадлежат З. И. Кадынцевой (1978). Автором представлены рациональные пути создания и реализации системы взаимодействия библиотек с семьей в целях повышения качества руководства чтением детей младшего школьного возраста.

С начала 90-х годов  ХХ в. активным направлением в библиотековедении  становится изучение семейного чтения. Разработкой этой проблемы занимаются И. Н. Тимофеева, Е. А. Николаева, Т. В. Холодницкая, Л. М. Цыганкова, Л. В. Сокольская, Н. К. Сафонова, Е. И. Голубева, Е. Николаева. Более глубоко теоретические вопросы семейного чтения рассмотрены в трудах А. С. Павловой. И. Корчинская и Л. Н. Фомина в своих работах анализируют проблемы, сложившиеся во взаимодействии этих социальных институтов, выявляют причины неэффективности действий со стороны библиотеки.

В исследованиях М. И. Акилиной, З. В. Руссак рассматривается специфика работы библиотек семейного чтения, уточняются организационные вопросы обслуживания семей в специализированных библиотеках.

Отражают практику работы библиотек с семьей публикации Н.Е. Голубевой, Н. П. Ионовой, Т. Олампиевой, И. В. Толстоуховой, Т. В. Холодницкой.

Феномен читающего ребенка  рассмотрен в работах В. Я. Аскаровой, Л. И. Беленькой, Л. В. Степановой, И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой.

Объект  исследования: деятельность библиотеки по организации и руководству чтением детей и взрослых пользователей

Предмет исследования: семейное чтение

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов  организации семейного чтения в библиотеке

Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

- осуществить  понятийный анализ «семейное чтение»;

- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;

- определить  основные субъекты семейного  чтения;

- выявить роль  библиотеки в формировании семейного  чтения;

- познакомиться с практикой   организации семейного чтения в библиотеках, в том числе на примере библиотек Корочанской ЦБС

Теоретико-методическую базу исследования составили различные публикации, раскрывающие сущность семейного чтения и выявляющие роль библиотеки и семьи в его организации.

Методы  исследования. Для решения поставленных задач применен комплекс общенаучных и специальных методов:

  1. анализ и синтез  - для анализа содержания публикаций по теме исследования,
  2. сравнительный - для сопоставления опыта российских библиотек в организации семейного чтения с организацией данной деятельности в ЦБС Корочанского района,
  3. терминологический – для определения понятийного аппарата,
  4. библиографический – для выявления публикаций по теме. 

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подразделами и заключения.

Во введении представлена актуальность данной исследовательской темы, степень ее освещения в теоретических трудах ведущих библиотековедов, раскрываются основные цели, задачи, методы исследования.

В первой главе освещаются основные теоретические вопросы исследования, в том числе изучение понятий семейного чтения, его субъектов.

Во второй главе раскрывается роль библиотеки в формировании семейного чтения. Приводятся конкретные  примеры из практики данной деятельности Корочанской ЦБС.

В заключение приводятся краткие выводы исследования, обобщаются результаты. 

Библиографический список использованной литературы включает  21 источник.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

1.1 Понятийный  анализ семейного чтения

Сравнительно  недавно исследования чтения значительно  расширились и стали рассматривать также то, как социальные условия влияют на читательские способности. Ныне признано, что развитие навыков чтения происходит не только в классах, но и в сообществе: в семье и окружающем обществе. В первую очередь семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Семья – оптимальная среда эмоционального и нравственного формирования личности ребенка, она обладает рядом характеристик, необходимых для этого. К ним отнесены тип семьи, ее структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Для решения задач воспитания ребенка в семье все вышеперечисленные факторы необходимо рассматривать в совокупности.

Отношение к  книге, чтению, библиотеке зависит от эпохи, исторической ситуации, от национальных культур. Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития. На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с людьми, а культура чтения формировалась, в первую очередь, в семейной среде. Например, еще сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения (4, с.14).

Для России отношение к  книге в течение долгого времени  было престижным. В семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы.

Возрождение традиций семейного чтения - залог поддержания здоровой семейной атмосферы, передачи семейных традиций, укрепление связей между поколениями. Следовательно, семейное чтение – важный аспект работы библиотек,  осуществляемый в многообразии самых разных вариантов. Все семьи считают чтение  важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за ту  радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия (7, с.59).

Прежде чем  перейти к специфическим формам работы в этой области, необходимо проанализировать некоторые из широко распространенных определений главных терминов, поскольку  все понимают их не совсем одинаково, по-своему.

«Семейное чтение» может быть понято двояко: во-первых, как то, что члены одной семьи поддерживают друг друга в развитии собственных навыков чтения; во-вторых, как ситуация, когда члены семьи вместе переживают радость от чтения и рассказывания историй. Рассмотрим оба этих случая.

«Семейная грамотность» подразумевает мероприятия по развитию грамотности, в которых участвуют как минимум два поколения. Обычно, программы по семейной грамотности включают три компонента: развитие грамотности у детей (в том числе и развитие способностей к обучению), грамотность для родителей, и советы для взрослых, как поощрять развитие навыков чтения у детей и подростков.

 «Семейное обучение» - когда родители традиционно издавна поддерживают и поощряют образование детей, хотя  мало у кого из них была возможность одновременно развивать собственное образование непосредственно в семье.

 Главное  отличие семейных чтений от  других его видов — классного,  внеклассного и домашнего, состоит  в том, что родители, используя  книгу, начинают по-настоящему  заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы (11).

Конечная цель семейного чтения - воскресить и поддержать в сознании родителей и их детей положительный образ традиционного чтения в кругу семьи, поднять его престиж, включить в систему непреходящих жизненных ценностей человека.

Эффективная модель семейного чтения включает следующие  условия:

- родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;

- значение чтения  ради удовольствия должно признаваться  школой и семьей как важная  часть процесса обучения чтению;

- дети и подростки  должны не стесняться показывать, что им нравиться читать;

- чтение дома  должно поддерживаться и поощряться  школой, библиотекой и местным  сообществом.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для  развития личности ребенка:

- если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите;

- чтение для  детей делает из них читателей  в будущем;

- детские книги сегодня так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых;

- иллюстрации  в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны родителям за это в течение всей жизни;

Информация о работе Семейное чтение