Содержание:
Введение. Общая характеристика
реформ в области просвещения…………2-4
1). Школа математических и навигацких наук.
Морская академия…………5-7
2). Школы по подготовке артиллеристов,
инженеров, врачей, подьячих. Школы по
изучению иностранных языков…………………………………..7-10
3). Цифирные (арифметические) школы……...…………………………….10-11
4). Гарнизонные, адмиралтейские и горнозаводские
школы……………...12-13
5). Архиерейские школы…………………………………………………….13-14
6). Учебная литература………………………………………………………14-17
7). Деятели в области образования:
а) Ф.С.Салтыков………………………………………………………………..17
б) И.Т.Посошков……………………………………………………………...18-19
в) Ф.Прокопович……………………………………………………………..19-21
Заключение………………………………………………………………………22
Литература……………………………………………………………………….23
Приложение………………………………………………………………….24-27
Введение.
Общая характеристика реформ в области
просвещения.
К началу XVIII в. в политическом,
экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги.
Но все же наша страна отставала от западноевропейских
государств, уже вступивших на путь капиталистического
развития, в ней господствовало феодальное
землевладение и очень слабо развивалось
промышленное производство. Экономическая
и культурная отсталость угрожала России
потерей национальной независимости.
Обострение классовой борьбы, общественно-политическое
движение XVII -- начала XVIII в. требовали от
Петра I принять меры к укреплению государственного
устройства, усилению армии, проведению
реформ в области экономики и культуры.
Эти реформы были подготовлены всем ходом
исторического развития страны, их необходимость
осознавалась задолго до начала царствования
Петра I. В результате преобразований
правительства Петра I в России были созданы
современная армия и военно-морской флот,
экономическая политика правительства
обеспечила известный рост промышленности
и торговли.
Стремясь покончить с отсталостью страны,
Петр I действовал решительно, применяя
жестокие административные меры, «не останавливаясь
перед варварскими средствами борьбы
против варварства».
Начинается процесс быстрого развития
промышленности, внутренней и внешней
торговли. К 1725 г. в стране имелось около
240 государственных и частных промышленных
предприятий, из них на 80 наиболее крупных
насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников.
Наряду со строительством крупных предприятий
шел быстрый рост мелкого ремесленного
и кустарного производства. Для лучшего
использования водных путей для развивающейся
торговли положено начало строительству
каналов. Экономические и политические
преобразования в стране вызвали огромную
потребность в специально подготовленных
людях. Государственные учреждения,
армия, флот, промышленность, торговля
нуждались в большом числе специалистов:
офицерах, моряках, артиллеристах, инженерах,
врачах, государственных служащих, ученых,
учителях. В связи с этим и был осуществлен
ряд важных просветительных реформ.
Церковь была подчинена государству, светской
власти: вместо патриаршества учрежден
государственный Синод. Реформы в области
просвещения, как и все другие преобразования
этого времени, носили ярко выраженный
сословно-классовый характер и проводились
прежде всего в интересах укрепления власти
дворян. Петр I стремился поднять образованность
помещиков, создать квалифицированный
административный аппарат, подготовить
специалистов для армии и флота.
Просветительные реформы благоприятно
отразились на развитии промышленности
и торговли, способствовали развитию науки
и культуры в стране. Они получили энергичную
поддержку со стороны видных прогрессивных
ученых и общественных деятелей того времени.
Среди этих деятелей особенно выделялись
Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов,
Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А.
Курбатов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков,
В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли
поле для полезной деятельности многие
иностранные специалисты, ряд из которых
обрел в России себе вторую родину. В светских
государственных школах и созданных позднее
духовных училищах обучалась кроме русской
иностранная молодежь. Среди иностранных
учащихся были, в частности, западные славяне
(болгары, сербы и др.). Это содействовало
взаимопроникновению новых педагогических
идей в среду славянских народов. Реформы
в области просвещения, проведенные в
первой четверти XVIII в., имели разносторонний
характер.
