3. Цифирные (арифметические)
школы
В начале XVIII в. правительство
Петра I сделало первую попытку создать
на всей территории России сеть государственных
общеобразовательных начальных школ, которые
давали бы учащимся знания в чтении, письме,
арифметике, подготовляли их к государственной
светской и военной службе, для работы
на заводах и верфях, к обучению в профессиональных
школах. Организация общеобразовательных
школ проводилась через Военную, Адмиралтейскую
и другие коллегии, магистраты, а также
церковь, в распоряжении которой имелись
необходимые для этого средства (помещения,
учителя, известный педагогический опыт).
Государственные школы для обучения детей
грамоте и счету создавались при архиерейских
домах, при верфях, горных заводах, воинских
частях.
Первые школы подобного типа были открыты
по инициативе А. А. Курбатова в 1711 г. в
Архангельске, где он исполнял должность
вице-губернатора.
28 февраля 1714 г. Петр I издал указ об открытии
во всех губерниях при архиерейских домах
и в больших монастырях цифирных, или арифметических,
школ, в которых надлежало «учить цифири
и некоторую часть геометрии». Этим актом
вводилось обязательное обучение для
«дворянских и приказного чина, дьячих
и подьяческих детей от 10 до 15 лет». Вскоре
к обучению в цифирных школах стали привлекаться
дети духовенства и купечества. Для преподавания
в открываемых цифирных школах использовались
воспитанники Московской школы математических
и навигацких наук и Морской академии.
Организация школ натолкнулась на большие
препятствия. Сохранившаяся обширная
переписка по этому вопросу говорит о
том, что очень многими это воспринималось
как тяжкое бремя. Местные власти нередко
отказывались предоставлять помещения
для них и выделять средства на содержание
учителей.
Большие трудности возникли и с набором
учащихся, так как родители, чаще всего
дворяне, отказывались отдавать мальчиков
в школы, находившиеся на большом расстоянии
от их места жительства. Жестокие дисциплинарные
меры, применяемые в школах, также не располагали
к ним детей и родителей. Учителям предлагалось
выдавать ученикам по окончании школы
«свидетельствованные письма за своею
рукою» и следить, чтобы без таких свидетельств
им не давали «венчаных памятей» (то есть
разрешения жениться).
Суровые меры не принесли желаемых результатов,
и учителя цифирных школ постоянно жаловались
на отсутствие учащихся. Одно сословие
за другим просило царя об освобождении
от принудительной повинности учить сыновей
в новых школах. В 1716 г. от обязательного
обучения в цифирных школах освобождаются
дворянские дети. В 1720 г. из разных городов
стали поступать челобитные об освобождении
детей посадского населения от обязательного
обучения в цифирных школах. Петр I удовлетворил
просьбу купцов и приказал принимать в
учение посадских детей только по желанию
их родителей. Вместе с тем Петр I в «Регламенте
Главного магистрата» (1721) потребовал
не пренебрегать государственными школами,
оказывать им всяческое содействие и магистратам
всех городов заботиться о содержании
малых школ для обучения детей чтению,
письму и арифметике.
Число детей, подлежащих обязательному
обучению в цифирных школах, все уменьшалось.
В 1722 г. в связи с изданием «Духовного регламента»
(1721) и организацией архиерейских школ
Сенатом было указано обучать детей духовенства
в этих новых школах. Таким образом, в конце
концов все сословия, за исключением тех,
кого именовали разночинцами, были освобождены
от обязательной посылки детей в цифирные
школы.
Цифирные школы не смогли утвердиться.
Они не получили поддержки в кругах дворянства
и духовенства, стремившихся обособить
своих детей от других сословий. Для посадских
жителей школы были очень неудобными,
так как находились далеко от торговых
центров и посадов, общежитий и интернатов
при них не имелось. Эти школы не имели
достаточных средств на содержание учителей
и учащихся. Грубые принудительные меры,
применяемые при наборе в школы и в процессе
обучения, создавали также отрицательное
отношение к ним.Хотя цифирные школы не
смогли утвердиться в качестве основного
типа русской школы, все же в развитии
русской педагогики они имели важное значение.
Они являлись первыми светскими государственными
школами в провинциальной части России.
Их сеть была относительно разветвленной.
В них велось обучение арифметике, начальной
геометрии, географии. Опыт цифирных школ
послужил основанием для организации
учебной работы светских школ других типов
-- адмиралтейских гарнизонных и горнозаводских.
