Самообразование педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:15, доклад

Краткое описание

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

ОТЧЕТ ПО ПЛАНУ САМООБРАЗОВАНИЯ 

Совершенствование качества обучения и воспитания в  средней школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно  расти, и в этом случае эффективность  различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. 
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Самообразование учителя есть необходимое условие  профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет  предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

  Каковы же мотивы, побуждающие учителя  к самообразованию  : 
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации 
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. 
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. 
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» 
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. 
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. 
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 
• Интерес. Учиться просто интересно  
Направления самообразования учителя : 
• Профессиональное (предмет преподавания) 
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) 
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) 
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) 
• правовое 
• эстетическое (гуманитарное)    
• политическое 
• информационно-компьютерные технологии 
• охрана здоровья 
• интересы и хобби 
• ... 
  Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями. 
Источники самообразования. 
В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
• Телевидение 
• Газеты, журналы 
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) 
• Интернет 
• Видео, аудио информация на различных носителях 
• Платные курсы 
• Семинары и конференции 
• Мастер-классы 
• Мероприятия по обмену опытом 
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты 
• Курсы повышения квалификации 
• Путешествия 
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. 
Формы самообразования учителя 
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей. 
Составляющие процесса самообразования учителя: 
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? 
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения 
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом 
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности 
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики 
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни 
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры. 
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя
• Систематический просмотр определенных телепередач 
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий 
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы 
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий  
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы 
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег 
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами 
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов 
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики 
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации 
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег 
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету 
• Изучение информационно-компьютерных технологий 
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету 
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете. 
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста. 
• … 
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования: 
  Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) 
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ) 
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования 
• разработка новых форм, методов и приемов обучения 
• доклады, выступления 
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей 
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии 
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям 
• создание комплектов педагогических разработок 
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

 
Продуктивность  процесса самообразования : 
 
Самообразование педагога будет продуктивным, если: 
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.  
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.  
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.  
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.  
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.  
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. 
 
  Организация процесса самообразования 
 
Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются : директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей. 
 
Тема, над которой работает учитель. 
 
Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной , случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. Итак темы: 
• Дифференцированное обучение узбекскому языку 
• Система блочного тестирования на уроках математики 
• Работа с одаренными детьми 
• Интегрированные уроки литературы 
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики 
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории 
• Игровые моменты на уроках математики 
• Развитие культуры речи на уроках литературы 
• Интерактивные методики в начальной школе 
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии 
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»  
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах 
• Опережающее обучение 
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах 
• …. 
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

 
Личный план самообразования  учителя 
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: 
• название темы 
• цели 
• задачи 
• предполагаемый результат 
• этапы работы 
• сроки выполнения каждого этапа 
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой 
• способ демонстрации результата проделанной работы 
• форма отчета по проделанной работе 
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Физика –  наука о природе. Знание её законов  расширяет и углубляет знания по химии, биологии, астрономии, технологии и другим предметам. Физика связана  со всеми изучаемыми предметами в  школе. Например, в 9-м классе тема «Перемещение. Действия с векторами и проекции» идёт как повторение и по физике, и по геометрии. Все задачи на второй закон Ньютона, начиная с 9-го класса, решаются методом проекции, а этот метод изучается только в старших классах. В 11-м классе при изучении темы «Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре» вновь приходится сталкиваться с уравнением для второй производной и его решением. А действия со степенями?.. Всё это заставило меня изучить программы по математике, биологии, химии, трудовому обучению и другим предметам и попытаться создать единую систему межпредметных связей.

Физика нужна  учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой  профессии человек мог стать  мастером своего дела. При поступлении  в медицинский институт не надо сдавать  экзамен по физике, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и усилителях высокой и низкой частот. Агроному нужна физика, чтобы понимать, на каких почвах лучше прогревается земля, знать механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц.

Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, учащиеся ушли далеко от физики, но, делая археологические раскопки, исследуя горные породы, они используют закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли, а юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.

Сейчас много  внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов  общества – растить таланты. Но без  знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.

