Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:57, реферат
Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более, чем очевидной. Современный этап развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и результативной составляющих. Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата
С точки зрения сущностной характеристики обновления содержания образовательного процесса новой школы социальная эффективность - максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий.
Введение………………………………………………………………………………………….3
Взаимодействие субъектов образовательного процесса………………………………………5
Субъект – субъектные отношения педагога и учащегося…………………………...………...7
Субъект - субъектные отношения педагога и родителя……………………………………….9
Отношения родителей и детей в деятельности педагога - психолога…………………………………………………………………………………….….10
Роль психолога в современном образовательном процессе………………………………………............................................................................13
Заключение…………………………………………………………………………………...…16
Список использованной литературы……………………………………………………….....17
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы школьник чувствовал удовлетворение от общения с ним при выполнении той или иной совместной деятельности, чтобы ученик испытывал глубокие эмоциональные переживания нравственных ценностей, предстающих перед ним в данный момент. Благодаря этому будут создаваться условия для формирования у школьника соответствующей ценностной отношенческой позиции, которую он будет избирать самостоятельно, свободно и осознанно.
Субъект - субъектные отношения педагога и родителя
Отношения педагога и родителей строятся на следующем:
Не поучать, а приглашать к сотрудничеству. Опыт работы в школе показывает, что нередко учителя, предвидя возражения родителей, начинают беседу властным тоном с поучительными «интонациями». Такое начало сразу ставит родителя в позицию обижаемого и вынуждает его защищаться, обвиняя во всем учителя и выгораживая ребенка. Естественно, о сотрудничестве здесь не может быть и речи. Другое дело, если учитель постарается понять чувства родителей проявит доброжелательность и внимание к их точке зрения. Тогда возможна выработка совместных действий для адекватного воспитания ученика.
Находиться в
партнерской позиции с
Показать родителям свое положительное отношение к их ребенку. Психологический контакт возникает сразу, как только учитель показывает, что видит позитивные черты в характере ребенка, уважает его со всеми его достоинствами и недостатками. Когда родители видят дружелюбный взгляд учителя и чувствуют, что он заботиться о благополучии их ребенка, психологические защиты становятся не нужными и возникает сотрудничество.
Вести конструктивный диалог с родителями. Не стараться любой ценой отстоять собственную позицию, а стремиться объединить усилия для изменения ситуации. Обсуждать проблему, а не личностные особенности ученика (личностные особенности – это дело психологии). Учитывать личные интересы родителей; искать совместные варианты. При таком подходе можно разрешить многие проблемы без помощи психолога, хотя квалифицированное руководство последнего увеличивает эффективность и качество такой работы.
Отношения родителей и детей в деятельности специалиста сопровождения (педагога-психолога).
Традиционно главным институтом воспитания и становления личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сегодня, как отмечают многие практические психологи и педагоги, современная семья испытывает много проблем, связанных с родительско – детскими отношениями. Остановимся лишь на некоторых.
Почему взаимное влияние взрослых на детей и детей на взрослых не так благотворно как нам хотелось бы? Отчего общение и взаимодействие с детьми чаще переживается как работа, выполнение обязанности, а не как творческое и радостное сотрудничество? Как бы лучезарно не начиналось какое-либо совместное дело или эпизод жизни, они могут закончиться разочарованием, обидой, раздражением или досадой. Бывает, что финал сотрудничества взрослых с детьми — это ярость и отчаяние. Как правило, эти чувства уводят нас от сотрудничества и приводят к противостоянию и конфликту.
Понятийный аппарат
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно - оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Как правило, в структуре
родительского отношения
Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».
Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).
Родительско - детские отношения, таким образом, - это своеобразные, индивидуальные, эмоционально окрашенные отношения, которые основываются на субъект – субъектном взаимодействии и являются основным фундаментом для развития всех других видов отношений ребенка в последующей взрослой жизни. Доказано учеными (Г.Г.Филиппова, С.Г.Якобсон, В.Сатир, В.Д. Шадриков и др.), что дефицит тепла, уважения, любви к ребенку рождает в нем неуверенность в себе, неуспешность, агрессивность, инфантилизм и многие другие черты, свидетельствующие о его личностной и гражданской незрелости.
В целом, родительско - детские отношения в настоящее время характеризуются: эмоциональной бедностью, однообразным характером, связанным вопросами послушания и дисциплины, отсутствием обмена ценностями, дефицитом общения и тактильных ощущений, отсутствием умений договориться, авторитаризмом и др.