Многие учителя цифирных школ перешли
на работу в эти школы и продолжали плодотворно
трудиться в области начального обучения.
4. Гарнизонные, адмиралтейские
и
горнозаводские школы
В первой четверти XVIII в.
возникают государственные гарнизонные
и адмиралтейские школы для обучения детей
солдат и матросов. Школы предназначались
для подготовки унтер-офицеров и других
лиц младшего командного состава армии
и флота, а также мастеровых для строительства
судов и обслуживания кораблей. Эти школы
находились на полном государственном
содержании. Первая гарнизонная школа
для солдатских детей была открыта еще
в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского
полка. В ней обучали грамоте, счету и бомбардирскому
делу. Школы для солдатских детей имелись
также при артиллерийской и инженерной
школах в Петербурге. В 1721 г. последовало
распоряжение об учреждении гарнизонных
школ при каждом полку на 50 солдатских
детей для обучения их грамоте и мастерствам.
Специальный указ Петра I об учреждении
адмиралтейских школ издан 28 ноября 1717
г. В нем предлагалось адмиралтейскому
ведомству «плотничьих, матросских, кузнечных
и прочих мастерств всех записных учить
русской грамоте и цифири». Требование
о создании адмиралтейских школ подтверждено
«Адмиралтейским регламентом» (1722). В официальных
документах эти школы назывались «русскими»
(основными предметами обучения в них
были чтение, письмо и счет, преподавание
шло на русском языке). Этим названием
их отличали от «разноязычных», «немецких»
и «латинских» школ того времени, в которых
главными предметами обучения были иностранные
языки.
Первая адмиралтейская русская школа
открыта в Петербурге в 1719 г. В том же году
подобные школы открыты в Кронштадте и
Ревеле, а затем (около 1720 г.) в Таврове
и при Петербургской партикулярной верфи
(1722).
В первой четверти XVIII в. возникли и первые
школы, готовившие квалифицированных
рабочих и мастеров. Это были горнозаводские
школы. Первая из них открыта в 1716 г. по
инициативе коменданта Оло- некой провинции
В. И. Геннина на Петровском заводе -- на
территории Карелии. Адмиралтейская коллегия
для обучения послала в школу первых ее
учащихся -- 20 подростков из бедных дворянских
семей. Еще до открытия этой школы там
же, на Олонецких заводах, учили горному
делу юношей, мобилизованных правительством
для работы на горных заводах, а также
12 воспитанников «из нижних чинов» Московской
школы математических и навигацких наук
доменному, кузнечному и якорному мастерствам.
В Петрозаводской школе учились «и дети
поселенцев новой Петровской слободы.
В школе помимо письма и чтения изучалась
арифметика, геометрия, артиллерия, горное
дело.
Несколько горнозаводских школ создано
на Урале В. Н. Татищевым. Работая начальником
Главного управления сибирскими и казанскими
казенными заводами, он в 20-х гг. создал
цифирные и «словесные» горнорудные школы
при уральских государственных заводах.
Екатеринбург стал главным центром горнозаводского
образования на Урале. В эти школы принимались
дети нижних чинов и работных людей. Учащиеся
проходили практику на заводах.
Гарнизонные, адмиралтейские, горнозаводские
школы Урала и Олонецких заводов получили
дальнейшее развитие во второй четверти
XVIII в. Они сыграли положительную роль
в распространении грамотности и технических
знаний среди низших сословий, в подготовке
кадров для армии и флота, строительного
дела и промышленных предприятий.
5. Архиерейские школы
Верным соратником Петра
I по преобразованию церкви, превращению
ее в надежное орудие государства
стал Феофан Прокопович, один из самых видных деятелей церковного
просвещения, горячий приверженец новых
общественных реформ. Ф. Прокопович составил
«Духовный регламент». Утвержденный царем
25 января 1721 г., этот документ коренным
образом изменил положение православной
церкви в государстве и по-новому определил
ее роль в общественной жизни вообще, в
деле просвещения в частности. Церковь
ставилась полностью в зависимость от
государства, от императора. Управление
ею поручалось Духовной коллегии, переименованной
вскоре в Синод. Она была отстранена от
руководства государственными светскими
школами.
Еще в 1701 г. по указанию Петра I провел реорганизацию
Московской Славяно-греко-латинской академии.
