Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:06, курсовая работа
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.
3) нарушение законов
4) плеоназмы (столько много);
5) многозначность, порождающая двусмыслицу
(Это предложение надо
6) лексические анахронизмы, т.
е. слова хронологически не
соответствующие изображаемой
Фразеологические ошибки – это всякого рода нарушение состава и формы фразеологизмов (Пускать туман в глаза.).
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова (тапок, сандаль, лазию).
Синтаксические ошибки – нарушение
правил построения предложений, правил
сочетания слов. Данный класс ошибок
почти полностью совпадает с
ошибками, представленными в
1) ошибки в конструировании
2) одновременное использование
сочинительного и
3) неправильная расстановка
К числу морфологических ошибок, по мнению Ю. В. Фоменко, относятся ошибки такого типа: «Брат глухой к моим просьбам».
Похожей на классификацию Ю. В. Фоменко является классификация речевых ошибок П. Г. Черемисина. По мнению данного автора, «типичные, часто встречающиеся в сочинениях речевые ошибки по связи с соответствующими нормами членятся на пять разновидностей: 1) орфографические, 2) пунктуационные, 3) грамматические, 4) словарные и 5) стилистические ошибки.» [47, 34]
Орфографические ошибки возникают в связи с несоблюдением норм орфографии (о счастьи).
Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблюдения грамматических норм (морфологических, синтаксических).
Словарные ошибки возникают в связи с тем, что учащиеся нередко используют в своих работах такие слова, значение которых ими не усвоено (Они достали мяса, сала и хлеба и сделали постную трапезу.).
«К стилистическим ошибкам, с одной стороны, относят недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой (неточность словоупотребления, ошибки в употреблении форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, нарушение норм согласования и управления, ошибки в предложении и т. д.), а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т. д.)» [48, 8]
Несколько иной подход к классификации речевых ошибок представлен в работе О. Б. Сиротининой. По ее мнению «недостаточное внимание к отличиям письменной речи от разговорной приводит к проникновению в школьные сочинения ошибочных построений, отражающих специфику разговорной речи. Подчас этих ошибок значительно больше, чем других». [34, 58]
Рассмотрим типологию речевых ошибок согласно классификации О. Б. Сиротининой.
Ошибки, обусловленные разговорным порядком слов:
* ошибочное расположение слов в словосочетании;
* ошибочное расположение частиц, союзов, союзных слов;
* ошибочное расположение слов
в предложении как части
Ошибки, обусловленные ассоциативным принципом построения текста.
Неправильное использование
Неполнота предложений в письменной речи как отражение особенности разговорной речи.
Замена книжных конструкций разговорными.
Таким образом, как показывает анализ
методической, лингвистической литературы,
в практике обучения русскому языку
и развитию речи существует большое
количество разнообразных подходов
к классификации речевых
При этом очевидно, что в классификациях М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, и М. С. Соловейчик можно встретить повторяющиеся группы ошибок.
Однако в работах М. С. Соловейчик
классификация грамматических ошибок
представлена шире и разнообразнее.
В классификации М. С. Соловейчик
учтены ошибки в различных категориях
имени существительного, глагола, местоимения.
Более полно представлены виды ошибок
в образовании слова и
Классификация М. Р. Львова охватывает достаточно большой объем типов ошибок. Автор выделяет такие группы ошибок, которые ни М. С. Соловейчик, ни Т. А. Ладыженская не упоминают, что дополняет указанные классификации.
Таким образом, в соответствии с различными видами классификаций были выделены две принципиально различные группы – грамматические ошибки, связанные с нарушением структуры языковых единиц и речевые недочеты, проявляющиеся в неуместном употреблении средств языка.
Первая группа погрешностей является более грубой, чем вторая. Детальная градация ошибок и недочетов, анализ причин их возникновения и «хода исчезновения», определенного перечня тех, искоренение которых должно произойти в начальных классах, установление системы работы над ними – решение этих вопросов – одна из практических задач методики развития речи младших школьников.
Классификация М. С. Соловейчик является, согласно проведенному анализу, более приемлемой для изучения речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые ошибки, которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать ошибки, разграничивать их по типам, не смешивая друг с другом. Таким образом, данная курсовая работа будет опираться на типы речевых ошибок, указанных в работах М. С. Соловейчик.
Таким образом, под речевыми ошибками
понимаются любые случаи отклонения от действующих языковых норм.
