Роль психолога в современном образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более, чем очевидной. Современный этап развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и результативной составляющих. Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата
С точки зрения сущностной характеристики обновления содержания образовательного процесса новой школы социальная эффективность - максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Взаимодействие субъектов образовательного процесса………………………………………5
Субъект – субъектные отношения педагога и учащегося…………………………...………...7
Субъект - субъектные отношения педагога и родителя……………………………………….9
Отношения родителей и детей в деятельности педагога - психолога…………………………………………………………………………………….….10
Роль психолога в современном образовательном процессе………………………………………............................................................................13
Заключение…………………………………………………………………………………...…16
Список использованной литературы……………………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.00 Кб (Скачать)

Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы школьник чувствовал удовлетворение от общения с ним  при выполнении той или иной совместной деятельности, чтобы ученик испытывал  глубокие эмоциональные переживания  нравственных ценностей, предстающих перед ним в данный момент. Благодаря этому будут создаваться условия для формирования у школьника соответствующей ценностной отношенческой позиции, которую он будет избирать самостоятельно, свободно и осознанно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъект - субъектные отношения педагога и родителя

Отношения педагога и родителей  строятся на следующем:

Не поучать, а  приглашать к сотрудничеству. Опыт работы в школе показывает, что нередко учителя, предвидя возражения родителей, начинают беседу властным тоном с поучительными «интонациями». Такое начало сразу ставит родителя в позицию обижаемого и вынуждает его защищаться, обвиняя во всем учителя и выгораживая ребенка. Естественно, о сотрудничестве здесь не может быть и речи. Другое дело, если учитель постарается понять чувства родителей проявит доброжелательность и внимание к их точке зрения. Тогда возможна выработка совместных действий для адекватного воспитания ученика.

Находиться в  партнерской позиции с родителями. Ни в коем случае учитель не должен занимать позицию «сверху», чтоб не вызвать сопротивление родителей. В то же время вредна и позиция «снизу», так как может привести к манипулятивным действиям со стороны родителей.

Показать родителям  свое положительное отношение к  их ребенку. Психологический контакт возникает сразу, как только учитель показывает, что видит позитивные черты в характере ребенка, уважает его со всеми его достоинствами и недостатками. Когда родители видят дружелюбный взгляд учителя и чувствуют, что он заботиться о благополучии их ребенка, психологические защиты становятся не нужными и возникает сотрудничество.

Вести конструктивный диалог с родителями. Не стараться любой ценой отстоять собственную позицию, а стремиться объединить усилия для изменения ситуации. Обсуждать проблему, а не личностные особенности ученика (личностные особенности – это дело психологии). Учитывать личные интересы родителей; искать совместные варианты. При таком подходе можно разрешить многие проблемы без помощи психолога, хотя квалифицированное руководство последнего увеличивает эффективность и качество такой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношения родителей и детей в деятельности специалиста сопровождения (педагога-психолога).

Традиционно главным институтом воспитания и становления личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Сегодня, как отмечают многие практические психологи и педагоги, современная семья испытывает много проблем, связанных с родительско – детскими отношениями. Остановимся лишь на некоторых.

Почему взаимное влияние  взрослых на детей и детей на взрослых не так благотворно как нам  хотелось бы? Отчего общение и взаимодействие с детьми чаще переживается как работа, выполнение обязанности, а не как творческое и радостное сотрудничество? Как бы лучезарно не начиналось какое-либо совместное дело или эпизод жизни, они могут закончиться разочарованием, обидой, раздражением или досадой. Бывает, что финал сотрудничества взрослых с детьми — это ярость и отчаяние. Как правило, эти чувства уводят нас от сотрудничества и приводят к противостоянию и конфликту.

Понятийный аппарат родительско  - детских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье, детском саду и школе.

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно - оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Как правило, в структуре  родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна. В современной психологии и педагогике описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения:

  • симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).
  • поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка;
  • формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку;
  • непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).
  • сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.
  • авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие  семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения  – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Родительско - детские отношения, таким образом, - это своеобразные, индивидуальные, эмоционально окрашенные отношения, которые основываются на субъект – субъектном взаимодействии и являются основным фундаментом для развития всех других видов отношений ребенка в последующей взрослой жизни. Доказано учеными (Г.Г.Филиппова, С.Г.Якобсон, В.Сатир, В.Д. Шадриков и др.), что дефицит тепла, уважения, любви к ребенку рождает в нем неуверенность в себе, неуспешность, агрессивность, инфантилизм и многие другие черты, свидетельствующие о его личностной и гражданской незрелости.

В целом, родительско - детские отношения в настоящее время характеризуются: эмоциональной бедностью, однообразным характером, связанным вопросами послушания и дисциплины, отсутствием обмена ценностями, дефицитом общения и тактильных ощущений, отсутствием умений договориться, авторитаризмом и др.

Субъективные причины  нежелания играть, пассивности родителей: ориентированность на раннее обучение, недооценка игровой деятельности для всестороннего развития и успешности ребенка в дальнейшем; недостаточный собственный игровой опыт; стереотипность поведения и мышления и др.

Слабые знания психологии ребенка, неумение применять их на практике;преобладание авторитаризма в общении и др.

