Роль и последствия социальных и психологических проблем в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Еще Гиппократ говорил о том, что лечить нужно больного, а не болезнь. То есть, необходим целостный подход к обследованию и лечению больного. Психосоматическими заболеваниями называют физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

Файлы: 1 файл

Роль и последствия социальных и психологических проблем в развитии личности.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Дальнейший клинический опыт привел к пониманию того, что соматические проявления могут не только играть роль симптомов, являясь выражением нереализованных желаний. Их функция может быть иной. Речь идёт об исследовании так называемых "актуальных" (Фрейд) или "вегетативных" (Александер) неврозов. Наблюдаемые при этих заболеваниях вегетативные нарушения не являются символами конфликта между инстинктивной сферой больного и защитой его "Я" в классическом понимании теории неврозов. Они (нарушения), скорее, свидетельствуют об определенной ситуации психической жизни больного, когда должна была, но по какой-то причине не сформировалась определенная психическая деятельность. Место этой деятельности занял органический симптом, взяв на себя его смысл.

Другими словами, соматическое "встроило" в психическое какую-то измененную ("аномальную") свою часть. Можно считать это компромиссом между психе и сомой: соматическая ущербность, которую субъект может сознательно контролировать и, в определенной степени, регулировать, "заполняет" (в силу приобретенного смысла) пустоты в психической деятельности, восстановить которые другим путем субъекту не представляется возможным.

У таких больных нельзя просто "отнять" их симптом, растолковав его смысл, даже если он очевиден аналитику. Их симптом - это часть их психической деятельности и жизни, в целом. Невозможно удалить часть жизни, пусть и представленную в столь неприятной форме как соматическое заболевание. Оставшаяся после "удаления" зияющая рана оказывается неспособной к заживлению. Поэтому З. Фрейд считал таких больных "недоступными психотерапии". Но все не так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Последующие разработки психосоматической проблемы позволили наметить пути терапевтической работы с подобными больными.

Суть терапии состоит в следующем: посредством отношения больного с аналитиком или группой (в условиях групповой терапии или терапии средой) помочь больному настолько укрепить его "я", чтобы оно стало способным заменить соматический симптом адекватным психическим механизмом. Практический опыт работы с такими больными показывает, что необходимо опираться на здоровые части их "Я" не акцентируя внимание на органических проявлениях до определенного времени. Окрепнув "Я" сможет восстановить недостающие компоненты своей структуры и отказаться от "услуг" соматики. Но и в этом случае органические симптомы не уйдут в небытие, а останутся на страже здоровья "Я", готовые в любое время придти на помощь психическому. Даже восстановленному "Я" бывает трудно отказаться от инфантильных защитных механизмов, поскольку качество х действий проверено всем ходом жизни субъекта. Столь краткое представление психосоматической проблемы в психоанализе не претендует на анализ всех тонкостей и сложностей в ней. Мы только обозначили основные положения психоаналитических концепций психосоматических заболеваний.

 

2.3. Соматические проявления психических состояний

Действие психосоциальных стрессов, провоцирующих внутренние конфликты и вызывающих адаптивную реакцию, может проявляться скрытно, под маской соматических расстройств, симптоматика которых схожа с симптоматикой органических заболеваний. В подобных случаях эмоциональные нарушения нередко не только не замечаются и даже отрицаются пациентами, но и не диагностируются врачами. Причины и механизмы формирования того или иного соматического симптома в ответ на психосоциальный стресс могут прослеживаться достаточно отчетливо. Например, тревога прямо связана с адренергическими феноменами: тахикардией, потоотделением и другими. Однако механизмы развития психогенных симптомов часто остаются неясными, хотя, как правило, их связывают с напряженностью, проявляющейся как непосредственно (например, мышечное напряжение), так и в конверсионной форме.

Конверсия – это неосознаваемый процесс трансформации психических конфликтов и тревоги в соматические симптомы. Понятие конверсии традиционно связывается с истерическим (гистрионическим) поведением. Однако в более широком понимании конверсия – это явление, встречающееся у пациентов обоих полов и различных типов личности. Хотя конверсионная симптоматика – клиническая реальность в повседневной работе, она, к сожалению, недостаточно знакома врачам общей практики и редко диагностируется. В результате больные с конверсионными расстройствами подвергаются разнообразным сложным, неприятным, а иногда и опасным обследованиям для обнаружения несуществующих органических соматических заболеваний.

Тревогу и депрессию принято считать выражением психического стресса, проявляющегося нередко в форме соматических расстройств. Когда пациент говорит сразу о множестве расстройств, жалуясь при этом на душевную боль, диагностика обычно не представляет особых трудностей. Но если пациент жалуется на расстройства одной определенной системы, но не сообщает об эмоциональном дискомфорте, то диагностика осложняется. Подобные случаи часто описываются как маскированные депрессии, хотя более подходящим было бы название маскированная тревога. В этих случаях могут выявляться дисфория и такие симптомы депрессии, как инсомния, идеи самоуничижения, двигательная заторможенность, пессимистический взгляд на жизнь. При этом пациент может отрицать снижение настроения. В других случаях тревога и депрессия осознаются, но воспринимаются как нечто вторичное, т.е. как реакция на физическое недомогание.