Были восстановлены «учения латинские»,
вызваны известные латинисты из Киева
(латинский язык в то время был международным
языком науки). Академия превращена в крупное
высшее учебное заведение. В 1717 г. в ней
значилось 290 учеников, а в 1725 г. -- 629. Петр
I неоднократно брал воспитанников этой
академии для комплектования светских
школ и для работы в государственных учреждениях.
Другим высшим духовным учебным заведением
оставалась Киевская академия. В первой
четверти XVIII в. была создана сеть новых
духовных школ. Они открывались вначале
по инициативе отдельных епископов, поддерживавших
правительственные преобразования. Эти
начальные духовные школы получили название
архиерейских (устраивались под надзором
архиереев, часто при их домах). По примеру
Московской Славяно-греко-латинской академии
в некоторых из этих школ вводилось изучение
латинского и греческого языков.
В «меньших школах» ученики заучивали
сначала букварь Ф. Прокоповича, а затем
учили часослов и псалтырь. Обучение грамоте
шло по обычному для того времени буквослагательному
методу. В Каргопольской школе сверх того
обучали славянской грамматике, в Новоторжской
-- греческому языку, а в Великолукской
-- риторике. По «Духовному регламенту»
епископам вменялось в обязанность открывать
архиерейские школы для подготовки священников
при всех архиерейских домах. На каждую
школу полагался один учитель, «который
бы детей учил не только чисто, ясно и точно
в книгах честь... но учил бы честь и разуметь.
На содержание учителей и учащихся епископам
разрешалось в своей епархии проводить
особый хлебный сбор с монастырских земель.
В архиерейских школах предлагалось обучать
детей чтению, письму, славянской грамматике,
а также арифметике и части геометрии..
В Нижегородской школе было устроено три
«школы» (класса): букварная, славяно-российская
и эллино-греческая. В том же 1721 г. Феофан
Прокопович открыл школу в Петербурге,
в своем доме, для детей «всякого звания».
Это была лучшая для своего времени школа
как по оборудованию, так и по организации
обучения. В ней преподавали славянский,
русский, латинский и греческий языки,
а также риторику, логику, «римские древности»,
арифметику, геометрию, географию, историю,
рисование и музыку. Учащиеся устраивали
концерты и сценические представления.
Учебная работа проводилась по инструкции,
специально составленной Ф. Прокоповичем,
в которой был определен порядок учебных
занятий и отдыха, устанавливались правила
надзора за школьниками, давались наставления
о поведении их в школе, общежитии, церкви,
о соблюдении правил гигиены. В 1721--1725 гг.
было открыто 13 архиерейских школ, а всего
к началу второй четверти XVIII в. их имелось
около 45 с 3 тысячами учащихся. В большинстве
этих школ обучали славяно-российской
грамоте и церковной службе, нередко арифметике
и геометрии. Многие из этих школ сначала
помещались вместе с цифирными и как бы
дополняли друг друга. После издания «Духовного
регламента» в архиерейские школы перешла
значительная часть учащихся из цифирных
(главным образом дети духовенства).
В 20-х гг. некоторые архиерейские школы
стали превращаться в средние духовные
учебные заведения -- семинарии, в которых
кроме духовных дисциплин изучались логика,
география, история и другие общеобразовательные
предметы. Духовные семинарии возникали
в большинстве епархий, из них выходило
не только подготовленное новое духовенство,
но и ряд светских деятелей.
6. Учебная литература
Реформы первой четверти
XVIII в. способствовали оживлению педагогической мысли,
нашедшей отражение в учебной литературе,
проектах организации народного образования,
в ряде книг публицистического содержания.
Большая учебная литература тех лет во
многом определила содержание образования
и методы обучения в школах. В типографиях
печатались книги по различным отраслям
знаний (математике, механике, астрономии,
навигации, географии, истории и др.), усвоение
которых облегчалось введением нового,
гражданского шрифта вместо церковно-славянского
и нового, арабского обозначения цифр
вместо буквенного. По астрономии вышли
книги, распространявшие учение. Астрономические
знания излагались и в печатных календарях.
В 1700--1725 гг. издано около 600 названий переводных
и оригинальных книг, в том числе много
букварей, учебников, словарей. Переиздавались
буквари, известные в XVII в., составлено
несколько новых книг для обучения грамоте.
Управляющим Московской типографией Федором
Поликарповым издан его «Трехъязычный
букварь» -- «Букварь словенскими, греческими,
римскими письмены учитися хотящим и любомудрие
в пользу душеспасительную обрести тщащимся»
(1701). В нем помещены буквы, склады и избранные
слова на славянском, греческом и латинском
языках, а также молитвы, заповеди, статьи
и стихи религиозного и нравоучительного
характера.