С начала XVIII в. происходит заметное развитие
отечественной науки: организуется ряд
крупных географических экспедиций (по
изучению берегов Каспийского моря, островов
Северного Ледовитого океана, Камчатки,
Курильских островов), проводятся важные
работы по разведке полезных ископаемых
(каменного угля, нефти, железных, серебряных,
медных руд), кладется начало астрономическим
наблюдениям. В это же время приступили
к организации Академии наук, устройству
первой Публичной библиотеки в Санкт-
Петербурге, к основанию архивного и музейного
дела. В 1719 г. открывается Петербургская
Кунсткамера-- первый в России естественноисторический
музей. С 1703 г. стала издаваться первая
печатная газета «Ведомости». Взамен устаревшего
церковнославянского шрифта вводится
более совершенный и доступный для изучения
гражданский шрифт российского языка,
на котором с 1710 г. печатаются книги светского
содержания, а также вводится арабское
обозначение цифр вместо буквенного.Большое
прогрессивное значение имели мероприятия
по организации школьного образования. Еще в начале своей деятельности
Петр I командирует несколько групп молодежи
за границу для обучения кораблестроению
и мореходному делу. Первые две группы
в количестве 50 человек были направлены
в 1697 г. в Голландию, Англию и в Италию.
В этом же году он в составе «великого
посольства» сам уехал за границу учиться
кораблестроению. Практика посылки молодежи
за границу для обучения и усовершенствования
в науках продолжалась и в последующие
годы. Так, в 1716 г. было командировано для
учения за границу 30 юношей, в числе которых
находились В. Н. Татищев и известный своими
мемуарными записками И. И. Неплюев. Они
побывали в Голландии, Италии, Испании,
где изучали иностранные языки, военное
и морское дело, математику, обучались
фехтованию и танцам. Однако основное внимание
обращалось на организацию русских государственных
светских школ, в которых бы готовились
все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что
в первой половине XVIII в. открыто 133 школы,
что составляет внушительную цифру по
тому времени. Содержание образования
имело ярко выраженное реальное направление. На первом месте было
изучение математики и других наук, имевших
применение в морском и военном деле, в
строительстве, промышленности и технике.
Общее образование в школах сочеталось
со специальным.
Вновь открытые школы закладывали прочную
основу дальнейшего развития русской
школы. Было положено начало развитию
специального образования: морского, артиллерийского,
инженерного, медицинского, горнозаводского.
Столичные города, Москва и Петербург,
стали крупными центрами школьного образования
и научной мысли.
Организованные в первой четверти XVIII
в. государственные светские школы были
новым типом учебных заведений. Религия
в них уступала место общеобразовательным
и специальным предметам. Хотя при комплектовании
государственных школ правительство особое
внимание обращало на вовлечение в них
прежде всего детей дворян, однако в эти
школы принимали детей и других сословий.
Это давало возможность получить образование
более широким слоям населения и благоприятно
сказалось на формировании рядов демократической
интеллигенции, из числа которой вышли
многие видные деятели русского просвещения.
Конечно, не все начинания царского правительства
имели успех. Многие школы прекратили
свое существование вскоре после их учреждения.
Не увенчалась успехом попытка создать
в стране сеть цифирных школ для обучения
детей разных сословий. Принципы, на основе
которых работали тогда школы, во многом
были несовершенными.
В первой четверти XVIII в. повысилась роль
государства в управлении школьным делом.
С этого времени школы находились в ведении
тех высших государственных органов (приказов,
а затем коллегий), для которых они готовили
специалистов. Государство открывало
и содержало школы, комплектовало состав
учащихся и разрабатывало инструкции,
определявшие содержание образования
и порядок учебных занятий. Оно стремилось
направлять и контролировать работу и
духовных школ.
При создании учебной литературы и разработке
методов обучения широко использовался
зарубежный опыт, в частности педагогическое
наследство Яна Амоса Коменского. Особенно
большую роль в его распространении сыграли
русские просветители и педагоги того
времени -- Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов,
Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.
1. Школа математических и навигацких
наук.
Морская академия
Важным событием в
развитии науки и просвещения
явилось открытие в Москве Школы
математических и навигацких наук.
Указ о заведении «математических и навигацких, то есть
мореходных хитростных наук учения», был
издан Петром I 14 января 1701 г.
В школу принимали «добровольно хотящих»,
а также набирали принудительно мальчиков
и юношей в возрасте от 12 до 17--20 лет из
дворян и «разных чинов»: приказных, посадских,
церковнослужителей и др. Неимущим выдавали
деньги на «корм» в зависимости от изучаемого
предмета и успехов в его усвоении. Контингент
учащихся сна-чала был определен в 200 человек,
но впоследствии вырос до 500 и более. Так,
в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе
были установлены строгие порядки, за
нарушение которых школьников наказывали
штрафами и розгами. Первые годы школа
находилась в ведении Оружейной палаты
и постоянное наблюдение за ее работой
осуществлял дьяк А. А. Курбатов. В 1706 г.