В данной работе проанализированы классификации речевых ошибок М. Р. Львова, Т. А. Ладыженской, С. Н. Цейтлин, М. С. Соловейчик. По нашему мнению, классификация М. С. Соловейчик является более приемлимой для изучения письменных работ учащихся начальных классов. В ней доступно и подробно описаны всевозможные речевые ошибки, которые встречаются в работах детей. Данная классификация содержит две основные группы ошибок: грамматические и речевые, что позволяет более точно классифицировать их, разграничивать по типам, не смешивая друг с другом.
Исправление речевых ошибок
Анализ методической, педагогической литературы показал, что речевые ошибки детей исправляются посредством включения в уроки русского языка специальных упражнений.
При этом упражнение
в дидактике определяется как «планомерно
организованное повторное выполнение
действия (умственного или
По мнению Т. А. Ладыженской «в процессе речевой деятельности всегда присутствует творческое начало. Методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном понимании, но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и на воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недифференцированно называют упражнениями». [24, 15] В связи с этим большое значение приобретает типология упражнений.
Анализ методической литературы показал, что в практике обучения русскому языку и развитию речи сложились различные подходы к типологии упражнений, направленных на устранение и предупреждение речевых ошибок.
При рассмотрении типологии могут быть приняты во внимание различные основания. Т. А. Ладыженская основаниями своей типологии определяет «… содержание, на усвоение которого направлены упражнения, и способ деятельности, предопределяемый тем или иным типом задания». [24, 15] Если учитывать каждое из данных оснований в единой типологии упражнений, то это приведет к ее сложной организации.
По первому основанию Т. А. Ладыженская представляет следующую систему упражнений.
1. Упражнения, рассчитанные на освоение норм литературного языка.
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто им владеет, как мастер.
А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит, до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
Из всех орудий язык самое удивительное и сложное. Так достаточно ли мы знаем его?
– Как раскрывает писатель понятие «мастерски владеть»?
– Какие слова использует автор для описания орудий труда?
2. Упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся синонимическими средствами языка. К последним примыкают:
· упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствие с задачей и обстоятельством речи.
С какими из данных слов слово очень не сочетается и почему?
Уникальный, высокий, спокойный, патриотичный, обаятельный, замечательный, умный.
· упражнения, ориентирующие на отработку
умений приспосабливать языковые средства
друг к другу в связном
Устраните повторы, сохраняя содержание высказывания.
Летом мы поедем в спортивный лагерь. Лагерь оборудовали для нас шефы. Ниши шефы – рабочие соседнего совхоза. Мы помогаем совхозу во время уборки урожая.
С. Н. Цейтлин иначе подходит к типологии упражнений. Она выделяет несколько типов упражнений «по характеру речевых операций». [46, 121]
1. Выбор одной из двух или более возможностей:
· допишите окончание прилагательных и существительных: выпачкался в чернил…, использовать в хозяйственн… цел… ;
· вставьте местоимение который в нужной форме: Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, … прыгает с дерева на дерево.
2. Трансформация, сопровождаемая выбором:
· поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа: карандаш, платье, здание, место, сапог, ключ (осуществляется выбор одного из трех возможных окончаний: нулевого, -ов (-ев) и –ей);
· замените глаголы отглагольными существительными: дружить с соседями – …, любить родителями – ….
3. Конструирование единиц более высокого уровня из единиц более низкого уровня:
· составьте как можно больше существительных, объединяя приставки, корни, суффиксы, окончания, данные ниже (даются приставки: про-, над-, от-, в-, раз-, вы-, корни: -мыв-, -рыв-, -мив-, -лив-, суффиксы: -а-, -ний-, -к-, окончания: -е, -а, нулевое).
4. Работа с текстами, содержащими
речевые ошибки. Задания могут
быть трех видов:1) найти в тексте
речевые ошибки без
Вернувшись из рейса, я показал папе свои новые рисунки.
5. Анализ языковых средств:
· Подберите фразеологизмы, имеющие следующие значения: дать себя перехитрить, распекать кого-то, хранить упорное молчание (даны фразеологизмы: в рот воды набрать, попасться на удочку, метать громы и молнии).
В работах Ф. П. Сергеева указана система упражнений по предупреждению ошибок согласно их классификации. Его типология выглядит следующим образом:
1. Предупреждение речевых
А) словарные упражнения:
· составить предложения с
· выясните значение слов при помощи толкового словаря: соратник, владеть, подчиненный;
· подберите синонимы к словам: тайна, любоваться, бранить.
Б) Ознакомление учащихся с основными видами речевых недочетов и правки текста:
· исправьте ошибки в предложениях: На одно время мальчики забылись (растерялись);
· найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
Она поборола боязнь и страх. Он негодовал от возмущения;
· исправьте предложения, избежав повторений.
Информация о работе Речевые ошибки и причины их возникновения, классификация речевых ошибок