Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов организации семейного чтения в библиотеке
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- осуществить понятийный анализ «семейное чтение»;
- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятийный анализ семейного чтения .....………....................7
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений…. 13
1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и
способы разрешения……………………………………… 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения… 22
2.2 Отражение семейной политики в деятельности
Корочанской ЦБС…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36
Общение, не выходящее за рамки нормативного, директивного, оказывает отрицательное влияние на становление ребенка - читателя. Родители, как правило, не различают воспитательный и образовательный (учебный) аспекты, используют и в том, и в другом случае одни и те же приемы влияния, отбивая, таким образом, интерес к чтению — творчеству (18, с. 51).
Определяя воспитание как «формирование всего круга ценностных ориентации личности, то есть ее миросозерцания, мировоззрения, мироотношения в целом», М. С. Каган подчеркивает, что «ценностные ориентации нельзя передавать людям таким же способом, каким передаются знания, ибо ценности выражают значение объекта для субъекта, они не безличны, они усваиваются переживанием, а не логическим запоминанием. Поэтому формирование ценностного сознания может осуществляться только в процессе межсубъектной связи, взаимодействия субъекта с другим как с равным ему субъектом, а не объектом его просветительской активности» (7, с. 61).
Роль семьи в чтении школьников становится все более незначительна, несмотря на то, что любовь к книге впервые пробуждается в семье и родителям лучше известны читательские пристрастия детей.
Наблюдения показывают, что для многих родителей юных читателей характерны педагогическая неграмотность, поверхностное знание литературы, адресованной юному читателю, непонимание воспитательной ценности искусства, узость в осознании целей руководства чтением детей в семье, стремление общаться по схеме «родители между собой, дети между собой».(8, с. 23).
Основными факторами, мешающими развитию семейного чтения, являются:
1) Недостаток раннего языкового и речевого развития и опыта чтения: там, где детей не побуждают к беседам и участию в разговорах на разные темы с теми взрослыми, с которыми они проводят большую часть времени, происходит замедление развития устной и письменной речи.
2) Препятствия развитию интеграционного чтения: родители, которые не любят читать и не читают сами, не осознают важность чтения. Чтение воспринимается как неприятная повинность.
3) Плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.
4) Экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем и безработица – все эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность.
Выделим главные
идеи, которые, с нашей точки зрения,
можно рассматривать как основн
- осознание
проблемы чтения детей и
- создание в
стране определенного
- решение этой
проблемы при объединении
- выделение
в качестве приоритетных
- привлечение к участию в таких программах, помимо специалистов и других заинтересованных лиц, широкой общественности – возможно большего количества самых разных организаций, обществ и ассоциаций, а также индивидуальных участников.
Нами выяснено, что поскольку во многих регионах страны читательская активность населения либо снижается, либо остается на том же уровне, либо растет очень медленно, политика по привлечению к чтению переходит постепенно с уровня ведомственных задач школ, библиотек, книгоиздания на уровень национальных. Мировая практика показала, что социальные меры поддержки чтения, ликвидация функциональной неграмотности, систематическая работа по формированию у детей культуры чтения, освоение «новых территорий чтения» (т.е. привлечение к чтению тех, кто обычно не берет в руки книгу) не могут быть заботой только энтузиастов и профессионалов - библиотекарей, педагогов и др. Хорошие результаты достигаются именно тогда, когда развитие у населения читательской культуры осознается и реализуется как часть национальной политики в области чтения, образования и культуры.
2. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения
Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации семейного чтения – ее содружество, контакты с семьей читателя - ребенка.
В семье формируется
личность ребенка, ее изначальное отношение
к различным видам деятельности
Способность ориентации в вопросах детского чтения не зависит, как правило, от профессии и возраста родителей, культурно бытового уровня жизни семьи. Часто это следствие слабой пропаганды среди родителей детской литературы.
Библиотекарю следует знакомить родителей с лучшей детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Важно привлечь родителей к активному сотрудничеству с библиотекой в руководстве чтением их детей, формировании круга их чтения. Работа с родителями должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой (20, с. 49).
Формы этой работы могут быть самыми разнообразными, от массовой до индивидуальной. Целесообразно и сотрудничество детской библиотеки с библиотекой для взрослых, в которой читают сами родители. Так, входят в практику составление списков лучших книг для каждой возрастной группы читателей - детей под общим заглавием «Лучшие книги – вашему ребенку».
Некоторые библиотеки
проводят специальные «Дни родителей»,
в программе которых –
Обмен опытом и ответы на вопросы могут быть предусмотрены и на классных собраниях родителей в школе. Возможны организованные совместно со школой специальные конференции на тему «Ребенок и книга».
В отдельных
библиотеках для родителей
Массовая работа с родителями должна сочетаться и индивидуальной, консультативной работой. Индивидуальные беседы возможны, когда родители приходят вместе с ребенком, записываются в библиотеку или менять книги.
Во время
последующих посещений
Рекомендуется приглашать родителей и на массовые мероприятия, в которых участвует их ребенок (обсуждение книги, «защита» читательского формуляра, утренник и др.).