школу передали приказу морского флота,
а затем - Адмиралтейской коллегии.
Для преподавания специальных математических
и навигационных наук в Москву из Англии
были приглашены профессор А.Д. Фарварсон,
ставший директором этой школы, и специалисты
по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон,
крупный знаток своего дела, оказал известное
влияние на постановку математического
и морского образования в России. Что же
касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству
А. А. Курбатова, они «относились к делу
нерадиво, тех бранят и велят дожидаться
меньших» (т. е. отстающих).
Душой школы был один из образованнейших
людей своего времени, выдающийся русский
математик Леонтий Филиппович Магницкий,
который с большим успехом вел преподавание
математических предметов. Он же ведал
и всей учебно-воспитательной работой
школы. Л. Ф. Магницкий придерживался прогрессивных
педагогических взглядов, был знаком с
произведениями Я. А. Коменского. На основе
прогрессивных педагогических идей и
методических принципов он написал замечательный
учебник «Арифметика, сиречь наука числительная».
В Школе математических и навигацких наук
занятия начинались с изучения российской
грамоты и счета в подготовительных классах,
получивших название «русской школы».
Затем в математических классах («цифирной
школе») учащиеся овладевали знаниями
по арифметике, геометрии, тригонометрии
плоской и сферической. В старших, навигаторских
классах обучали навигации, морской астрономии,
географии (главным образом математической),
геодезии, фехтованию. Большинство учащихся,
главным образом недворянского происхождения,
ограничивалось прохождением русской
и цифирной школ и поступлением на службу.
Как правило, только дворянские дети
продолжали обучаться навигаторской
науке в высших классах. В школе
была принята классно-предметная группировка
учащихся: учебные предметы изучались
последовательно, по мере выучки учеников
переводили «из одной науки в другую»,
а из школы выпускали по мере готовности
к делу или по требованию различных ведомств.
На вакантные места сразу же принимались
новые ученики. Определенных сроков приема
и выпуска учащихся тогда еще не было.
Учебники и учебные пособия выдавались
ученикам для постоянного пользования.
В обучении применялись наглядные пособия:
глобус, географические карты, таблицы,
приборы и инструменты. Для занятий по
астрономии была оборудована обсерватория,
где имелся лучший для того времени телескоп.
Здесь под руководством Л. Ф. Магницкого
и А. Д. Фарварсона велись астрономические
наблюдения. Большое внимание обращалось
на практическую подготовку учащихся
к мореплаванию и геодезическим работам.
Навигаторы проходили практику на морских
кораблях ежегодно от февраля до октября.
Для повышения общей культуры будущих
навигаторов при школе был устроен театр.
Группа актеров, выписанная из Данцига,
вместе с учениками устраивала спектакли.
Окончивших школу определяли во флот,
направляли в артиллерию, гвардию, назначали
инженерами, топографами, учителями, а
также посылали учиться за границу. Важное
государственное значение Школы математических
и навигацких наук было особо подчеркнуто
в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось:
«Школа оная не только потребна к единому
мореходству и инженерству, но и артиллерии
и гражданству...».
В 1715 г. высшие (мореходные, или навигаторские)
классы школы были переведены в Петербург,
где на основе их образована Морская академия. К этому
времени школа подготовила около 1200 специалистов
морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным
училищем Морской академии и обучала главным
образом математике. В та-ком виде школа
просуществовала до 1752 г. По времени возникновения
Школа математических и навигацких наук
была первой и самой крупной реальной
школой в Европе. Ее воспитанники стали
также организаторами и первыми учителями
многих новых школ, создаваемых в стране.
Открытие в 1715 г. в Петербурге Морской
академии было важным шагом в развитии
школьного образования в России. Для преподавания
в ней были переведены из Москвы А. Д. Фарварсон,
С. Гвин и восемь русских навигаторов.
Общее руководство Морской академией
осуществлял А. А. Матвеев.
Морская академия создавалась по образцу
французских морских училищ -- как привилегированное
военное учебное заведение. Принимать
в нее полагалось исключительно «молодых
шляхтичей» (дворянских детей), но при
Петре I в академии обучались дети и других
сословий. Учащиеся считались призванными
на военную службу и составляли, «морскую
гвардию», разделенную на шесть бригад
по 50 человек. Во главе бригад стояли офицеры,
называемые «командирами морской гвардии».