Предлагаемая программа преследует следующие цели и призвана решить следующие задачи:

– служить основой  для формирования научного миропонимания;

– прививать  интерес к изучению предметов  естественно-математического цикла;

– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;

– формировать  основы естественнонаучной картины  мира и показать место человека в  ней;

– знакомить  с применением физических законов  в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;

Программа должна: по возможности охватить материал всех основных разделов курса физики; обеспечить доступность изучаемого материала; обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать  с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.

7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

Литература 
 
 
 
 
 

  Главная   ИД «Первое сентября»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПОДПИСКА

  • Цветной журнал с электронными приложениями
  • Бумажные и электронные версии
  • Скидки для постоянных подписчиков

Оформить подписку

№14 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером. 
Вы можете скачать его бесплатно.

 

Элективный  курс "Внедрение  межпредметных связей на уроках физики"

Сергеева Вера Евгеньевна, учитель физики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики  

Введение

1. Исходная ситуация.

Все дети в школе, в классе имеют индивидуально-психологические качества. Делятся на левополушарных и правополушарных, в большей мере на гуманитариев и детей с техническим (математическим) складом ума.

И именно у детей, отдающих предпочтение истории, литературе, биологии, географии – гуманитарным предметам – снижается интерес к техническим наукам, иногда они вообще перестают учить трудно дающийся им предмет, исключают его из своего поля зрения, мотивируя это тем, что в дальнейшем им это не пригодиться, так как они выбирают гуманитарное профильное обучение.

А у учеников, полностью занятых техническими предметами и планирующими в дальнейшем поступать в технические ВУЗы, снижается интерес к гуманитарным предметам.

Передо мной встала задача объединить и заинтересовать детей с различной психологической направленностью. Стимулировать у одних интерес к изучению физики, у других – интерес к гуманитарным предметам. Преодолеть узконаправленное понимание физики как науки. Создать условия, при которых можно глубже видеть связь между различными предметами, сообщение новых знаний, повысить качество обучения.

Прочитав элективный курс ученикам 9х классов, стоящим перед выбором профильного обучения, многих удалось заинтересовать изучением именно физики, и таких новых наук, как астрофизика, биофизика, геофизика, агрофизика, космонавтика, экология.

Содействовать развитию любознательности, интереса к овладению знаниями, творческих способностей, интеллектуальных умений, вызвать положительную мотивацию  к учению.

Основным вопросом организации профильного обучения в настоящее время является определения структуры и направления профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать не только стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (что ведет к созданию большого числа различных профилей), но и ряд факторов, сдерживающих такую дифференциацию образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и т.д.

В отличие от привычных моделей школ с углубленным  изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются  по углубленным программам, а остальные на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых для завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Концепция деятельности.

I. Пояснительная записка. 

Современный этап развития нации характеризуется возрастающей связью и взаимопроникновением наук, и особенно связью физики с другими отраслями знаний. Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы имеют решающее значение для всех естественных наук.

Систематическая связь учебных дисциплин убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что они не оторваны друг от друга, а с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир; совокупность полученных ими результатов даёт нам общее представление о мире.

Знания, полученные на уроках физики, применяются на уроках алгебры, геометрии, химии, биологии, географии, астрономии. Даже такие гуманитарные предметы как история и литература знакомят учащихся со многими вопросами, общими для физики, но освещают их с иных точек зрения.

Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом  явлений природы и их научным  объяснением. Чтобы физические понятия были хорошо усвоены учащимися, необходимо иллюстрировать их материалом из окружающей действительности – природы быта, наук, изучаемых в школе. В связи с этим, межпредметная связь между школьными дисциплинами имеет принципиальное значение – она состоит в развитии мышления учащихся, обеспечивает формирование цельного представления о явлениях природы, делает знания более глубокими, повышает интерес к изучению физики. Глубокая связь физики с другими науками вызвана появление новых отраслей знаний: астрофизики, биофизики, геофизики, космонавтики, агрофизики.