В 1704--1708 гг. в Москве напечатан «Букварь
языка словенска» неизвестного автора.
Он во многом сходен с букварем Симеона
Полоцкого. В этой книге было новым «увещевание
к родителям о воспитании детей», в котором
автор доказывал необходимость и важность
правильного их воспитания.
В 1717 г. издана своеобразная книга для
чтения -- «Юности честное зерцало, или
Показание к житейскому обхождению». В
ее первой части помещены азбука, склады,
цифры и краткие нравоучения из священного
писания. Вторая, основная часть книги
содержала правила «хорошего тона» -- внешней
культуры и поведения дворянина в обществе.
Они были собраны из разных литературных
источников, русских и зарубежных.
Самым популярным и интересным в педагогическом
отношении был напечатанный в 1720 г. в Петербурге
букварь Феофана Прокоповича под названием
«Первое учение отроком...». До 1725 г. книга
выдержала 12 изданий и на протяжении первой
половины XVIII в. применялась почти во всех
светских и духовных школах. Букварь был
проводником новых взглядов на воспитание
детей. Детей, по мнению автора, далеко
не достаточно научить только читать и
писать: суть учения заключается в их правильном
воспитании. Они должны получить доброе
наставление, привыкнуть читать только
полезные книги и понимать прочитанное.
Автор стремился излагать материал просто
и понятно. После букваря учащиеся переходили
к чтению часослова и псалтыря, а затем
обучались письму. При обучении письму
детей сначала учили писать буквы по порядку
алфавита, потом списывать образцы слов
по прописям и наконец шли упражнения
по списыванию разно-образных текстов.
Такой порядок «словесного обучения»
имел место во всех государственных и
церковных школах.. Обучение грамматике
славянского языка велось по учебнику
Мелетия Смотрицкого. В первой четверти
XVIII в. было издано несколько вариантов
этой книги. В 1723 г. учитель Новгородской
архиерейской школы Ф. Максимов, пользуясь
трудом М. Г. Смотрицкого, издал свое пособие
по грамматике, в котором изложил материал
более кратко и доступно. Он сделал первую
попытку объяснить правила русского языка
не только книжного, но и разговорного.
При обучении латинскому и греческому
языкам пользовались названным выше «Трехъязычным
букварем» Федора Поликарпова, а также
написанным им в 1704 г. «Лексиконом трехъязычным...»
(славянских, греческих и латинских слов),
в предисловии к которому автор подчеркнул
культурное и практическое значение изучения
греческого и латинского языков. В 1724 г.
в Москве был напечатан латинский словарь,
составленный Иваном Максимовичем. Были
изданы также специальные книги для изучения
немецкого, французского, голландского
и других языков.
В обучении использовались первые печатные
математические книги. В 1699 г. И. Ф. Копиевским
в Голландии, где нередко в те годы печатались
книги по заказу из России, было издано
«Краткое и полезное руководство во арифметику»,
содержавшее нумерацию и четыре действия
с целыми числами. Главным же математическим
руководством в первой четверти XVIII в.
стала упомянутая ранее нами «Арифметика,
сиречь наука числительная» Л. Ф. Магницкого
(1703), изданная, как писал автор, «ради обучения
мудролюбивых российских отроков и всякого
чина и возраста людей». «Арифметика»,
по словам автора, явилась творческим
обобщением «многих разноязычных книг,
греческих, латинских и немецких». В ней
содержалось много новых, ранее неизвестных
в русской математической литературе
сведений: о десятичных дробях, прогрессиях,
извлечении корней и др. Новым было и возведение
нуля в ранг числа, освещение математических
знаний, относящихся к астрономии и навигации.
«Арифметика» составлена в характерной
для того времени вопроса- ответной форме.
В ней давались указания о правилах производства
различных математических действий. По
сложившейся традиции теоретических обоснований
при этом почти не давалось. Сильной стороной
в изложении материала было стремление
Л. Ф. Магницкого показать на конкретных,
взятых из самой жизни примерах прак-тическое
значение математики, а также развить
интерес к ее изучению при помощи занимательных
задач.
В 1723 г. изданы переведенные с голландского
А. Д. Фарварсоном и Л. Ф. Магницким таблицы
по морской астрономии («Таблицы горизонтальные
северныя и южныя широты восхождения солнца...»).