Воспитанники имели ружья, обучались строю
и несли караульную службу. Вся жизнь академии
была организована на основе составленной
для нее инструкции, которая требовала
соблюдения твердого режима и строгой
военной дисциплины. Учащихся за проступки
подвергали телесным наказаниям. При отпусках
с них брали подписку, что в случае неявки
в срок виновный будет отправлен на каторжные
работы, а за побег подвергнется смертной
казни.Содержание образования в Морской
академии определено официальным распоряжением
Петра I от 11 января 1719 г.: «...учить... арифметике,
геометрии, навигации, артиллерии, фортификации,
географии». Математика изучалась по «Арифметике»
Л. Ф. Магницкого и запискам А. Д. Фарварсона.
При обучении артиллерии, фортификации,
навигации использовались также переведенные
на русский язык книги иностранных ученых.
А. Д. Фарварсоном был написан учебник
по геометрии «Эвклидовы элементы, из
двенадцати Невтоновых книг выбранные...»
(1719), а Г. Г. Скорняков-Писарев, преподававший
в Академии артиллерию и механику, составил
первый русский учебник по механике --
«Наука статическая, или Механика» (1722).
По инициативе А. Л. Нарышкина в Морской
академии было введено практическое изучение
корабельной архитектуры, для чего учащиеся
построили модель корабля. Для практического
изучения морского дела учащиеся принимали
участие в морских походах.
Академия подготовила в XVIII в. много крупных
специалистов флота, при ней проходили
практику морские гвардейцы и геодезисты.
Из воспитанников академии
отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских
и гарнизонных школ.
При участии Морской академии снаряжались
первые географические и гидрографические
экспедиции.
2. Школы по подготовке артиллеристов,
инженеров, врачей, подьячих.
Школы по изучению иностранных языков
В начале XVIII в. были созданы
специальные школы по подготовке
артиллеристов, инженеров и врачей.
В 1701 г. в Москве на новом пушечном дворе
учреждается артиллерийско-инженерная
школа для обучения «пушкарских
и иных посторонних чинов людей детей
их словесной письменной грамоте, цифири
и иным инженерным наукам». Руководителем
этой школы был Я.В.Брюс. В 1701 --1704 гг. в школе
обучалось от 250 до 300 юношей, принадлежавших
к разным сословиям и находившихся на
государственном содержании.
Артиллерийско-инженерная школа делилась
на нижнюю и верхнюю «школы» (классы,
или ступени). В нижних классах, или
«русской школе», учили чтению, письму
и счету, в верхней школе -- арифметике,
геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации
и артиллерии. Преподавателями в основном
были русские офицеры. Арифметику и рисование
преподавал здесь выдающийся живописец
того времени И. Н. Никитин.
В 1703 г. открылась Московская инженерная
школа. В 1712 г. контингент ее
учащихся был определен в 100--150 человек.
Учащиеся сначала изучали арифметику
и геометрию, для чего их нередко посылали
в Школу математических и навигацких наук,
а затем фортификацию. По документам известно,
что в ней наряду с другими использовались
книги Яна Амоса Коменского. В марте 1719
г. открылась Петербургская инженерная
школа, с которой в 1723 г. слилась
вышеупомянутая московская. После этого
слияния число учащихся школы доходило
до 176 человек. Заведовал школой известный
инженер Де- Кулон, преподавателями работали
русские офицеры. В школе последовательно
изучали арифметику, геометрию, тригонометрию,
фортификацию. Окончивших направляли
в воинские части.
В 1721 г. была учреждена Петербургская артиллерийская
школа. В первой половине XVIII
в. положено начало и медицинскому образованию.
Первая школа для подготовки врачей, известная также под
названием хирургической, была открыта
при Московском военном госпитале в 1707
г. Во главе ее поставлен известный врач
- голландец Николай Бидлоо. Учащиеся жили
при госпитале, их обучали анатомии, хирургии,
фармакологии, латинскому языку, рисованию.
Теоретические занятия сочетались с практической
работой, в госпитале. При нем был устроен
«аптекарский огород», на котором выращивались
лекарственные растения. Учащиеся собирали
лекарственные травы, выращивали их на
«аптекарском огороде», помогали в приготовлении
лекарств.