II. Цели и задачи  проведения курса.

  1. Изучение одних предметов способствует подготовке учащихся к изучению других.
  2. Преемственность в развитии у учащихся научных понятий и выработка у них обобщённых умений и навыков.
  3. Осуществление единого подхода к формированию общих понятий, умений и навыков.
  4. Единство требований к усвоению знаний и овладению общими умениями и навыками.
  5. Широкое использование при изучении одного предмета знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в процессе изучения других учебных дисциплин.
  6. Устранение дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин.
  7. Показ общности методов исследования, применяемых в различных науках и раскрытие их специфики.
  8. Раскрытие взаимосвязи явлений, изучаемых на уроках по различным предметам, показ единства материального мира.
  9. Необходимость единой трактовки научных понятий определений, единых общеметодических требований к процессу обучения: культуре речи, письма, математических вычислений.
  10. Способствует более глубокому усвоению и формированию научных понятий, законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации.

III. Способы осуществления  межпредметных связей.

  1. Обращение к знаниям, приобретенным ранее.
  2. Решение задач, требующих применения знаний, полученных при изучении других дисциплин.
  3. Выполнение экспериментальных работ, требующих комплексного применения знаний.
  4. Проведение экскурсий межпредметного характера.
  5. Повторение обобщающего характера, при которых объединяются в одно целое знания, полученные при изучении различных предметов.
  6. Ознакомление учащихся с историей выдающихся изобретений и ученых.

IV. Планируемые результаты.

  1. Дать учащимся систему знаний, включающую основы физики на современном уровне её развития: описание физических явлений; важнейшие законы; главные физические теории; фундаментальные опыты и факты; сведения из истории физики и об основных открытиях; методы физических исследований и практическое применение рассмотренных связей и закономерностей.
  2. В процессе изучения межпредметных связей обогатить память учащихся, развить их мышление, творческие способности.
  3. Сформировать научное мировоззрение учащихся, которое как раз и включает в себя раскрытие связей между явлениями и законами природы.
  4. Осуществить политехническое образование учащихся, научить применять физические явления в технике и практической жизни людей, подготовить к выбору профессии.

Выводы

Элективный курс был опробирован на учениках 9х классов УСОШ №4 г. Удомля качестве предпрофильной подготовки в количестве 18 часов.

Курс посетило 20 человек из четырёх девятых  классов, из них 8 человек собираются в физико-математический класс, 6 человек  – в химико-математический, 6 человек  – в экономико-правовой класс.

Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты.

Планирование

1. Связь курсов физики  и математики (алгебры).

Современная физика развивается в тесной связи с  математикой. “Математика – это  не только язык физики, это язык и  логики вместе”. Математические методы широко используются в физике как для обработки опытного материала, так и для обработки теории.

Межпредметная связь между школьными курсами  физики и математики содержит большие  возможности в деле повышения  научного уровня преподавания каждой из этих дисциплин. Поэтому взаимосвязь между ними необходима с самого начала их изучения. При этом важно стремиться к тому, чтобы одни и те же научные понятия, используемые в физике и математике, получали бы согласованную, взаимно дополняющую трактовку.

Среди многих вопросов методики обучения физике, которые могут быть успешно решены только в тесной связи с изучением математики, играют большую роль следующие понятия:

  1. Функциональной зависимости. (Приложение 1)
  2. Понятие вектора. (Приложение 2)
  3. Прямая и обратная зависимость. (Приложение 3)
  4. Запись численного значения величины, используя степень числа 10. (Приложение 4)
  5. Приближённые вычисления (Приложение 5)
  6. Производная. (Приложение 6)
  7. Разложение произведения на множители. (Приложение 7)
  8. Решение систем уравнений. (Приложение 8)

2. Связь курса геометрии  с курсом физики.

Весьма существенное влияние курса геометрии оказывает  на курс физики через геометрическую и теоретико-множественную символику. Например, А также через использование формул и теорем. (Приложение 9)

3. Связь курса физики  с химией.

Физика и химия часто взаимно дополняют друг друга, т.к. на уроках по этим предметам одни и те же явления и процессы рассматривают с разных сторон.

К числу важнейших  общих для физики и химии понятий  относятся понятия вещества, массы, веса, энергии.

