Реформы в области просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:23, контрольная работа

Краткое описание

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости.

Оглавление

Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения…………2-4
1). Школа математических и навигацких наук. Морская академия…………5-7
2). Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков…………………………………..7-10
3). Цифирные (арифметические) школы……...…………………………….10-11
4). Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы……………...12-13
5). Архиерейские школы…………………………………………………….13-14
6). Учебная литература………………………………………………………14-17
7). Деятели в области образования:
а) Ф.С.Салтыков………………………………………………………………..17
б) И.Т.Посошков……………………………………………………………...18-19
в) Ф.Прокопович……………………………………………………………..19-21
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………….24-27

Файлы: 1 файл

Кр по педагогики.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

Ф. Прокопович как видный деятель просвещения

Феофан Прокопович (1681 --1736) воспитывался у своего дяди, ректора Киевской академии. В ней будущий общественный деятель основательно изучил русский и латинский языки, по окончании философского класса продолжал образование в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией, риторикой, философией, «римскими древностями». Вернувшись на родину, он стал учителем Киевской академии, а через некоторое время ее ректором и профессором богословия. Прокопович имел обширные знания по литературе, истории, математике, он сумел создать огромную библиотеку, насчитывавшую свыше 30 тысяч книг по различным отраслям знания.  
По поручению Петра I Прокопович написал лучший для того времени букварь «Первое учение отроком». Открытая им в 1721 г. в своем доме школа для сирот и бедных детей «всякого звания»считалась передовой школой того времени. В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо доказывал, что «учение доброе и основательное есть корень всякой пользы обществу», советовал шире распространять грамотность среди населения и устраивать школы во всех епархиях. Для образования духовенства он считал нужным открыть школы при всех архиерейских домах. В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович разработал подробный план устройства высшей духовной школы -- академии, которая, по замыслу, должна была стать прежде всего общеобразовательной школой, открывать воспитанникам дорогу «к разным делам» -- не только к церковным, но и к гражданским. Учиться в академии могли не только дети духовенства, но и других сословий.                                        По предлагаемому им учебному плану академии в ней должны были изучаться семь последовательных циклов предметов:

1) грамматика «купно» с географией и историей;

2) арифметика и геометрия; 

3) логика или диалектика;

4) риторика «купно или раздельно» с поэзией;

5) физика вместе с  краткой метафизикой;

6) политика;

7) богословие.

Новым в учебном плане  было выделение географии и истории  в самостоятельные учебные дисциплины и введение особых циклов математики и физики, изучение политики, сокращение курса богословия с четырех до двух лет. Изучение грамматики, по замыслу автора проекта, вначале соединялось с географией, а потом с историей. Географию надлежало изучать «на карте» и «на глобусе», так, чтобы ученики могли показать, где находится та или иная часть света или государство. Указывая на связь географии и истории, Прокопович писал, что изучать историю без географии -- значит «как бы с завязанными глазами по улицам ходить».               Большое внимание Ф. Прокопович уделил подбору учителей и организации обучения. Он считал, что приступая к учению, преподаватель должен вызвать интерес учащихся к науке, рассказать кратко, но ясно, «какая сила есть настоящего учения» и «чего хочем достигнуть через сие или иное учение». Важно, чтобы ученики видели «берег, к которому плывут», и охотнее брались бы за дело. Будучи сторонником строгого порядка и организации жизни учащихся, Прокопович рекомендовал составить «устав, что надлежит знать и делать ученикам по дням и по часам». Академия должна была иметь библиотеку для учеников и посторонних «охотников чтения».                                                                                                                                   При академии предлагалось открыть среднее учебно-воспитательное, заведение -- семинарию. За семинаристами предлагалось установить строгий надзор, чтобы они хорошо вели себя и прилежно учились. Он предлагал организовать для учащихся разумное времяпрепровождение и полезные развлечения: проводить игры в саду и в помещении; организовать чтение книг -- «историй воинских», повестей «о мужах, во учении просиявших», «о древних и нынешних философах, астрономах, риторах, историках»; устраивать диспуты, приучающие молодых людей красиво излагать свои мысли и пробовать свои силы в «сочинительстве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы  при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные  учебные заведения. Среди них  выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.