При изучении анатомии и хирургии использовался
анатомический атлас, составленный анатомом
Г. Бидлоо, отцом Николая Бидлоо. При госпитале
был свой анатомический театр. Теоретические
занятия велись преимущественно на латинском
языке. Первый выпуск из школы состоялся
в 1713 г., последующие происходили регулярно
через каждые пять лет.
В 1716 г. открылась вторая, Петербургская
медицинская школа. Обучение в ней было
организовано по образцу московской.
В связи с осуществлением административных
реформ была сделана попытка организовать
юридическое образование. Создавались
особые школы для подготовки канцелярских
служащих. 10 ноября 1721 г. был издан указ
об учреждении школы для обучения подьячих.
В начале XVIII в. для изучения иностранных
языков были заведены государственные
«разноязычные» школы и сделана попытка
организации особой, так называемой «большой
школы» -- с преподаванием широкого круга
гуманитарных общеобразовательных предметов.
В 1701 г. Н. Швимер, ректор школы Немецкой
слободы (Москва), в которой учились
дети иностранцев, был назначен в
Посольский приказ переводчиком латинского,
немецкого и шведского языков.
Ему вменялось одновременно в
обязанность учить тем же языкам
«русских всяких чинов людей и детей, кто
к тому учению будет ему дан». К Швимеру
направили шесть мальчиков. Он учил их
иностранным языкам по учебным книгам
Я. А. Коменского и применял методы, рекомендованные
великим славянским педагогом .
В 1703 г. учеников Швимера передали для
продолжения образования новому учителю
-- пленному пастору из Лифляндии Э. Глюку,
который также обучал по заданию правительства
трех русских юношей немецкому, латинскому
и другим языкам. Глюк считался хорошо
образованным человеком, способным учить
«многим школьным и математическим и философским
наукам на разных языках». Ранее он занимался
организацией школ среди местного населения
Прибалтики и для русских поселенцев.
Глюк здесь начал перевод на русский язык
учебных книг Я. А. Коменского.
Петр I ценил знания и опыт Глюка и охотно
поддержал его предложение об учреждении
в Москве «большой школы», в которой можно
было бы учить не только иностранным языкам,
но и риторике, философии, географии, математике,
политике, истории и другим светским наукам.
В 1704 г. под школу (гимназию) Э. Глюка был
отведен дворец боярина В. Ф. Нарышкина
и приглашены иностранные учителя. В царском
указе от 25 февраля 1705 г. говорилось, что
школа открывается для «общие всенародные
пользы», для обучения детей «всякого
служилого и купецкого чина людей... которые
своею охотою приходить и в тое школу записываться
станут».
В штате школы предполагалось иметь пять
профессоров и пять учителей. Один из учителей
должен был обучать «первых зачальников
по-немецки и по-латински читати и писати»,
другой---грамматике латинского и немецкого
языков, третий -- латинской риторике и
толкованию латинских авторов. Для обучения
языкам Э. Глюк использовал свои рукописные
переводы учебных книг Я- А. Коменского
«Преддверие», «Открытая дверь языков»
и знаменитый «Мир чувственных вещей в
картинках». В школе преподавался и французский
язык, желающие могли также изучать греческий,
древнееврейский, сирийский и халдейский.
Кроме иностранных языков предполагалось
преподавание арифметики, географии, этики,
политики и физики. Однако широкие замыслы
организаторов школы не были осуществлены.
После смерти Глюка (май 1705 г.) школа стала
«разноязычной»: в ней изучались лишь
иностранные языки. С 1711 г. школой руководил
Ф. ,П. Поликарпов. В это время в ней работали
четыре учителя, которые обучали немецкому,
шведскому, французскому и итальянскому
языкам. В 1715 г. школа закрылась. За время
ее существования было обучено 238 чело-век.
В ней учились братья Исаак и Федор Веселовские
и некоторые другие видные деятели того
времени. В Петербурге первая «разноязычная
немецкая школа» («немецкие школы» -- школы,
основанные иностранцами различных национальностей)
была открыта в 1704 г. В 1711 г. здесь уже числилось
четыре «разноязычные немецкие школы».
В одной из них значилось 38 учеников и
9 учителей. Школы для изучения иностранных
языков, открываемые по инициативе частных
лиц, содержались полностью или частично
на государственные средства и находились
под контролем правительственных учреждений.
В них учились дети разных сословий, главным
образом чиновников государственного
аппарата, которым по роду деятельности
необходимо было знание иностранных языков.