Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:23, контрольная работа
К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось промышленное производство. Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости.
Введение. Общая характеристика реформ в области просвещения…………2-4
1). Школа математических и навигацких наук. Морская академия…………5-7
2). Школы по подготовке артиллеристов, инженеров, врачей, подьячих. Школы по изучению иностранных языков…………………………………..7-10
3). Цифирные (арифметические) школы……...…………………………….10-11
4). Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские школы……………...12-13
5). Архиерейские школы…………………………………………………….13-14
6). Учебная литература………………………………………………………14-17
7). Деятели в области образования:
а) Ф.С.Салтыков………………………………………………………………..17
б) И.Т.Посошков……………………………………………………………...18-19
в) Ф.Прокопович……………………………………………………………..19-21
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………….24-27
Ф. Прокопович как видный деятель просвещения
Феофан Прокопович (1681 --1736) воспитывался
у своего дяди, ректора Киевской академии.
В ней будущий общественный деятель основательно
изучил русский и латинский языки, по окончании
философского класса продолжал образование
в Польше, а затем Риме, где овладевал поэзией,
риторикой, философией, «римскими древностями».
Вернувшись на родину, он стал учителем
Киевской академии, а через некоторое
время ее ректором и профессором богословия.
Прокопович имел обширные знания по литературе,
истории, математике, он сумел создать
огромную библиотеку, насчитывавшую свыше
30 тысяч книг по различным отраслям знания.
По поручению Петра I Прокопович написал
лучший для того времени букварь «Первое
учение отроком». Открытая им в 1721 г. в
своем доме школа для сирот и бедных детей
«всякого звания»считалась передовой
школой того времени. В своих сочинениях Ф. Прокопович горячо
доказывал, что «учение доброе и основательное
есть корень всякой пользы обществу»,
советовал шире распространять грамотность
среди населения и устраивать школы во
всех епархиях. Для образования духовенства
он считал нужным открыть школы при всех
архиерейских домах. В «Духовном регламенте» Ф. Прокопович
разработал подробный план устройства
высшей духовной школы -- академии, которая,
по замыслу, должна была стать прежде всего
общеобразовательной школой, открывать
воспитанникам дорогу «к разным делам»
-- не только к церковным, но и к гражданским.
Учиться в академии могли не только дети
духовенства, но и других сословий.
1) грамматика «купно» с географией и историей;
2) арифметика и геометрия;
3) логика или диалектика;
4) риторика «купно или раздельно» с поэзией;
5) физика вместе с краткой метафизикой;
6) политика;
7) богословие.
Новым в учебном плане
было выделение географии и истории
в самостоятельные учебные дисциплины и
введение особых циклов математики и физики,
изучение политики, сокращение курса богословия
с четырех до двух лет. Изучение грамматики,
по замыслу автора проекта, вначале соединялось
с географией, а потом с историей. Географию
надлежало изучать «на карте» и «на глобусе»,
так, чтобы ученики могли показать, где
находится та или иная часть света или
государство. Указывая на связь географии
и истории, Прокопович писал, что изучать
историю без географии -- значит «как бы
с завязанными глазами по улицам ходить».
Большое внимание Ф. Прокопович уделил
подбору учителей и организации обучения.
Он считал, что приступая к учению, преподаватель
должен вызвать интерес учащихся к науке,
рассказать кратко, но ясно, «какая сила
есть настоящего учения» и «чего хочем
достигнуть через сие или иное учение».
Важно, чтобы ученики видели «берег, к
которому плывут», и охотнее брались бы
за дело. Будучи сторонником строгого
порядка и организации жизни учащихся,
Прокопович рекомендовал составить «устав,
что надлежит знать и делать ученикам
по дням и по часам». Академия должна была
иметь библиотеку для учеников и посторонних
«охотников чтения».
Заключение
Правительство Петра I проводит многочисленные просветительские реформы при самом активном и деятельном участии самого царя, в результате которых организуются светские государственные учебные заведения. Среди них выделилась крупнейшая Московская школа математических и навигацких наук, просуществовавшая более 50 лет и подготовившая большое число специалистов, в том числе и учителей первых светских школ.
В течение длительного времени Петр I вел разнообразную деятельность по созданию материальной базы и всего необходимого для организации Академии наук, ее открытие состоялось уже после смерти царя в 1725г. Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.
