Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:15, доклад
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Задача6. Тело движется по окружности радиуса R=5см. Найти путь, пройденный телом.
Путь, пройденный телом – это есть длина окружности .
.
Задача7. Найти путь, пройденный телом.
Это будет площадь, ограниченная фигурой.
.
Пловец, скорость которого относительно воды переплывает реку, двигаясь перпендикулярно течению реки, скорость которой . Какова скорость пловца?
Относительно берега.
Часто в формулах используется значение .
Формула кинетической энергии:
Математика
требует выполнять все
, , - делимое, - делитель, - частное. Чтобы найти делимое, нужно делитель умножить на частное. .
Поступательное движение представляет собой параллельный перенос, характеризуемый вектором перемещения
, , .
Векторная форма уравнений в сочетании с рисунком раскрывает физическую ситуацию в задаче. Эта форма облегчает алгебраическую запись уравнения движения или условия равновесия.
Сложение векторов.
Если физическая величина имеет направление, то – это вектор, если нет – это скаляр. Векторные величины: путь, скорость, направление; скалярные: время, давление.
Задача. Даны две силы, направленные под углом друг к другу. Найти равнодействующую.
Способы задания функций – таблицей, графиком, формулой.
Математические функции в курсе физики.
Математическая
функция |
||||||
Физические
формулы вида этой функции |
при |
Изучаются функции вида , . Координаты точки являются функцией времени - кинематическое уравнение движения точки.
Задача. Записать в координатной форме уравнение - зависимость скорости от времени, построить график.
=1м/с, a=2м/с
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 |
Введение
В истории научного естествознания несколько столетий продолжался период дифференциации наук, при котором предметы научных исследований были строго разграничены. Химики исследовали только состав и свойства химических веществ; физики сначала изучали макроскопические и физические свойства тел, а позднее их энергию; геологи земную кору; биологи – морфологию и разнообразие живых организмов; астрономы – отдельные тела Вселенной. Ограниченность предметов познания позволяла каждой науке исследовать их более или менее детально, но преимущественно с внешней стороны, не проникая во внутреннюю структуру и сущностные закономерности, не замечая взаимовлияния тел, процессов и явлений природы, объективно существующего между телами и явлениями природы. Эта
разобщенность создавала В результате интегративного подхода к научному знанию возникли новые научные дисциплины: физическая химия, химическая физика, биохимия, биофизика, геохимия, геофизика, астрофизика, радиоастрономия и другие. Эта картина зеркально отражается и в учебных естественнонаучных дисциплинах. Причем если дифференциация науки достаточно глубоко повлияла на школьные предметы, то ее интеграция довольно слабо отразилась в учебниках, задачниках и методической литературе. Пока не удается в учебных курсах добиться тесной взаимосвязи в изложении естественных дисциплин, хотя ее образовательная и воспитательная значимость очевидна. Вопросы интеграции предметов привлекли и мое внимание. Основная
часть 1. Реализация межпредметных связей по линии «математика – физика»
Мощный
аппарат современного школьного
курса математики должен быть максимально
использован в физике, а богатый
фактический материал курса физики
должен служить одним из рычагов формирования
математических представлений. Понятие
функции играет в физике исключительно
важную роль. Эйнштейн писал: «Чтобы сделать
количественные выводы мы должны использовать
математический язык… и если мы хотим
сделать выводы, которые можно сравнить
с результатами экспериментов, нам необходима
математика как орудие исследования».
Математические функции в курсе физики
Темы интегрированных
алгебра-геометрия и физика: «Графическая
интерпретация равномерного движения»,
«Изучению уравнений графиков равноускоренного
движения», «Решение физических задач
с использованием тригонометрических
функций», «Решение задач по геометрической
оптике, используя геометрические теоремы
о подобии треугольников, равенстве углов»,
«Векторный язык в курсе физики», «Язык
дифференциального исчисления при изучении
гармонических колебаний», «Использование
свойств тригонометрической и показательной
функции», «Использование интегрирования
при решении ряда задач (радиоактивный
распад, поглощение излучений, работа)»
и другие уроки. 2. Реализация межпредметных связей по линии «химия – физика»
Взаимосвязь
с химией реализую на уроке
«Строение вещества» в седьмом
классе. Ученики получают первые
знания о зависимости свойств элементов
от их порядкового номера, знакомятся
с Периодической системой Д. И. Менделеева.
На уроке в десятом классе «Проводимость
электрического тока» использую понятие
о принадлежности к группе элементов Периодической
системы для объяснения разной теплопроводности
различных материалов. Уроки «Законы электролиза
Фарадея», «Кристаллы и кристаллическая
решетка», «Строение атома», «Опыт Резерфорда»,
«Ядерные реакции», «Сгорание топлива»,
«Химическое действие света, фотография»
связывают физические и химические знания.
