Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель исследования: изучение теоретических и практических основ и методов организации семейного чтения в библиотеке
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- осуществить понятийный анализ «семейное чтение»;
- проанализировать работы исследователей, затрагивающие сущность и содержание работы библиотек в этом направлении;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятийный анализ семейного чтения .....………....................7
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений…. 13
1.3 Проблемы семейного чтения: причины возникновения и
способы разрешения……………………………………… 18
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ
2.1 Роль библиотеки в формировании семейного чтения… 22
2.2 Отражение семейной политики в деятельности
Корочанской ЦБС…………………………………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….36
- книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь;
- книги помогут детям научиться размышлять и фантазировать;
- чтение в слух способствует развитию внимания у ребенка;
- создаются удивительные воспоминания, о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
Сегодня, когда
экономические трудности
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью. Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение
формирует эмоционально-
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений (15, с. 49).
Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им (15, с.51).
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Можно сделать вывод, что семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально. И если чтение вообще в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических запросов, то семейное чтение удовлетворяет потребности общекультурные, эстетические, эмоциональные.
1.2 Субъекты семейного чтения, типы их взаимоотношений
Семейное чтение является множественным объектом, представленным тремя главными составными элементами. Первый из них – ребенок, родовой элемент данной системы. Второй элемент системы – семья, в которой закладываются основы читательской деятельности ребенка. Третьим элементом системы является библиотека, которая осуществляет поддержку системы и обеспечивает её функционирование.
Потребность в общении со взрослыми по поводу прочитанного проявляется на всех этапах читательского развития личности ребенка.(3, с.5). На каждом этапе реализация этой потребности проходит неоднозначно. Но, в любом случае, необходимо читать вместе с детьми, какого бы возраста они ни были. Брать книжку, журнал, садиться вместе и читать вслух. Обсуждать прочитанное. Это наиболее прямой и верный путь к тому, чтобы узнать вкусы и предпочтения близких людей. У каждого человека, большого или маленького, каждая книга, хорошая или плохая, вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы обсуждаете только что прочитанную книгу, вы создаете в семье атмосферу доброго общения, доверительной беседы.
В общении со взрослым, на основе интереса к книге, искусству, совместного получения интересных знаний о мире и о себе ребенок постигает мир, себя, открывает в родителях интересных, приятных собеседников, личностей, с которыми хочется общаться. Отсутствие такого общения глубоко ранит ребенка, особенно младшего школьного возраста, еще психологически не окрепшего для абсолютного самостоятельного осознания окружающего мира. Ребенок остро нуждается в открытой любви и уважении, чему и благоприятствует совместное чтение. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
Опыт совместной
читательской деятельности в единстве
с непосредственным приятным и осознанным
общением ребенка и родителей, радость
творческого общения с книгой,
искусством делает совместное семейное
чтение действенным в жизни
Готовность родителей к семейному чтению как межличностному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Данный термин введен ЮНЕСКО и определяется как умение «квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности».(8, с. 24).
Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений.
В каждой семье родителям можно
самим закладывать основы индивидуальных
традиций семейного чтения, или же продолжать
их, вспоминая историю домашних библиотек,
далекого прошлого.
Если вспомнить свое детство,
то обязательно вспомнишь, как перед сном
или после купания мама завернув тебя
в плед или одеяло, рассказывала интересную
историю, которую она прочитала в книге,
будучи еще сама маленькой. И не важно,
что она рассказывала сказку о колобке
или о Золушке, ведь мама могла остановить
рассказ на самом интересном месте, и тогда
ты бежишь в библиотеку и просишь ту же
самую книгу, а маме говоришь с гордостью
- «Я читаю ТВОЮ книгу!».
В самой природе семейных отношений заложен огромный потенциал, позволяющий родителям создавать реальные условия для организации семейного чтения. Н.И. Голубева отмечает: «Педагоги, библиотечные практики относят к этим условиям: осознанное и уважительное отношение родителей к книге и чтению, как жизненно важной деятельности детей; целенаправленную, тактичную и заинтересованную помощь в чтении; разумное распределение времени между чтением и другими видами занятий школьников; помощь в чтении через педагогически направленное, эмоциональное общение, являющееся условием и источником развития личности» (3, с. 5 ).
В общении с родителями по поводу прочитанного (читательском общении) ребенок осваивает нравственно-эстетические ценности. Так, у читателей младшего школьного возраста проявляется стремление утвердить возникающие чувства, суждения, ценностные ориентации путем сравнения своих читательских оценок и мнений с оценками и мнениями родителей. Ребенка восхищает, когда он отмечает, что его мнение о книге, ее героях сходно с мнением матери и отца, когда понравившиеся ему эпизоды, переживания, связанные с чувствами и поступками героев произведений, близки и взрослому родному человеку. Но, к сожалению, поговорить о прочитанной книге, узнать родительское отношение к ней, ребенок может не всегда. Как показывают материалы многих исследований, далеко не в каждой семье реализуется ее уникальная способность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребенка, отвечая его возрастной предрасположенности к общению. Это во многом связано с некомпетентностью родителей в области литературы, отсутствием у них библиотечно-библиографических знаний, педагогической культуры, культуры чтения (3, с.11). Восполнение этих пробелов входит в задачу библиотекарей, являющимся третьим составным звеном процесса семейного чтения.
