Роль психолога в современном образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь и взаимообусловленность образования и общества является более, чем очевидной. Современный этап развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и результативной составляющих. Новая школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности как основного образовательного результата
С точки зрения сущностной характеристики обновления содержания образовательного процесса новой школы социальная эффективность - максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Взаимодействие субъектов образовательного процесса………………………………………5
Субъект – субъектные отношения педагога и учащегося…………………………...………...7
Субъект - субъектные отношения педагога и родителя……………………………………….9
Отношения родителей и детей в деятельности педагога - психолога…………………………………………………………………………………….….10
Роль психолога в современном образовательном процессе………………………………………............................................................................13
Заключение…………………………………………………………………………………...…16
Список использованной литературы……………………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 47.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

Взаимодействие субъектов  образовательного процесса………………………………………5

Субъект – субъектные отношения педагога и учащегося…………………………...………...7

Субъект - субъектные отношения педагога и родителя……………………………………….9

Отношения родителей и  детей в деятельности педагога - психолога…………………………………………………………………………………….….10

Роль психолога в современном  образовательном процессе………………………………………............................................................................13

Заключение…………………………………………………………………………………...…16

Список использованной литературы……………………………………………………….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образование - важнейшая сфера социальной жизни  людей, с одной  стороны, и процесс  становления человека, с другой, следовательно, взаимосвязь  и взаимообусловленность  образования и общества является более, чем  очевидной. Современный  этап развития общества требует обновления  образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения  содержательной и результативной составляющих. Новая  школа – это школа, нацеленная на достижение социальной эффективности  как основного  образовательного результата

С точки  зрения сущностной характеристики обновления содержания образовательного процесса новой школы социальная эффективность - максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий.

В качестве показателей достижения социальных эффектов образования как механизма  развития общества рассматриваются:

  • позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности;
  • создание для личности наиболее комфортных условий жизни;
  • улучшение всех сторон общественных отношений;
  • формирование открытого демократического общества.

Социальная  эффективность образовательных институтов для общества в целом, связанная с обеспечением качества жизнедеятельности сообществ и человека в них, - внешняя эффективность. Именно эти эффекты выражают сущность образования как важнейшего института социализации общества. В свою очередь внутренняя эффективность соотносится с частными эффектами образования, которые могут быть отслежены и определены на уровне субъектов образовательного процесса.

Новая школа  – это, прежде всего, эффективная школа т. е. общеобразовательное учреждение, ориентированное на систему эффектов (социальных результатов) образовательной деятельности.

Проектирование образовательного процесса эффективной школы предполагает:

  • взаимодействие педагога и обучающихся через системно-
  • деятельностный, исследовательский подход в образовании;
  • совместное социально-педагогическое проектирование и успешная
  • самореализация всех участников образовательного пространства.

Личностная  эффективность (эффективность отдельной  личности) является основой социальной эффективности такой школы.

Личностная  эффективность - возможность осуществлять продуктивные действия, которая базируется на таких основных понятиях как осознание своих намерений и целей; управление личными ресурсами (время, здоровье, деньги, эмоции и т. д.); взаимодействие с окружающей средой. Таким образом, эффективность личности – это качество ее взаимодействия с собой и окружающим миром. Иными словами это то, насколько хорошо человек умеет договариваться и сотрудничать с собой и окружающими, достигать поставленных целей и при этом чувствовать себя комфортно и уверенно.

Исходя  из этого, социальной миссией школы в современных социокультурных условиях становится наращивание личностной эффективности субъектов образования.

В качестве цели современного образования определяется развитие личностной эффективности человека, которая понимается как результат реализации системы качеств личности, позволяющих человеку быть успешным в условиях социума.

Таким образом, проблема развития личностной эффективности человека может быть выражена тремя взаимосвязанными линиями: общественные тенденции и потребности; индивидуальные особенности личности и их развитие; успешность деятельности человека в обществе.

С философской  точки зрения, взаимодействие - категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, внутрииндивидных характеристик, а также связей. Это позволяет определить взаимодействие в образовании как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние в образовательной среде как части социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие, различные субъекты и материалы.

Следовательно, эффективность образовательного процесса достигается в многостороннем субъект-субъектном взаимодействии со всеми участниками, когда все его участники являются субъектами этого процесса. При этом развитое педагогическое (субъект-субъектное) взаимодействие взрослых – педагогов, родителей, представителей общественности - создает условия для становления и развития субъектности и самоопределения ребенка как наиболее значимых личностных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие  субъектов образовательного процесса

Субъект – это личность или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. При этом активность понимается как инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и самого себя. Активность личности зависит от мотивов ее поведения и характеризуется надситуативностью. Посредством надситуативной активности преодолеваются внешние и внутренние ограничения – барьеры деятельности.

Следовательно, активным является процесс, находящийся в прямой зависимости от субъекта. При этом позиция субъекта характеризуется наличием устойчивой внутренней мотивации деятельности.