3.
Реализация межпредметных
связей по линии
«биология – физика» Взаимосвязь
физики с биологией реализую при
изучении диффузии, на этом уроке привожу
примеры из ботаники. При прохождении
звуковых и световых явлений – материал
из зоологии и анатомии (в частности, о
строении уха, глаза, световом восприятии,
особенностях зрения рыб и человека). «Изучение
фотосинтеза» - интегрированный урок физики,
биологии и химии. На этом уроке показываю
связь жизни растительного организма
со светом, процесс образования органических
веществ из воды и диоксида углерода при
участии света в хлоропластах листа. 4.
Реализация межпредметных
связей по линии
«география –
физика» Взаимосвязь физики с географией и экологией реализую на уроках: «Атмосферное давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их значения», «Пути решения экологических проблем», «Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый экран нашей планеты». В девятом классе в конце учебного года проводится интегрированный урок – конференция «Магнитное поле Земли и других планет», для проведения урока приглашаются учителя географии и биологии, учащиеся заранее готовят сообщения. План урока следующий: 1) Вступление. 2) Устный журнал: Первая страница: «Компас указывает на…». Вторая страница: «Загадочная невидимка (о магнитном поле Земли и его природы)». Третья страница: «Магнитное поле Земли и климат». Четвертая страница: «Будь здоров» (о влиянии магнитного поля на человека и животных). Пятая страница: «Космические аппараты рассказывают…» (об исследовании магнитного поля Земли и других планет) 3) Заключение «Подумай!». Самостоятельная работа, выполнения тестов. 4) Домашнее
задание. Составить кроссворд по теме
урока. 5.
Реализация межпредметных
связей на внеклассных
мероприятиях. Опыт показывает,
что большой интерес у На своих
уроках часто использую стихи,
призываю к беседе физиков
и лириков, беру эпиграфом к
уроку. Ученики обычно Заключение «О, физика, наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть будет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познание всего в подлунном мире, Тогда лишь будет ум и глаз остер И
знанья человеческие шире».
(М. Алигер) |
| ||||||
| ||||||
|
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ
СВЯЗИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Недведская Людмила Фёдоровна
cредняя
общеобразовательная
школа № 4 г. Могилёва,
учитель физики, руководитель
методического объединения
учителей естественного
цикла
Межпредметные связи в школьном обучении - это дидактический эквивалент междунаучных связей.
Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных занятий, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.
Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала. Учащиеся с удовольствием иллюстрируют примеры физических закономерностей, используя знания из биологии, географии, истории, математики и т.д. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокому пониманию материала.
Математический
Одна из наиболее важных характерных черт современной физики состоит в том, что выводы, сделанные из исходных идей, имеют не только качественный характер, но и количественный характер; чтобы сделать количественные выводы, мы должны использовать математический язык. И если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнивать с результатами эксперимента, нам необходима математика как орудие исследования. Английский физик П.Дирак писал: «Физический закон должен быть математически красивым».
Математика многое дает физике. Так, язык дифференциального и интегрального исчислений открывает большие возможности для более строгого определения ряда физических величин, записи физических законов (второго закона Ньютона, закона электромагнитной индукции и др.), формул, выражающих суть отдельных физических понятий (ЭДС индукции; силы тока, возникающего в рамке, вращающейся в магнитном поле, и др.).
Перед изучением графической интерпретации равномерного прямолинейного движения прошу учеников записать на доске уравнение y=4+6x и вспомнить из курса алгебры следующее:
Какую зависимость представляет данное уравнение?
Как линейная зависимость y=f(x) выглядит графически?
После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y = 4 + 6x и «физическое» x = x0 + vхt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру, ученики легко сами приходят к выводу, что выражение: x = x0 + vхt - линейная функция, что время t служит аргументом, а координата x - функцией.
Далее ученики записывают на доске частные случаи равномерного прямолинейного движения при а) x0 = 0, б) x0 > 0, в) x0 < 0? г) v < 0, а затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.
В начале решения физических задач с использованием тригонометрических функций на доске вычерчиваем прямоугольный треугольник, обозначаем его стороны и углы и вместе с учениками, повторяем, что такое sinα, cosα, tgα, ctgα, записываем на доске формулы нахождения катетов и гипотенузы. Эта запись в течение всего урока помогает ученикам.
При решении задач по геометрической оптике очень полезно вспоминать геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов.
Аналогичная работа целесообразна и при изучении уравнений и графиков равноускоренного движения υ = f(t), x = f(t).