Семейное чтение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов организации семейного чтения в библиотеке
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- осуществить понятийный анализ «семейное чтение»;
- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятийный анализ семейного чтения .....………....................7
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений…. 13
1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и
способы разрешения……………………………………… 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения… 22
2.2 Отражение семейной политики в деятельности
Корочанской ЦБС…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ СЕМ.ЧТЕН.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Общение, не выходящее за рамки нормативного, директивного, оказывает отрицательное влияние на становление ребенка - читателя. Родители, как правило, не различают воспитательный и образовательный (учебный) аспекты, используют и в том, и в другом случае одни и те же приемы влияния, отбивая, таким образом, интерес к чтению — творчеству (18, с. 51).

Определяя воспитание как «формирование всего круга ценностных ориентации личности, то есть ее миросозерцания, мировоззрения, мироотношения в целом», М. С. Каган подчеркивает, что «ценностные ориентации нельзя передавать людям таким же способом, каким передаются знания, ибо ценности выражают значение объекта для субъекта, они не безличны, они усваиваются переживанием, а не логическим запоминанием. Поэтому формирование   ценностного сознания   может осуществляться  только   в процессе межсубъектной связи, взаимодействия субъекта с другим как с равным ему субъектом, а не объектом его просветительской активности» (7, с. 61).

Роль семьи  в чтении школьников становится все более незначительна, несмотря на то, что любовь к книге впервые пробуждается в семье и родителям лучше известны читательские пристрастия детей.

Наблюдения  показывают, что для многих родителей юных читателей характерны педагогическая неграмотность, поверхностное знание литературы, адресованной юному читателю, непонимание воспитательной ценности искусства, узость в осознании целей руководства чтением детей в семье, стремление общаться по схеме «родители между собой, дети между собой».(8, с. 23).

Основными факторами, мешающими развитию семейного чтения, являются:

1) Недостаток раннего языкового и речевого развития и опыта чтения: там, где детей не побуждают к беседам и участию в разговорах на разные темы с теми взрослыми, с которыми они проводят большую часть времени,  происходит  замедление развития устной и письменной речи.

2) Препятствия развитию интеграционного чтения:  родители, которые не любят читать и не читают сами,  не осознают важность чтения. Чтение воспринимается как неприятная повинность.

3) Плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.

4) Экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем и безработица – все эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность.

  1. Культурные барьеры: по языковым причинам, различиям в культурных традициях и экономическом положении, некоторые сообщества не воспринимают привычку читать, как часть их культуры.
  2. Институциональные барьеры: потребности людей могут не учитываться учреждениями и организациями, которые призваны их поддерживать и обеспечивать, поскольку   школы и библиотеки оказались не способны наладить с ними сотрудничество.

Выделим главные  идеи, которые, с нашей точки зрения, можно рассматривать как основные принципы, как национальной политики в области чтения, так и программ по поддержке - защите - стимуляции - мотивации – «терапии чтения». К их числу можно отнести:

- осознание  проблемы чтения детей и взрослых  как национальной проблемы, имеющей  огромную важность, как для общества, так и отдельных граждан;

- создание в  стране определенного общественного  мнения о необходимости и важности  чтения, повышение интереса к  книге, образованию, культуре, библиотеке;

- решение этой  проблемы при объединении усилий государства и широкой общественности; кооперации и координации различных ведомств, государственных и общественных организаций;

- выделение  в качестве приоритетных направлений библиотечной деятельности создание программ семейной грамотности и чтения, а также приобщение к чтению функционально неграмотных и других групп из «зоны образовательного риска».

- привлечение к участию в таких программах, помимо специалистов и других заинтересованных лиц, широкой общественности – возможно большего количества самых разных организаций, обществ и ассоциаций, а также индивидуальных участников.

Нами выяснено, что поскольку во многих регионах страны читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по привлечению к чтению переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных. Мировая практика показала, что социальные меры поддержки чтения, ликвидация функциональной неграмотности, систематическая работа по формированию у детей культуры чтения, освоение «новых территорий чтения» (т.е. привлечение к чтению тех, кто обычно не берет в руки книгу) не могут быть заботой только энтузиастов и профессионалов - библиотекарей, педагогов и др. Хорошие результаты достигаются именно тогда, когда развитие у населения читательской культуры осознается и реализуется как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.