Литература
Приложение
УКАЗЫ ПЕТРА I ОБ УЧЕНИИ И УЧИЛИЩАХ
Об основании школы математических и навигацких наук 14 января 1701 г.
Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец... указал именным своим великого государя повелением... быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителех же тех наук быть англинския земли урожденным: математической - Андрею Да-нилову сыну Фархварсону, навигацкой - Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление по-денный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемой большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату по-стельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякия нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты.
Веселого Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. -СПб., 1852, приложения. - С. 119-120.
1714 г. января 20 - сенату
Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтобы учить дворянских детей, кроме однодворцов, приказного чина цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны
Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, СПб., 1830. - Т. V. -№ 2762. - С. 78
1714 г. 28 февраля
Великий государь указал: во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, оприч однодворцов, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и в монастырях отвесть им школы, и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына по 2 деньги на день, из губернских доходов, которые по именному Его Императорское Величество указу отставлены; а с тех учеников им себе отнюдь ничего не имать; а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельствованные письма за своею рукою, и во время того отпуску с тех учеников за то учение имать им себе по рублю с человека; а без таких свидетельствованных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать.
Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. -Т. У.-№2778.-С. 86.
Об учреждении Академии наук. 28 января 1724 г.
Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили б книги... К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется Университет; второй - Академия или социетет художеств и наук.
§ 1. Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицины и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают; Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и через новые инвенты (издания) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют.
§ 2. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и Университет, однакож де обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о проведении художеств и наук в лучшее состояние старается, учением в спекуляциях (размышлениях) и разы-сканиях своих, отчего как профессоры в Университетах, так и студен-ты пользу имеют, помешательства не имела, а Университет некото-рыми остроумными разысканиями и спекуляциями от обучения не отведен был и тако младые люди оставлены были.
§ 3. Понеже ныне в России здание к возращению художеств и наук учинено быть имеет, того ради невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образцу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства как в рассуждении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распространялась, но и чрез обучение и расположение оных пользы в народе впредь была.
§ 4. При заседании простой Академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художествы и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однакож де оные не скоро в народе расплодятся, а при заведении Университета - меньше того, ибо когда рассудишь, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучиться и потом выше градусы наук восприять и угодными себя учинить могли, то невозможно, дабы при таком состоянии Университет некоторую пользу учинить мог.
§ 5. И токо потребнее всего, чтобы здесь таковое собрание заведено было, ежели бы из самолучших ученых людей состояло, которые до-вольны суть:
Науки производить и совершить, однакож де, чтоб они тем наукам
младых людей (ежели которые из оных угодны будут) публично обучали и чтоб они
некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам (основательствам) всех наук обучать могли.
§ 6. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разные собрания чинят, ибо оная:
Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудилось;
Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет Университету и такую ж прибыльпроиз ведет; Когда данные академикам младые люди, которым от е. и. в. до- вольно жалованье на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум.
При том же бы вольные художества и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть, или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут.
§ 7. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобно есть (кроме сего различия и авантажа, что сия Академия и то чинит, что Университету или коллегии чинить надлежит), того для я надеюсь, что сие здание удобнейше Академией названо быть имеет.
Науки, которые в сей Академии могут учинены быть, свободно бы в три классы разделить можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят, во 2-м - все части физики, в 3-м - гуманиора, история и права.
§ 14. В Университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается. [...]
§ 16. Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах.
§ 17. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено.
§ 18. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторые малые искусства философии и математики имеют. Того ради весьма нужно, истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М.: «Педагогика», 1973.
Смирнов А.В. Русская педагогическая мысль первой четверти XVIII века \ Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (т. 2) (отв.редактор Шабаева М.Ф.) - М., 1973.
Егоров С.Ф. История педагогики в России. Хрестоматия. - М.:Издательский центр «Академия»,1999.
Егоров С.,
Вендровскоя Р., Никандров Н. Образование
в России: вехи истории; государственная
педагогика XVII - середина XIX вв. \ Педагогика
народов мира История и современность
(автор-составитель Салимова К.И.,Додде
Н.) - М.: «Педагогическое общество России»,
2001.