В результате вышесказанного, современная семья испытывает ряд  трудностей: трудности в общении  с ребенком: непонимание, душевная черствость и др.; дети скучают по родителям, переживая духовное одиночество; рост числа детей неуправляемых, не умеющих общаться, агрессивных, аутичных, замкнутых. В детском саду и в начальной школе остро стоят вопросы дисциплины и агрессии и др.

Большие возможности для  гармонизации родительско-детских отношений заложены в игровой деятельности.

Доказано, что в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, воображение. В игре ребенок проявляет больше произвольности (А.Л.Венгер), сознательно совершенствуются сложные движения, развивается воля и т.п. (А.В.Запорожец, Т.О.Гиневская, З.В.Мануйленко, Д.Б. Эльконин и др.).

Согласно исследованиям  ученых - психологов - психологическойосновой социально – нравственного воспитания является процесс воображение(В.Д. Шадриков и др.). Известно, что сензитивный период для развития воображения – дошкольное детство, а для развития творческого воображения –старший дошкольный возраст. Кроме того, наиболее эффективно воображение развивается в игре. Поэтому в настоящее время для личностного развития детей необходимо уделять большое внимание развитию воображения.

Позитивные родительско  – детские отношения строятся на понимании. В основе механизма понимания лежит идентификация, которая базируется на воображении. Отсюда следует, что педагогам и психологам нужно начинатьработу с «игрового воспитания» родителей, актуализировать их детский опыт, заинтересовать проблемами игры; возможностями игры для полноценного и успешного развития ребенка понимания его проблем и уважения его интересов, обогатить игровой опыт родителей, научить их играм. В результате в совместной игровой деятельности возникают элементы содружества, сотворчества, так необходимые для успешной социализации в школе и дальнейшей жизни ребенка. Взрослые, играя с ребенком, могут научить:

  • смотреть на себя со стороны глазами других людей;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения;
  • делать свои желания, свои действия понятными для играющих;
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремления не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.

Родителям же игра дает:

  • мощный психотерапевтический эффект;
  • складываются и отрабатываются художественные и артистические способности;
  • развиваются способности к эмпатии и идентификации;
  • возможность быть ближе и понятнее детям и др.;
  • развиваются коммуникативные и организаторские способности и др.

Родителей игра может научить:

  • разговаривать на языке ребенка, преодолевать чувство превосходства, оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
  • открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • любить и принимать детей такими, какие они есть.

 Игра научит взрослого  быть интересным для ребенка, быть его другом в дальнейшей жизни, что, несомненно, будет способствовать гармонизации родительско – детских отношений.

 

 

 

 

 

Роль психолога  в современном образовательном  процессе.

Администрация, учителя, школьники, их родители и школьные психологи - основные субъекты образовательного процесса и от того, насколько они эффективно общаются, друг с другом во много зависит успешность учебно-воспитательного процесса в школе. В достаточной ли мере понимаются возможности, обязанности и намерения друг друга? Должно ли в полной мере это понимание совпадать?

Учителя часто ожидают  от психолога поддержки в конфликтных ситуациях с учащимися и их родителями, иногда они не осознают своих стилей педагогического общения и не стремятся их изменять. Родители, в свою очередь, надеются, что психолог сможет защитить их ребенка от «неприятных» ситуаций со сверстниками и учителями, они, так же ожидают, что психолог окажет им лично профессиональную поддержку в реализации собственных неэффективных воспитательных стратегий в отношении ребенка. Учащиеся в психологе видят зачастую защитника от всех школьных проблем.

Администрация школы стремится  контролировать результаты диагностики, что ставит психолога в сложную этическую и правовую ситуацию. Не трудно заметить противоречивость всех вышепечисленных ожиданий. В то же время администрация, учителя, психологи являются членами одной педагогической команды, которая взаимодействует с родителями учащихся и все стремятся к сотрудничеству, цель которого – всестороннее развитие ребенка.

Если администрация школы, психологи, учителя, родители работают на одну цель, но недостаточно согласованно, они не могут эффективно дополнять и использовать взаимный ресурс. Одним из условий согласованноговзаимодействия педагогической команды является целенаправленная координация, регуляция совместных действий и своеобразное взаимодействие друг с другом, включающее оптимизацию системы ожиданий, требований относительно исполнения каждым индивидом его социальной роли. Представления о роли психолога в школе, его возможностях, навыках и умениях у участников образовательного процесса часто носит малоосознанный характер, поэтому психологам целесообразно прояснять ожидания других и своевременно вносить коррективы. Но для начала психологам необходимо и самим четко представлять свои должностные обязанности и способы их реализации с учетом особенностей образовательной среды школы. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях;

содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребёнка;

способствование гармонизации социальной сферы учреждения и осуществление  превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

определение факторов, препятствующих развитию личности обучающихся (воспитанников) и принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционный, реабилитационный и консультативный);

оказание помощи обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

проведение психологической  диагностики различного профиля  и предназначения; 33

составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

ведение документации по установленной  форме и использованию её по назначению;

участие в планировании и  разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учётом индивидуальных половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), содействие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

Информация о работе Роль психолога в современном образовательном процессе