В 1708 г. переведена с латинского «Геометрия
славенски землемерие».
Издано несколько переводных учебных
книг по географии и истории. В 1710 г. вышла
книга неизвестного автора «География,
или Краткое земного круга описание».
Федор Поликарпов в 1718 г. по распоряжению
Петра I перевел с латинского «в пользу
учащихся и читающих» большой труд Бернарда
Варена «География генеральная...». Известный
учитель и проповедник Гавриил Бужинский
перевел две книги по всеобщей истории:
с немецкого -- «Введение в историю европейскую...»
С. Пуфендорфа (1718) и с латинского -- «Феатрон,
или Позор исторический...» (1724) В. Стратемана.
Эти книги явились первым образцом нового
изложения всеобщей истории, который приходил
на смену старинному хронографу. Много
переводных руководств издано для изучения
специальных предметов: «Книга, учащая
морскому плаванию» А. Деграфа (1701). «Новейшее
основание и практика артиллерии» Э. Брауна
(1709), «Новое крепостное строение...» Кугорна
(1709), «Архитектура воинская...» Л. Штурмана
(1709)--с немецкого, «Истинный способ укрепления
го-родов» С. Вобана (1724) --с французского
и др.
7. Деятели в области образования.
Проект организации образования
Ф. С. Салтыкова
Одним из представителей
педагогической мысли первой четверти
XVIII в. был также Федор Степанович
Салтыков, родственник Петра I, сторонник
преобразований России. В 1711 г. Петр I отправил
его в Англию и Голландию закупать
суда для русского флота. Из Англии Ф. С. Салтыков
прислал Петру I две записки -- «Пропозиции»
и «Изъявления, прибыточные государству».
В этих записках он предлагал развивать
промышленность и торговлю с помощью купеческих
компаний, строить фабрики и заводы, устраивать
ярмарки, расширять торговые связи с другими
странами.
Автор записок настаивал на широком распространении
образования и рекомендовал учредить
во всех губерниях высшие учебные заведения
по 2 тысячи студентов в каждом. Обучаться
в них, по его замыслу, будут дворянские,
купеческие и «всяких разночинов» дети.
Для академий намечалась обширная программа:
иностранные языки, грамматика, риторика,
поэтика, философия, богословие, история,
арифметика, геометрия, навигация, фортификация,
артиллерия, механика, статика, гидростатика,
оптика, архитектура, география. Предлагалось
также учить «на лошадях ездить, на шпагах
биться и танцевать». Одним из первых в
России Ф. С. Салтыков поставил вопрос
об организации женского образования,
предложив «во всех губерниях учинить
женские школы и на то обратить женские
монастыри». В.школах обучать девочек
от 6 до 15 лет. Программа женских школ значительно
уступала академиям, ограничиваясь чтением,
письмом, счетом, французским и немецким
языками, рисованием, музыкой, пением и
танцами. Кроме учителей в женских школах
предлагалось иметь специальных надзирательниц,
которые обучали бы школьниц внешним манерам
и правилам поведения. Ф. С. Салтыков предлагал
также организовать солидные библиотеки
в каждой губернии.
Проект организации школьного образования
Ф. С. Салтыкова, не учитывавший реальных
возможностей государства и особенностей
России того времени, не мог быть осуществлен,
но он является свидетельством относительно
широких в стремлений передовых представителей
дворянства в организации просвещения.
Педагогические
высказывания И. Т. Посошкова
Известный публицист
и экономист первой четверти XVIII
в. Иван Тихонович Посошков (1652--1726) был
сыном ремесленника, мастера серебряных
дел подмосковного села Покровского; изучил
граверное и столярное ремесла, имел винокуренный
завод, предпринимал попытки организовать
изготовление серы, красок, изобрел станок
для чеканки медных денег, внес усовершенствование
в огнестрельное дело. Он занимался всевозможными
коммерческими операциями и к концу своей
жизни стал купцом и землевладельцем.
И. Т. Посошков был хорошо знаком с обширной
летописной литературой, со многими иностранными
историческими и географическими книгами,
имел обширные для своего времени познания
в математике. Он остро реагировал на все
вопросы, возникавшие в общественной жизни
России начала XVIII в. Горячий сторонник
преобразований и развития отечественной
промышленности, И. Т. Посошков твердо
верил в большие возможности своего народа.