Важно рассказать родителям о тех формах работы с книгой, которые могут быть использованы в семье, например, чтение вслух, беседа и т.д.
Может быть, для отдельных родителей следует составить индивидуальный план чтения или включить в их план чтения литературу о детских книгах, творчестве детских писателей, педагогике детского чтения.
Нужно всемерно привлекать родителей к участию в работе детской библиотеки. Один, например, может выступить с сообщением на занятии кружка, другой – в клубе интересных встреч, третий – дать профессиональный совет. Такое сотрудничество полезно не только библиотеке, т.к. содействует повышению качества ее работы с читателями, но оно полагает также повышений роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.
Источником и одним из ведущих методов организации семейного чтения является рекомендательная библиография Следовательно, формирование системы рекомендательных библиографических пособий в адрес родителей, отвечающих современным требованиям, должно стать исходной позицией для одного из значительных и актуальных направлений библиотечной практики. Создание системы пособий, составление специфических кругов чтения родителей и детей в итоге предопределяет мотивационно-личностный результат - развитие у родителей личностно-значимого отношения к характеру информации, ценной для их педагогического самообразования (13, с.66).
В начале 90-х гг. ХХ в., в связи со сменой приоритетов в обслуживании читателей, стали возникать специализированные библиотеки семейного чтения, которые взяли на себя основную нагрузку по проведению досуга семей, организации их «книжного» общения.
. Рассматривая библиотеку семейного чтения как социальный институт, с точки зрения системного подхода можно выделить ряд элементов, отражающих ее характеристики: библиотечный фонд, контингент абонентов, библиотечный персонал, материально-техническая база. Необходимо отметить, что специализация библиотек семейного чтения диктует определенные требования в отношении её системообразующих характеристик.
Специфика работы библиотеки семейного чтения заключается в том, что она обслуживает членов одной семьи. Причем семьи различаются между собой по социальному статусу, образовательному уровню, возрастным особенностям, как и сами их члены. Таким образом, библиотека семейного чтения работает с детьми, родителями и с семьей в целом (9).
Решение сложных вопросов семейного чтения только библиотекой или только внутри семьи невозможно, так как «их деятельность имеет локальные задачи и не позволяет в контексте системы решить обозначенные нами проблемы. В связи с этим очевидна необходимость изучения взаимодействия библиотеки семейного чтения и семьи в решении проблемы формирования ребенка-читателя (9, с. 30).
Современные библиотеки семейного чтения работают с семьей по многим направлениям, в том числе это формирование педагогической культуры родителей, создание и внедрение в практику работы программ чтения, помощь семье в психологических, правовых вопросах, в формировании здорового образа жизни и т. д. Следует отметить, что из-за столь широкого спектра направлений работы с семьей библиотеки иногда подменяют основное направление своей деятельности – организация семейного чтения – другими, не входящими в их непосредственные обязанности. В современных социокультурных условиях нельзя оценивать такое «распыление» усилий как однозначно негативное явление: ведь семья находится в сложной ситуации и ей необходима помощь по различным вопросам. Библиотека, сотрудничая с семьей и рядом других социальных институтов, может оказать такую помощь. Однако ей все же необходимо сосредоточить внимание на своем основном направлении работы – организации семейного чтения.
Сегодня в ситуации с библиотеками семейного чтения можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, открытие подобных библиотек является позитивным фактом, поскольку они специализируются на обслуживании особой, очень важной для общества категории читателей. С другой стороны, количество подобных библиотек в городе, районе, в стране ограниченно. Следовательно, они не могут удовлетворить читательских интересов населения.
Приобщением членов семьи
к чтению, формированием ребенка-
В ходе данного исследования выяснено, что как библиотеки семейного чтения, так и публичные библиотеки без определенной специализации сталкиваются с определенными трудностями. С одной стороны, библиотекарями проводится работа для семьи, с другой, плохо налажена связь «библиотека – семья». Социологические исследования подтверждают, что у большинства родителей сформированы стереотипы отстраненности библиотеки от семьи и наоборот. Они не воспринимают библиотеку как социальный институт, способный оказать помощь в формировании ребенка-читателя. В свою очередь, библиотеки, ограничив работу узким кругом семей, не стремятся позиционировать себя как институт, способный оказать влияние на чтение семьи, их воздействие локально.
Таким образом, работа библиотеки
по формированию ребенка-читателя оказывается
не скоординированной с
2.2 Отражение
семейной политики в
Корочанской ЦБС
В Корочанской ЦБС работа по семейному воспитанию, организации семейного чтения, общения детей и родителей, работа в помощь укреплению семьи является одним из профилирующих направлений.
В 11 библиотеках района разработаны целевые авторские программы по организации данной деятельности: «Библиотека. Книга. Семья» (ЦБ), «Читаем вместе с детьми» (ДБ), «Всей семьей в библиотеку» (Ломовская с/б-ф), «Папа, мама, я – читающая семья» (Самойловская с/б-ф), «В помощь многодетным семьям» (Бехтеевская с/б-ф), «Библиотека – центр семейного досуга» (Мальцевская с/б-ф) и др.