 

 2. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения

Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации семейного  чтения – ее содружество, контакты с семьей читателя - ребенка.

В семье формируется  личность ребенка, ее изначальное отношение  к различным видам деятельности. в том числе и к чтению. Во многих семьях имеются книги и периодика для детей. Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг. в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей (14, с. 62).

Способность ориентации  в вопросах детского чтения не зависит, как правило, от  профессии и  возраста родителей, культурно бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропаганды среди родителей детской литературы.

Библиотекарю  следует знакомить родителей  с лучшей детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью  и возможностями библиотеки. Важно  привлечь родителей к активному сотрудничеству  с библиотекой в руководстве чтением их детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой (20, с. 49).

Формы этой работы могут быть самыми разнообразными, от массовой до индивидуальной. Целесообразно  и сотрудничество детской библиотеки с библиотекой для взрослых, в  которой читают сами родители. Так, входят в практику составление списков  лучших книг для каждой возрастной группы читателей - детей под общим заглавием «Лучшие книги – вашему ребенку».

Некоторые библиотеки проводят специальные «Дни родителей», в программе которых – экскурсии  по библиотеке, обзоры детских книг и литературы о руководстве детским чтением, беседы о путях взаимосвязи библиотеки и семьи, выступление отдельных родителей о том. как они руководят чтением своих детей,. а также «час» вопросов и ответов.

Обмен опытом и  ответы на вопросы могут быть предусмотрены  и на классных собраниях родителей в школе. Возможны организованные совместно со школой специальные конференции на тему «Ребенок и книга».

В отдельных  библиотеках для родителей издаются специальные памятки о том, как  руководить чтением детей.

Массовая работа с родителями должна сочетаться и индивидуальной, консультативной работой. Индивидуальные беседы возможны, когда родители приходят вместе с ребенком, записываются в библиотеку или менять книги.

Во время  последующих посещений библиотеки родителями библиотекарь просматривает  вместе с ними формуляр читателя, записи бесед с ним, выясняет, что читает ребенок дома, рекомендует книги, расширяющие его кругозор, отвечает на вопросы родителей.

Рекомендуется приглашать родителей и на массовые мероприятия, в которых участвует  их ребенок (обсуждение книги, «защита» читательского формуляра, утренник и др.).

Важно рассказать родителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы в семье, например, чтение вслух, беседа и т.д.

Может быть, для  отдельных родителей следует  составить индивидуальный план чтения или включить в их план чтения литературу о детских книгах, творчестве детских писателей, педагогике детского чтения.

Нужно всемерно привлекать родителей к участию в работе детской библиотеки. Один, например, может выступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч, третий – дать профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не только библиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно полагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.

Источником  и одним из ведущих методов  организации семейного чтения является рекомендательная библиография Следовательно, формирование системы рекомендательных библиографических пособий в  адрес родителей, отвечающих современным требованиям, должно стать исходной позицией для одного из значительных и актуальных направлений библиотечной практики. Создание системы пособий, составление специфических кругов чтения родителей и детей в итоге предопределяет мотивационно-личностный результат - развитие у родителей личностно-значимого отношения к характеру информации, ценной для их педагогического самообразования (13, с.66).

В начале 90-х гг. ХХ в., в связи со сменой приоритетов в обслуживании читателей, стали возникать специализированные библиотеки семейного чтения, которые взяли на себя основную нагрузку по проведению досуга семей, организации их «книжного» общения.

. Рассматривая библиотеку семейного чтения  как социальный институт, с точки зрения системного подхода можно выделить ряд элементов, отражающих ее характеристики: библиотечный фонд, контингент абонентов, библиотечный персонал, материально-техническая база. Необходимо отметить, что специализация библиотек семейного чтения диктует определенные требования в отношении её системообразующих характеристик. 