Субъективные причины нежелания играть, пассивности родителей: ориентированность на раннее обучение, недооценка игровой деятельности для всестороннего развития и успешности ребенка в дальнейшем; недостаточный собственный игровой опыт; стереотипность поведения и мышления и др.
Слабые знания психологии ребенка, неумение применять их на практике;преобладание авторитаризма в общении и др.
В результате вышесказанного, современная семья испытывает ряд трудностей: трудности в общении с ребенком: непонимание, душевная черствость и др.; дети скучают по родителям, переживая духовное одиночество; рост числа детей неуправляемых, не умеющих общаться, агрессивных, аутичных, замкнутых. В детском саду и в начальной школе остро стоят вопросы дисциплины и агрессии и др.
Большие возможности для гармонизации родительско-детских отношений заложены в игровой деятельности.
Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение. В игре ребенок проявляет больше произвольности (А.Л.Венгер), сознательно совершенствуются сложные движения, развивается воля и т.п. (А.В.Запорожец, Т.О.Гиневская, З.В.Мануйленко, Д.Б. Эльконин и др.).
Согласно исследованиям ученых - психологов - психологическойосновой социально – нравственного воспитания является процесс воображение(В.Д. Шадриков и др.). Известно, что сензитивный период для развития воображения – дошкольное детство, а для развития творческого воображения –старший дошкольный возраст. Кроме того, наиболее эффективно воображение развивается в игре. Поэтому в настоящее время для личностного развития детей необходимо уделять большое внимание развитию воображения.
Позитивные родительско – детские отношения строятся на понимании. В основе механизма понимания лежит идентификация, которая базируется на воображении. Отсюда следует, что педагогам и психологам нужно начинатьработу с «игрового воспитания» родителей, актуализировать их детский опыт, заинтересовать проблемами игры; возможностями игры для полноценного и успешного развития ребенка понимания его проблем и уважения его интересов, обогатить игровой опыт родителей, научить их играм. В результате в совместной игровой деятельности возникают элементы содружества, сотворчества, так необходимые для успешной социализации в школе и дальнейшей жизни ребенка. Взрослые, играя с ребенком, могут научить:
Родителям же игра дает:
Родителей игра может научить:
Игра научит взрослого быть интересным для ребенка, быть его другом в дальнейшей жизни, что, несомненно, будет способствовать гармонизации родительско – детских отношений.
Роль психолога в современном образовательном процессе.
Администрация, учителя, школьники, их родители и школьные психологи - основные субъекты образовательного процесса и от того, насколько они эффективно общаются, друг с другом во много зависит успешность учебно-воспитательного процесса в школе. В достаточной ли мере понимаются возможности, обязанности и намерения друг друга? Должно ли в полной мере это понимание совпадать?
Учителя часто ожидают от психолога поддержки в конфликтных ситуациях с учащимися и их родителями, иногда они не осознают своих стилей педагогического общения и не стремятся их изменять. Родители, в свою очередь, надеются, что психолог сможет защитить их ребенка от «неприятных» ситуаций со сверстниками и учителями, они, так же ожидают, что психолог окажет им лично профессиональную поддержку в реализации собственных неэффективных воспитательных стратегий в отношении ребенка. Учащиеся в психологе видят зачастую защитника от всех школьных проблем.
Администрация школы стремится контролировать результаты диагностики, что ставит психолога в сложную этическую и правовую ситуацию. Не трудно заметить противоречивость всех вышепечисленных ожиданий. В то же время администрация, учителя, психологи являются членами одной педагогической команды, которая взаимодействует с родителями учащихся и все стремятся к сотрудничеству, цель которого – всестороннее развитие ребенка.
Если администрация школы, психологи, учителя, родители работают на одну цель, но недостаточно согласованно, они не могут эффективно дополнять и использовать взаимный ресурс. Одним из условий согласованноговзаимодействия педагогической команды является целенаправленная координация, регуляция совместных действий и своеобразное взаимодействие друг с другом, включающее оптимизацию системы ожиданий, требований относительно исполнения каждым индивидом его социальной роли. Представления о роли психолога в школе, его возможностях, навыках и умениях у участников образовательного процесса часто носит малоосознанный характер, поэтому психологам целесообразно прояснять ожидания других и своевременно вносить коррективы. Но для начала психологам необходимо и самим четко представлять свои должностные обязанности и способы их реализации с учетом особенностей образовательной среды школы. В должностные обязанности педагога-психолога включены:
осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;
содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;
способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);
оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения; 33
составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);
ведение документации по установленной форме и использованию её по назначению;
участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
Информация о работе Роль психолога в современном образовательном процессе