Важностью межпредметной связи является изучение одних и тех же теорий – молекулярно кинетической и электронной теории строения вещества. (Приложение10)

4. Связь курса физики  с биологией.

Связь физики с  биологией древняя и плодотворная. Можно назвать немало выдающихся физиков, внесших свой вклад в развитие биологии, и естествоиспытателей, открывших фундаментальные физические законы.

Это всемирно известный  физик Гельмгольц, врач Майер, ботаники К.А.Тимирязев, Броун.

Связь физики с  биологическими науками особенно расширилась  в последние десятилетия, когда  возникли такие науки, как биофизика, агрофизика, бионика.

При изучении биологических  дисциплин учащиеся используют физические понятия как теплота, температура, свет, влажность. (Приложение11)

5. Связь курса физики с географией (природоведением).

При изучении географии  учащиеся получают представление о  движении, форме и размерах Земли, о строении атмосферы, способах измерения атмосферного давления, об образовании ветров, об использовании энергии. Всё это может найти отражение в физике. (Приложение12)

6. История.

Здесь рассматриваются  вопросы развития орудий труда, процесс  развития производительных сил и  производственных отношений, развитие культуры, техники и науки, историческая характеристика эпохи и её выдающихся деятелей, в том числе и учёных физиков.(Приложение13)

7. Связь курса физики  с литературой.

Данная взаимосвязь  на уроках физики выражается прежде всего  в использовании примеров из художественной и научно-популярной литературы или  фольклора, образно описывающих то или иное физическое явление, историческую обстановку, образ учёного и т.д. (Приложение14)

8. Астрономия.

  1. Закон всемирного тяготения

    Он перестают  быть “земным” и выступает как  важный космический фактор.

  1. Солнце – плазма.

    Термоядерные  реакции звёзд.

  1. Спектры и спектральный анализ.

    При помощи спектрального анализа определён химический состав звёзд, планет, температура, давление и т.д.

  1. Искусственные спутники и космические скорости. Сила тяжести на других планетах.
  2. Гравитация, невесомость, перегрузки.

Литература

  1. Дягилев Ф.М. из истории физики и жизни её творцов: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986.
  2. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: для учащихся 7-9 классов средней школы / Сост. И.Г. Кириллова. 2-е изд., перераб. М.: просвещение, 1986.
  3. Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 7-9 кл. М.: Просвещение, 1988.
 

Поделиться

 
© 2012 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53

Поделитесь с  друзьями

Я.руВКонтактеОдноклассникиTwitterFacebookМой МирLiveJournalЯндекс

Приложение14.

 

      Интересен приём, заключающийся в том, что  с точки зрения физики оценивают  и разбирают научную достоверность  и правильность описания в литературе тех или иных физических явлений.

  1. В романе английского писателя Уэллса «Человек невидимка» герой романа изобрёл способ сделать прозрачными все ткани человеческого организма. Человек станет прозрачным и обладающим также оптической плотностью, что и окружающий воздух. Тогда отражения и преломления света на границе человеческого тела с воздухом не будет, и глаза перестанут преломлять световые лучи, и, следовательно, никакого изображения на сетчатке глаза возникать не будет. Значит, человек невидимка будет слепым!

      Герберт Уэллс не учёл этого обстоятельства и потому наделил своего героя  нормальным зрением.

  1. …Лебедь рвётся в облака

                        Рак рвётся в облака,

                        А Щука тянет в  воду.

      Перед нами механическая задача на сложение нескольких сил, действующих под  углом друг к другу. У Крылова  равнодействующая сила равна нулю –  а воз и ныне там.

      

      Так ли это на самом деле? Оказывается, равнодействующая сила увлекает воз  в реку, и сдвинуть воз с места, и сдвинуть воз с места, тем  более что вес воза уравновешивается силой тяги лебедя.

  1. «Мнение, будто наука и поэзия противоположны друг другу, - чистое заблуждение. Напротив того, наука открывает целые царства поэзии, там, где для ума научного всё пусто». Г. Спенсер.

      Существует  внутренняя связь между поэтическим  восприятием природы и её научным  описанием, взаимообогащением науки  и искусства.

      О Солнце.

              Среди поля голубого

Информация о работе Самообразование педагога