 

2.4.Психологические реакции на соматическую болезнь

Каждый больной по-своему реагирует на имеющееся у него заболевание, поэтому разумно учитывать следующие особенности; психологическое воздействие хронической болезни, отношение к диагнозу – признание или недостаточное понимание, манеру общения и отношение к врачу. Отношение больных к побочным действиям лекарств тоже широко варьирует.

Улиц с рецидивирующими или хроническими заболеваниями часто отмечается депрессия, нередко утяжеляющая клиническую картину страдания по механизму порочного круга. Постепенное нарастание признаков физического неблагополучия при болезни Паркинсона, сердечной недостаточности или ревматоидном артрите вызывает депрессивную реакцию, еще более усиливающую чувство безнадежности. Здесь улучшению состояния существенно способствуют антидепрессанты.

Особенно труден подход к больным с тяжелыми функциональными дефектами или утратой частей тела (например, при параличе, в результате ампутации или повреждения спинного мозга), В данном случае необходимо уловить часто весьма зыбкую грань между реактивной депрессией, когда необходимо традиционное психиатрическое лечение, и дисфорическими эмоциоными реакциями, пусть резко выраженными, но соответствующими тяжести физического недуга. Дисфорические эмоциональные реакции являются расстройством настроения, своего рода констелляцией горя, утраты моральных сил и ощущения своей «вырванности» из жизни, душевного и физического упадка. Эти реакции плохо поддаются лечению антидепрессантами и психотерапии. Их динамика определяется в основном общим клиническим состоянием больного. Со временем при успешной реабилитации или привыкании больного к своему измененному статусу наступает улучшение. В реабилитационных клиниках часто диагностируют депрессию там, где ее нег, и, наоборот, не распознают, где она на самом деле имеет место. Дифференциальный диагноз в такой ситуации очень сложен. Наиболее существенную помощь окажет консультация врача, имеющего специализацию по психиатрии и большой опыт лечения больных с соматическими расстройствами.

К психосоматическим заболеваниям относится нервная анорексия. Психогенный компонент играет большую роль во многих органических заболеваниях: гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, при инфаркте миокарда, мигрени, бронхиальной астме, язвенном колите, нейродермите и т.д.

Но до сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению и лечению неоднозначно. Представители психоанализа игнорируют органную патологию, акцентируя внимание на интроспекции, толковании ощущений пациента, исходя из психотравм детского возраста. А.И. Введенский и И.П. Павлов считали, что чрезмерные по силе и длительности раздражители изменяют функциональное состояние ЦНС и периферической нервной системы.

В то же время многие исследователи настаивают на комплексном подходе к происхождению и лечению этих заболеваний: групповая и индивидуальная психотерапия, трудотерапия, а также фармакологическое лечение.

Таким образом, нельзя говорить отдельно о психическом и соматическом в медицине: "Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая" (Э.Берн).

 

Заключение

Рассмотрев вопрос о развитии личности с двух позиций- проблема индивидуально-типологических различий и проблема психосоматического здоровья- можно сделать вывод, что понятия и принципы культуры формирует личность в   строго заданном направлении, которое характеризуется определенным, конкретным  психическим состоянием, в рамках которого происходят характерные психические процессы.

При изменении психического состояния личность выходит за рамки конкретной культуры социума. Это глобальное психическое состояние, определяемое  социумом, мы называем типом психики или социальной акцентуацией личности. Следствием этого является  то, что любая личность, любой характер обязательно акцентуированы в той или иной степени, т.е. развиты неравномерно сильно в одной области в ущерб другим (т.е. негармонично).

Именно в результате этого и возникает, по нашему  мнению, те или иные заболевания как следствие недоразвития психических и телесных задатков, заложенных генетически. Все заболевания расплата
за упущенные потенциальные возможности развития психики и тела. В этой связи можно перефразировать известное выражение из Гамлета: «Нет ничего ни полезного, ни вредного, это все политические состояния делают их тем или другим».

      Если мы подойдем к высказанным выше положениям с другой стороны, то неизбежно возникает следующее предположение! "Если тело и психика связаны теснейшим образом и если мы принимаем примат психики над телом (к этому вопросу мы вернемся ниже) то, следовательно, путем изменения психических состояний мы сможем избавиться от тех или иных болезней соматического характера.

Однако, излечившись таким образом от заболевания, характерного для данного социума, мы рискуем  заболеть другим Если только не перейдем в структуру другого социума. Но и это не является гарантией от патологических процессов.

 

Библиографический список

1.       "Психотерапевтическая энциклопедия" (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 1998.

2.         Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965.

3.       В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. Психосоматические расстройства. М., 1986.

4.       Вопросы психологии. - N 3. - 1991.

5.       Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

6.       Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

7.       Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий //  М., 1976.

8.       С. Гроф. “Путешествие в поисках себя”. М, 1994.

9.       Собчик Л.Н. Характер и судьба /введение в психологию индивидуальности/. - М.,

10.        Т. П. Пушкина. Медицинская психология. Новосибирск, 1996.

 

 

 

Приложение

 

Тест

Задача теста: Выявление индивидуально-типологических различий.       Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет  сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий.

 

Инструкция: Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной нструкций на листочках бумаги размером 10х10 см с номерами 1,2,3 - по порядку выполнения".

 

Обработка данных : подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных. Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике.

Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Он символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью.

Круг - это символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость.

Информация о работе Роль и последствия социальных и психологических проблем в развитии личности