Специфика работы библиотеки семейного чтения заключается  в том, что она обслуживает  членов одной семьи. Причем семьи  различаются между собой по социальному  статусу, образовательному уровню, возрастным особенностям, как и сами их члены. Таким образом, библиотека семейного чтения работает с детьми, родителями и с семьей в целом  (9).

Решение сложных вопросов семейного чтения только библиотекой  или только внутри семьи невозможно, так как «их деятельность имеет локальные задачи и не позволяет в контексте системы решить обозначенные нами проблемы. В связи с этим очевидна необходимость изучения взаимодействия библиотеки семейного чтения и семьи в решении проблемы формирования ребенка-читателя (9, с. 30).

Современные библиотеки семейного чтения работают с семьей по многим направлениям, в том числе это формирование педагогической культуры родителей, создание и внедрение в практику работы программ чтения, помощь семье в психологических, правовых вопросах, в формировании здорового образа жизни и т. д. Следует отметить, что из-за столь широкого спектра направлений работы с семьей библиотеки иногда подменяют основное направление своей деятельности – организация семейного чтения – другими, не входящими в их непосредственные обязанности. В современных социокультурных условиях нельзя оценивать такое «распыление» усилий как однозначно негативное явление: ведь семья находится в сложной ситуации и ей необходима помощь по различным вопросам. Библиотека, сотрудничая с семьей и рядом других социальных институтов, может оказать такую помощь. Однако ей все же необходимо сосредоточить внимание на своем основном направлении работы – организации семейного чтения.

Сегодня в ситуации с  библиотеками семейного чтения можно  отметить как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, открытие подобных библиотек является позитивным фактом, поскольку они специализируются на обслуживании особой, очень важной для общества категории читателей. С другой стороны, количество подобных библиотек в городе, районе, в стране ограниченно. Следовательно, они не могут удовлетворить читательских интересов населения.

Приобщением членов семьи  к чтению, формированием ребенка-читателя, поддержкой традиций семейного чтения занимаются и публичные библиотеки, не имеющие специализации. Они также определяют направление работы с семьей как актуальное. Это выражается в использовании ими соответствующих форм и методов работы, в том числе в создании программ семейного чтения. Разработка программ семейного чтения является актуальным направлением работы библиотек. Формирование таких программ отслеживается на федеральном, региональном, локальном уровнях.

В ходе данного исследования выяснено, что как библиотеки семейного чтения, так и публичные библиотеки без определенной специализации сталкиваются с определенными трудностями. С одной стороны, библиотекарями проводится работа для семьи, с другой, плохо налажена связь «библиотека – семья». Социологические исследования подтверждают, что у большинства родителей сформированы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи и наоборот. Они не воспринимают библиотеку как социальный институт, способный оказать помощь в формировании ребенка-читателя. В свою очередь, библиотеки, ограничив работу узким кругом семей, не стремятся позиционировать себя как институт, способный оказать влияние на чтение семьи, их воздействие локально.

Таким образом, работа библиотеки по формированию ребенка-читателя оказывается  не скоординированной с деятельностью  семьи. Поэтому сегодня очевидна необходимость полномасштабного изучения в свете системного подхода основополагающих элементов системы «ребенок – семья – библиотека», что позволит выявить слабо изученные связи между ними, а также определить условия их эффективного взаимодействия, оптимизировать совместную деятельность семьи и библиотеки в формировании личности юного читателя.

 

 

2.2 Отражение  семейной политики в деятельности 

Корочанской ЦБС

В Корочанской  ЦБС работа по семейному воспитанию, организации семейного чтения, общения  детей и родителей, работа в помощь укреплению семьи является одним из профилирующих направлений.

В 11 библиотеках  района разработаны целевые авторские  программы по организации данной деятельности: «Библиотека. Книга. Семья» (ЦБ), «Читаем вместе с детьми» (ДБ), «Всей семьей в библиотеку» (Ломовская    с/б-ф), «Папа, мама, я – читающая семья» (Самойловская с/б-ф), «В помощь многодетным семьям» (Бехтеевская с/б-ф), «Библиотека – центр семейного досуга» (Мальцевская с/б-ф) и др.

Информация о работе Семейное чтение