Соотношение воспитания и образования, как бы тесно они не переплетались, в одной и той же ситуации меняется в весьма широком диапазоне, позволяя то одному, то другому началу выступать в качестве доминанты данной структуры. Образовательный аспект во многом строится на основе взаимодействия между родителями и читателем-школьником, целью которого является передача родителями той или иной информации, получение фактов и их усвоение ребенком. Воспитательный аспект основывается на взаимодействии воспитателя и воспитуемого (родителя и ребенка) с целью межсубъектного общения.
Необходимо отметить, что до недавнего времени в теории и практике руководства чтением распространенным являлся тип взаимодействия «перекрестный», при котором руководитель относился к читателю – ребенку как объекту своей деятельности, и именно под таким углом зрения разрабатывалась теория руководства чтением детей и юношества. «Такая позиция на практике часто приводит к ситуации, когда общение носит сугубо ролевой, формальный характер. Руководитель чтением и читатель-ребенок относятся друг к другу как к объекту своей деятельности» (3, с. 11).
Тип взаимодействия с ребенком, возникающий в процессе совместного семейного чтения, определенный Д.А. Леонтьевым как «кооперативный», для руководителя чтением является более эффективным. Такой тип взаимоотношений данный исследователь определяет как «кооперативный». При этом родитель и ребенок стоят по одну сторону их общей деятельности – семейного чтения, являясь совокупным субъектом этой деятельности. Такое единство возникает тогда, когда руководитель чтением в семье, воспринимая цель ребенка, соотносит ее со своей педагогической задачей и вырабатывает стратегию совместной деятельности. Общение родителей и ребенка реализуется в форме тесного сотрудничества, оно более свободно и эмоционально. Ситуация, когда ребенок – читатель проявляет активность, уточняет свои интересы в чтении, направляет и действия руководителя чтением (10, с. 123)..
В библиотечной практике семейного чтения приемлем и «моноцентрический» тип взаимодействия, «при котором ребенок является, прежде всего, объектом педагогического воздействия со стороны руководителя чтения, являясь в то же время со-субъектом семейного чтения. При этом ребенок-читатель является объектом воздействия со стороны родителя и библиотекаря, но при этом не перестает быть полноправным субъектом совместного семейного чтения (10, с. 125). А также «интегрированный» тип взаимодействия субъектов, когда совместная распределенная деятельность направлена одновременно и на читателя – ребенка, и на руководителя чтения. Такое взаимодействие обусловлено «духовными потребностями родителя и ребенка, глубиной идеологического проникновения их друг в друга» (3, с.12).
Все вышеназванные модели общения в процессе семейного чтения, кроме первой, реализуют задачу духовного развития личности ребенка. В то же время родители приобщаются к духовному миру, ценностям формирующейся личности. «Семейное чтение становится процессом осознанного общения, доставляющего детям и взрослым радость совместного постижения нравственно-эстетических ценностей, самораскрытия и открытия друг друга» (3, с.12).
Таким образом, выяснено, что одним из важных факторов влияния семейного чтения на развитие и формирование личности ребенка является педагогическая культура родителей, уровень их образования и культура семьи в целом. Эффективность семейного чтения зависит от способности воспитателя видеть в воспитуемом не объект воздействия, управления, подчинения, а равного субъекта, «то есть человека, наделенного свободой, правом выбора, самосознания, как бы мал он еще ни был» (Каган,63). Семейное чтение как процесс должно быть направлено на то, чтобы каждый участник межличностного общения приобщался к мнениям другого, свободно и эмоционально принимал или не принимал их. В отношениях родителей и детей воспитание как цель общения всегда должно ясно осознаваться взрослыми и последовательно ими реализовываться.
1.3 Проблемы семейного чтения:
причины возникновения и способы разрешения
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка - читателя. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума (16, с. 62).
Как показывают материалы многих исследований, далеко не в каждой семье реализуется ее уникальная способность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребенка, отвечая его возрастной предрасположенности к общению. Это во многом связано с некомпетентностью родителей в области литературы, отсутствием у них библиотечно-библиографических знаний, педагогической культуры, культуры чтения.
Чаще у родителей проявляется лишь формальный интерес к чтению своих детей, исключающий проникновение в эмоциональные переживания, оценочные суждения ребенка. В результате дети осуществляют читательское общение лишь со сверстниками. Практика показывает, что в семье доминируют авторитарные, но не субъект-субъектные взаимоотношения. Родители неправильно понимают смысл семейного чтения, игнорируя главное: доверительность, доброжелательность, эмоционально-положительное общение взрослого и ребенка.