В данном контексте в качестве механизма реализации системы субъект-субъектных отношений выступает диалог как способ передачи культурного опыта в образовании. Диалогическое взаимодействие определяет общую субъект-субъектную направленность образовательного процесса и предполагает наличие специфического межсубъектного пространства, в котором пересекаются индивидуальные смыслы и ценности. Такое пространство способствует возникновению особых ценностно-смысловых отношений на основе принятия всеми участниками образовательной среды друг друга в качестве абсолютных ценностей, что обусловливает их способность диалогического понимания себя во взаимосвязи с другим и миром культуры, в целом.

Выделяют  следующие сущностные и функциональные требования к обеспечению субъектной позиции участников образовательного процесса:

  • содержанием субъект-субъектных отношений должна является система деятельности, позволяющая каждому успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненных ситуациях (в том числе образовательного характера);
  • в контексте субъект-субъектных отношений функции образовательного процесса должны быть ориентированы на развитие образовательных потребностей, интересов и предметных способностей учащихся, позволяющих ему успешно адаптироваться и самореализовываться в жизненных и образовательных ситуациях;
  • в субъект-субъектном контексте необходима организация условий для развития предметных способностей в плане переструктурирования предметного содержания дисциплин таким образом, чтобы оно наряду
  • со знаниями, умениями и навыками, обеспечивало всестороннее развитие личности и системы ее деятельности;
  • организация образовательного процесса должна осуществляться на основе механизма, обеспечивающего постоянную включенность каждого участника образовательного процесса в систему отношений (в том числе коммуникативного характера).

Динамика  развития образовательного процесса, его внутреннее движение, зависит  от того, как складывается характер взаимодействия его участников, какие  взаимоотношения возникают между  ними. Взаимная активность, сотрудничество педагогов со всеми участниками образовательного процесса посредством общения наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие – более широкое понятие, чем  «педагогическое воздействие», «педагогическое  влияние», «педагогическое отношение». Оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип проектирования современной системы образования. В основе эффективного педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни учащихся и субъектности участников образовательного процесса.

Воздействия могут быть прямыми  и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии учащегося как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность учащемуся проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность.

Существенным эффектом педагогического взаимодействия является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Субъект-субъектные отношения педагога и учащегося.

Внутренняя эффективность  образовательной среды школы, участники которой находятся в субъект-субъектном взаимодействии зависит от овладения и реализации педагогами личностно-развивающих стратегий взаимодействия в образовательном процессе. Особенностями таких стратегий являются:

  • отношение к учащемуся как к субъекту собственного развития;
  • ориентация на развитие и саморазвитие личности школьника;
  • создание условий для самореализации и самоопределения личности;
  • установление субъект-субъектных отношений.

Субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося - это особые отношения, при которых педагог и его воспитанник воспринимают друг друга в качестве равноправных партнеров общения. Такое равноправное восприятие вовсе не означает схожести и одинаковости их мнений. Напротив, равноправность позволяет каждому из них иметь свое, отличное от противоположной стороны мнение, а также право как у учителя, так и у его ученика на отстаивание и защиту этого мнения в их диалоге. Благодаря этому у каждого из них появляется возможность для раскрытия и трансляции своего индивидуального «Я» партнеру по общению.

Отсюда следует, что общение  педагога со своими воспитанниками должно совершаться на уровне современных культурных достижений не столько потому, что педагог должен быть примером для своих воспитанников, сколько в силу того, что само взаимодействие с детьми является воссозданием культуры. Каждый педагог как представитель общества, человечества, мира взрослых в каждый момент своего взаимодействия с детьми воссоздает культурный вариант взаимодействия с миром.

Рассмотрение  взаимодействия субъектов предполагает, что педагог всегда общается с индивидуальной и своеобразной личностью, активным участником совместного процесса, являющимся партнером учителя в их общем деле. И хотя партнером педагога может быть и ученик, и родитель ученика, и коллега по работе — каждого из них необходимо рассматривать как собеседника, соучастника, созидателя.

По мнению Л.И.Божович, осознание  себя как субъекта, как самостоятельного «Я» происходит на втором году жизни  ребенка. «Центральным новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система Я» и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому». Затем в трехлетнем возрасте происходит «выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам!»). Позднее, в семилетнем возрасте, у ребенка возникает осознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений» . Следовательно, понятие «субъект» применимо для каждого ребенка школьного возраста и тем более для каждого взрослого человека.

Когда мы говорим о педагогической деятельности, речь должна идти не о том, чтобы сводить смысл каждого педагогического действия только к общению-диалогу, а о том, чтобы отчетливо понимать, в каких случаях можно оптимально использовать простое сообщение, монолог, а в каких наиболее эффективен диалог как непосредственное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Важно, чтобы учитель не рассматривал своих учеников в качестве пассивных объектов приложения своих усилий, а подходил бы к ним как к активным участникам совместного учебного процесса. Тогда любая исходящая от него информация будет приобретать личностный смысл для каждого ученика. Ведь это не просто какая-то абстрактная информация, а информация «для меня». Она исходит не от какого-то безликого источника (например, от динамика), а «от моего» учителя, заинтересованного в том, чтобы донести ее до моего понимания, помочь мне в ее усвоении и применении.

Информация о работе Роль психолога в современном образовательном процессе