Самообразование педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:15, доклад

Краткое описание

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

          На уроках математики учащиеся рассматривают свойства функции  y = κsinx. Отмечают, что функция y периодична, ее наименьший положительный период равен 2π, значения функции равны 0 при x = 0, π, 2π…,в точках x = 0, π, 2π… функция меняет знак на противоположный, наибольшее абсолютное значение функция принимает при x = , , … (2n+1).

          На уроках физики изучают зависимость электродвижущей силы индукции εi, возникающий в витке, вращающемся в магнитном поле, от угла α.Эта зависимость выражается формулой: εi = ε0sinα.

          Полезно предложить учащимся сопоставить эту формулу  с функцией y=κsinx и на этом сравнении сделать вывод о свойствах электродвижущейся силы индукции.

          В курсе математики учеников учат читать графики и составлять по ним задачи.

          Поэтому можно предложить учащимся VIII класса в теме «Тепловые явления» такое задание: «Составьте задачу на определение количества теплоты по графику, изображенному на рисунке, и решите ее».

    

          Может быть составлена такая задача: «Определить количество теплоты, необходимое для осуществления процесса, показанного на рисунке, со льдом массой m = 0,5 кг, взятого при температуре t0 = -70C».

          Анализ учебных  программ по математике и физике позволяет выделить две группы межпредметных знаний и умений, связанных с изучением функций:

    1) работа с формулой, задающей функцию:

    а) распознавание вида функции по формуле,

    б) вычисление значения функции по заданному значению аргумента,

    в) расчет по формуле значения аргумента, при котором функция принимает заданное значение,

    г) выражение из формулы одной величины через другую,

    д) нахождение области определения функции;

    2) работа с графиком функции:

    а) строить график,

    б) по абсциссе точки графика находить ее ординату,

    в) по ординате точки графика находить е абсциссу,

    г) по нескольким графикам, вычерченным  в одной общей системе координат, находить координаты точек пересечения графиков,

    д) определять интервалы, где функция возрастает и убывает,

    е) указывать области «знакопостоянства» функции,

    ж) находить наибольшее и наименьшее значения функции и абсциссы точек, в которых  эти значения достигнуты,

    з) определять по формуле, принадлежит  ли точка с заданными координатами графику представленной функции.

    Анализ  курса физики показывает, что перечисленные  умения преимущественно применяются к трем видам функций:

    прямой  пропорциональности y = kx, k > 0,

    обратной  пропорциональности  y = , где k > 0,

    линейной  функции y = ax + b.

    Учителю физики есть смысл подсказать своему коллеге-математику, что при изучении различных функций в курсе  математики полезно иллюстрировать их соответствующими физическими формулами.

    Так, при рассмотрении прямой пропорциональности можно привести в качестве примеров ряд формул, попросить привести их к стандартному математическому виду и указать k:

    а) m = ρV – зависимость массы тела от объема при постоянной плотности,

    б) Q = λm-зависимость количества теплоты, поглощенной при плавлении или выделяющейся при кристаллизации, от массы тела при данной удельной теплоте плавления,

    в) – зависимость объема идеального газа от температуры при постоянном давлении,

    г) q = It – зависимость прошедшего по проводнику заряда от времени при постоянной силе тока.

    При рассмотрении или повторении на уроках математики обратно пропорциональной зависимости можно обратиться в качестве примера к указанным ниже формулам д) - ж), изученным в курсе физики:

    д) - зависимость силы тока на участке электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении,

    е) - зависимость оптической силы тонкой линзы от главного фокусного расстояния,

    ж) - зависимость импульса фотона от длины волны излучения.

    Формулы з) - к) могут быть использованы при изучении квадратичной функции:

    з) Eкин = - кинетическая энергия физического тела,

    и) - энергия заряженного конденсатора,

    к) P = I2R - мощность электрического тока.

    При повторении тригонометрических функций  полезно обратиться к формулам л) - о):

    л) x = Asin(ωt + φ0) - уравнение гармонического колебания,

    м) F = IBlsinα - закон Ампера,

    н) Fл = qBυsinα - сила Лоренца,

    о) Ф = ВScosα - магнитный поток.

    В процессе реализации межпредметных связей курсов математики и физики возникают трудности:

    1. Физические понятия, используемые на уроках математики, не всегда своевременно сформированы в курсе физики, и наоборот: математики не всегда своевременно знакомят с понятиями и действиями, необходимыми для курса физики.

    2. В курсе физики применяют такие математические понятия, которые в рамках учебной математической программы вообще не вводятся.

    3. Несогласованность терминологии и обозначений в курсах математики и физики.

    Рассмотренные приемы - всего лишь несколько способов реализации межпредметных связей курсов физики и математики.

    При изучении простых механизмов и машин  показываю плакат по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Учащиеся называют использованные при строительстве приспособления (рычаг, блок, ворот и др.), собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принципы работы. Говорю, что следует различать полезную и затраченную работу, и прошу сравнить эти работы в каждом конкретном случае. Рассмотренный пример иллюстрирует межпредметные связи курсов физики  и истории.

    При изучении механизмов проводимости электрического тока в различных средах полезно использовать знания учащихся из курса химии для объяснения разной электропроводности металлов.

    Взаимосвязь с биологией я реализую так:

    при изучении диффузии использую пример из ботаники, а при прохождении звуковых и световых явлений - материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека).

    При изучении темы «Тепловые явления» можно  предложить заслушать отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

         «На месте славного побега

         Весной растопленного  снега

         Потоки мутные текли

         И рыли влажну грудь  земли…»

    Потом задать вопросы:

    О каком тепловом процессе идет речь в данном отрывке?

    При какой температуре тает снег?

    Как называется эта температура?

    Так осуществляется межпредметная связь физики и литературы.

    Мы  рассмотрели различные способы реализации межпредметных связей. Хотелось подчеркнуть, что эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.

Информация о работе Самообразование педагога