В течение длительного  времени Петр I вел разнообразную  деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Из указов Петра І об училищах и обучении
  2. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М.; Учпедгоз, 1953- С 37-50
  3. Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра І и формирование науки в Рассии// Вопросы философии. – 1989 – №3 С 49-64
  4. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. – М: Просвещение, 1989- С 155-168
  5. Пачанин Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко- педагогические очерки. – М: Педагогика, 1979- Гл.І С 5-37
  6. Педагогическая мысль в России в эпоху позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений
  7. Русская школа и педагогическая мысли первой половины XVIII в.
  8. Соловейчик С. Час ученичества. – М: Детская литература, 1986. Гл.1 С 13-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

УКАЗЫ ПЕТРА I ОБ УЧЕНИИ И УЧИЛИЩАХ

Об основании  школы математических и навигацких наук 14 января 1701 г.

Великий государь, царь и  великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя  России самодержец... указал именным  своим великого государя повелением... быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителех же тех наук быть англинския земли урожденным: математической - Андрею Да-нилову сыну Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление по-денный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату по-стельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.

Веселого Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. -СПб., 1852, приложения. - С. 119-120.

1714 г. января 20 - сенату

Послать во все  губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны

Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, СПб., 1830. - Т. V. -№ 2762. - С. 78

1714 г. 28 февраля

Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному Его Императорское Величество указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.

Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -Т. У.-№2778.-С. 86.

Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.

Его Императорское  Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги... К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй - Академия или социетет художеств и наук.

§ 1. Университет  есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.

§ 2. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и Университет, однакож де обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о проведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях (размышлениях) и разы-сканиях своих, отчего как профессоры в Университетах, так и студен-ты пользу имеют, помешательства не имела, а Университет некото-рыми остроумными разысканиями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.

§ 3. Понеже ныне в России здание к возращению художеств  и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать  в прочих государствах принятому  образцу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распространялась, но и чрез обучение и расположение оных пользы в народе впредь была.

§ 4. При заседании  простой Академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однакож де оные не скоро в народе расплодятся, а при заведении Университета - меньше того, ибо когда рассудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучиться и потом выше градусы наук восприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии Университет некоторую пользу учинить мог.

§ 5. И токо потребнее всего, чтобы здесь  таковое собрание заведено было, ежели  бы из самолучших ученых людей состояло, которые до-вольны суть:

Науки производить  и совершить, однакож де, чтоб они  тем наукам

младых людей (ежели которые из оных угодны будут) публично обучали и чтоб они

некоторых людей  при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам (основательствам) всех наук обучать могли.

§ 6. И таким  бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная:

Яко б совершенная  Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудилось;

Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет Университету и такую ж прибыльпроиз ведет; Когда данные академикам младые люди, которым от е. и. в. до- вольно жалованье на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум.

При том же бы вольные художества и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть, или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут.

§ 7. И понеже сие учреждение такой Академии, которая  в Париже обретается, подобно есть (кроме сего различия и авантажа, что сия Академия и то чинит, что  Университету или коллегии чинить надлежит), того для я надеюсь, что сие здание удобнейше Академией названо быть имеет.

Науки, которые  в сей Академии могут учинены  быть, свободно бы в три классы разделить  можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые  от оных зависят, во 2-м - все части физики, в 3-м - гуманиора, история и права.

§ 14. В Университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается. [...]

§ 16. Помянутые  и в некоторые классы разделенные  академики обязаны будут в  своей науке ежедневно один час  публичные лекции иметь, как и  в прочих Университетах.

§ 17. Ежели  который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему  позволено.

§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к  тому требуются угодные люди, которые  гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973.

Смирнов А.В. Русская  педагогическая мысль первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и  педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.

Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. - М.:Издательский центр «Академия»,1999.

Егоров С., Вендровскоя Р., Никандров Н. Образование  в России: вехи истории; государственная  педагогика XVII - середина XIX вв. \ Педагогика народов мира История и современность (автор-составитель Салимова К.И.,Додде Н.) - М.: «Педагогическое общество России», 2001. 




Информация о работе Реформы в области просвещения