Его перу принадлежат такие работы, как
«Письмо о денежном деле», «О ратном поведении»,
«Зерцало очевидное», «Завещание отеческое
сыну своему», «Книга о скудости и богатстве».
Последнее произведение содержит проект
реформ, направленных на превращение России
в независимую, сильную, культурную и богатую
страну. Вопросы образования и воспитания
у И. Т. Посошкова являются составной частью
его общественно-экономических проектов.
В «Книге о скудости и богатстве» И. Т.
Посошков защищает интересы крестьянства,
подвергая резкой критике произвол дворян;
автор проекта требовал ограничить права
на крестьянский труд, определить законом
размер крестьянских повинностей и отделить
крестьянскую землю от помещичьей. Сочинения
И. Т. Посошкова были проникнуты религиозностью.
Он ставил вопрос о воспитании нового
духовенства, о повышении его образованности.
На это сословие он возлагал обязанность
учить и воспитывать детей в школах. Для
образования духовенства, по его мнению,
следует заводить особые школы. В одной
из записок к Стефану Яворскому (1707) он
рекомендует учредить «великую патриаршую
академию», пригласив для преподавания
в ней ученых из Греции, а также открыть
во всех епархиальных городах грамматические
школы для обучения детей духовенства,
укомплектовав их русскими учителями.
И. Т. Посошков настойчиво ставил вопрос
об организации широкой сети школ в России.
В своих сочинениях талантливый писатель
и экономист неоднократно поднимал вопрос
об улучшении печатного дела, о печатании
книг на русском языке и создании учебников
и пособий.
Особое значение И. Т. Посошков придавал
распространению грамотности среди крестьян.
В «Книге о скудости и богатстве» он пишет,
что среди крестьян нег грамотных людей,
поэтому необходимо «поневолить» крестьян
для их же пользы отдавать детей учить
грамоте. Их следует обучать чтению и письму
три-четыре года, используя в качестве
учителей духовенство. При этом автор
считал необходимым обучать не только
русских, но и детей других национальностей,
населявших Россию. Он считал нужным определить
законом, чтобы помещики позаботились
о повсеместном обучении крестьянских
детей. В «Завещании отеческом сыну своему»
(1719--1720) И. Т. Посошков подробно останавливается
на вопросах воспитания. По мнению автора,
детей следует держать «в великой грозе»,
«ни малыя воли» им не давать, сурово наказывать,
помня, что «кой человек в наказании возрастает,
тот всегда добрый человек будет». Однако
им по-новому рассматривается вопрос об
отношении к книге и к учению. Учение следует
начинать в годы отрочества, подчеркивается
в «Завещании», обучать надо не только
славянскому, но и другим языкам, а также
арифметике. В программу образования юноши
И. Т. Посошков включил обучение «художеству»
(рисованию), овладение которым способствует
«всякому мастерству».
Автор продумал и последовательность
обучения указанным предметам: начинать
обучение со славянского чтения; когда
же в нем школьники «крепко навыкнут»,
перейти к славянской грамматике; после
того как юноша научится писать и изучит
арифметику (до деления), перейти к иностранным
языкам и «художеству». Следует приучить
юношу регулярно читать книги, для чего
ему на каждый день надо давать «зарок,
колико листов книг прочитати».
И. Т. Посошков мечтал о том, когда в России
будет много хорошо знающих свое дело
специалистов, которые смогут заменить
иноземцев. Для того чтобы юноши смогли
приобрести разносторонние знания, И.
Т. Посошков не возражает посылать их за
границу, рекомендуя при этом для них широкую
программу обучения инженерному, корабельному
и морскому делу. Он считает необходимым
изучать иностранные языки (французский,
немецкий); арифметику, которая, по его
мнению, «всем математическим наукам дверь
и основание есть», затем «сокращенную
математику», включающую в себя геометрию,
архитектуру и фортификацию; «ведение
земного глобуса», «искусство земных и
морских чертежей», компас, «течение Солнца»
и др.
Выполнение воинского долга ставит превыше
всего. «В ратном деле, -- наставляет он
сына, -- буди тверд, противо неприятеля
стой неплошно, и буди бесстрашен... Всего
же паче блюди себя от измены... лучши ти
смерть прияти, нежели изменити». И. Т.
Посошков требует от родителей с самых
малых лет строго следить за тем, чтобы
сын «никогда празден не был», никого не
обижал, всякому делал добро, говорил правду,
не приучался к роскоши, а был бы обучен
«и нужду всякую терпеть».