Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:15, доклад
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тут ходит
Землю матушку обходит
Светит весело в оконце,
Ну,
конечно это – Солнце.
И ветер, играя листвою
Смешал золотые берёзки,
И солнечный луч как живой зажёг задрожавшие блёстки,
И лужи налил синевой.
И.Бунин.
О радуге.
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила
Другим за облако ушла –
Она пол неба обхватила
И в высоте изнемогла
Ф.И.Тютчев.
Там разноцветною дугою
Развеселяясь, нередко дивы
На тучах строят мой красивый
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.
М.Ю.Лермонтов
Северное сияние.
Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его коробке ледяной
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображённая в цвета…
М.А.Дудин.
Радуга.
Солнце вешнее с дождём
Строят радугу вдвоём
Семицветный полукруг.
Из семи широких дуг
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счёта
Поднебесные ворота.
С.Я.Маршак
Луна.
Багряная печальная луна
Висит вдали, но степь ещё темна
Луна во тьму свой тёплый отблеск сеет
И под болотом красный сумрак реет.
И.А.Бунин.
Звёзды.
Так много звёзд теснится в раме
Меж переплётами окна
Они сверкают вечерами,
Как золотые письмена
С.Я.Маршак
Физики-лирики.
Птица в небе парит и в песок упадает и травой прорастает
Видно, чем-то похожа на камень вода
И в далёком родстве светлячок и звезда.
Что всё это роднит?
Облака и гранит, человека и звёзд и птиц?
Сложен
мир из мельчайших частиц!
Земля и небо, ты и я, трава, песок и снегопад.
И ядер атомный распад, и Солнца свет и блеск луны
В таблице той заключены
И сложилась в ней и простота
Вселенной нашей красота
Определить, какое физическое явление и какая закономерность лежит в следующих произведениях А.С.Пушкина.
Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Смеркалось; на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар
Едва за блюдечко взялись…
Почему девицы собирались пить чай из блюдец, а не из чашки?
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу к утренним лучам
Определить тип двигателя пушки. Почему при выстреле она грохочет, а дым «кругами всходит к небесам»?
Творец, поддержанный тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой
О какой системе строения мира идёт речь? Когда и кем это система была создана, кем опровергнута?
Пословицы как качественные задачи по физике.
Появившись в глубокой древности, пословицы представляют собой устный свод бытовых, социальных правил жизни. В них отражены природные явления и физические законы.
Например, пословицы, связанные с тепловыми явлениями: «Много снега - много хлеба». Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания.
Поговорки, в которых говориться о таком явлении как смачивание: «Сухим из воды», «Как с гуся вода».
Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства материалов: «Куй железо, пока горячо».
Физический смысл пословиц: «Коси коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Здесь роса выполняет роль смазки для уменьшения трения.
«Ударь обухом в дерево, дупло само скажется». В пословице речь идёт о резонаторах для усиления звуковых колебаний.
«Как аукнется, так и откликнется». Пословица говорит о явлении эха.
У новогодней ёлки, дома,
Под шум веселья, как всегда,
Я полюбил законы Ома
И
точку таяния льда.
И двигатель четырёхтактный
В моей груди стучит давно –
Сперва – туда, потом – обратно,
Напоминая
цикл Карно.
И в конденсаторе ладоней
Я проношу сосуд с водой,
И миллион молекул стонет,
Стучась
о стенки головой.
Сияют радугой селёдки,
Искриться под рукою кот,
И замыканием коротким
Трясётся
в пляске хоровод.
Клянусь своим дефектом массы,
Что не забуду никогда
Тебя, Снегурочка из класса,
Тебя, тяжёлая вода.
Архимед (287-212 гг до нашей эры) – древнегреческий учёный, физик и математик. Установил правило рычага, открыл закон плавания тел. Погиб при осаде римлянами Сиракуз.
Герон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона и весила столько, сколько было отпущено на неё золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими металлами, более дешёвыми. Архимеду было поручено, не ломая короны, узнать, есть ли в ней примеси.
Архимед взвесил корону в воздухе, затем в воде. По разнице в весе он рассчитал выталкивающую силу, равную весу воды в объёме короны, он мог уже вычислить её плотность, определил, что в короне были примеси.
Мастер был наказан, а наука обогатилась замечательным открытием. Задача о золотой короне побудила Архимеда заняться вопросом о плавании тел. Результатом этого было сочинение «О плавающих телах», которое дошло до нас.
Пифагор, наблюдая за сменой фаз Луны, доказал, что она круглая, а не плоский диск.
Евклид (III в. до н.э.) сформулировал закон прямолинейного распространения света.
Аристотель (IV в. до н.э.), наблюдая солнечные и лунные затмения, пришёл к выводу, что Земля имеет форму шара.
В начале IV в. до н.э. грузинская царица долгое время тщетно склоняла царя принять христианскую веру. Царь колебался и долго откладывал своё решение.
Однажды во время охоты день неожиданно начал меркнуть, и насмерть перепуганный царь со свитой пришёл в неописуемое отчаяние. В трепетном страхе вспомнил он чудесное имя Христа и стал горячо молиться о ниспослании ему спасения. День вскоре просиял, и царь благополучно возвратился домой.
После этого случая, гласят летописи, православное христианство распространилось по всей Грузии. Грузия стала православной страной за шесть с лишним веков до крещения Руси.
Симон Лаплас – французский физик, астроном, математик был одним из преподавателей Наполеона Бонапарта в военной школе. На великого завоевателя он произвёл такое впечатление, что, придя к власти, Наполеон назначил его министром внутренних дел.
Бенджамин Франклин участвовал в составлении «Декларации независимости» США. Из своих 84 лет он только 7 лет занимался физикой. За это время он многое успел сделать в науке: ввёл понятия положительное и отрицательное электричество, батарея, конденсатор. Проводники, заряд, разряд, обмотка. Главным его изобретением стал громоотвод – открытие электрической природы молнии.