Речевые ошибки и причины их возникновения, классификация речевых ошибок

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.

Файлы: 1 файл

Речевые ошибки.docx

— 48.53 Кб (Скачать)

Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес  по полевой дороге.

В) Упражнения на лексическую сочетаемость:

· составить предложения с данными  устойчивыми сочетаниями: играть роль, одержать победу;

· составьте словосочетания, употребив  слова в скобках в нужной форме: вести (беседа), (вкусный) яблоко.

2. Предупреждение грамматических  ошибок:

А) Найти ошибки в образовании  частей речи: Вот такая разноязыковая наша страна. У него беззаботливый характер;

Б) Предупреждение ошибок в именах существительных и прилагательных:

· согласование прилагательного с  существительным: (долгий) путь, (серый) мышь, (картофельный) пюре;

· допишите окончания прилагательных и глаголов: густ… ковыль, степь  зазеленел…;

В) Предупреждение ошибок в местоимениях:

· исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Вася подарил Марусе куклу, но она  скоро умерла. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года;

· перестройте предложения, избежав  повторений местоимений.

Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.

Г) Предупреждение ошибок в глаголах, причастиях, деепричастиях:

· составьте словосочетания с глаголами  вооружать (кого? чем?), выразить (кому? что?);

· найти ошибки.

У него были вьющие волосы. Мы увидели  в реке купающих коней; 

исправить ошибки в предложениях.

Придя первый день на участок, нам  дали задание.

Д) Предупреждение ошибок в простых  предложениях:

· укажите ошибки.

Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. После  операции он стал не выступать на сцене. Пушкин он написал много произведений.

Е) Предупреждение ошибок в построении сложных предложений:

· устраните ошибки в предложениях:

Разведчик вернулся, то все стали  активно готовиться к выполнению задания. Мы едем в школу, бывает туман.

М. С. Соловейчик несколько иначе  подходит к типологии упражнений по предупреждению речевых ошибок. Она считает, что «обучение школьников соблюдению требований культуры речи хотя и имеет место на уроках русского языка, но проводится беспорядочно, в  слишком малом объеме». [32, 279] Для  решения данной проблемы автор предлагает «сочетание работы над тем или  иным вопросом культуры речи с изучением  основного программного материала». [39, 23]

В своих работах М. С. Соловейчик приводит фрагменты уроков русского языка по разделу «Состав слова» во 2 классе. [39, 23] Рассмотрим примеры  некоторых упражнений.

1.Тема “Родственные слова”. Детям  предлагается пары слов: дом –  домик, гриб – грибок, и предлагается  ответить на следующий вопрос: “Как вы думаете, можно ли  сделать такой вывод: раз эти  слова близки по значению, то  они всегда могут заменить  друг друга в нашей речи?”  Детям предлагаются предложения:  Построили большой домик. Нашли  крохотный гриб. Делается вывод  после анализа предложений.

В учебнике «Русский язык» 2 класс [9,85] приводятся подобные упражнения:

· прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова.

2. При знакомстве с корнем  даются предложения для редактирования:

Летчики переночевали ночь в лесу. 7 ноября весь народ празднует праздник. В рассказе рассказывается о животных.

Дети выделяют корни у родственных  слов и делают вывод «употребление  рядом или близко однокоренных слов создает неблагозвучие, его всегда можно избежать, обратившись к  богатым возможностям нашего языка». [39, 23]

3.Тема «Приставка». Задание детям:  «исправить ошибку в слове  учувствовал, выделите ту часть,  которая выбрана неверно».

4.От слов, называющих действие, образуйте однокоренные слова,  называющие предметы.

5.Спишите. Выберете из двух  слов, данных в скобках, одно, правильное  для данного предложения:

Около школы вьюга (намела, замела) большой сугроб.

Около школы вьюга (намела, замела) все дорожки.

Как видно из рассмотренных примеров, уроки русского языка представляют большие возможности органичного сочетания работы над вопросами культуры речи с изучением грамматико-орфографического материала.

Аналогичную работу М. С. Соловейчик предлагает проводить и в рамках раздела  «Части речи». Примеры заданий:

1 класс. Тема. Слова в, из, к, на. [8,97]

Составьте пары слов, правильно выбирая  в или на, из или с.

работу

Идут… завод

фабрику

завода

Возвращаются… работы

фабрики

школу

Идут… магазин

институт

школы

Возвращаются… института

магазина

2 класс. Тема. Части речи. [9,127]

Составьте пары слов, распределяя  их по столбикам в зависимости  от рода имени существительного. Запишите их, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

М. р. какой? ж. р. какая?

– … … …

Ср. р. какое?

– …

Месяц, луна, солнце – ярк…; костюм, рубашка, платье, пальто – нов…; арбуз, вишня, яблоко – красн…; джем, начинка, варенье, повидло – вкусн….

3 класс. Тема. Три склонения имен  существительных. [10,55]

Составьте по три словосочетания с  каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда? Укажите склонение, падеж. Выделите окончания, подчеркните предлоги

Пустыня, Сибирь, Украина, Кавказ.

Приведенные примеры упражнений не исчерпывают всего разнообразия упражнений, которые используются в  работе по культуре речи. «Показаны  те примеры, которые предоставляют  богатые возможности для обучения грамматике и орфографии с расширением  речевого опыта детей, с совершенствованием их умений пользоваться средствами языка». [40, 34]

Для накопления опыта использования  средств языка М. С. Соловейчик предлагает «обобщенную типологию упражнений, помогающих младшим школьникам учиться  формулировать мысли в соответствии с требованиями культуры речи». [32, 281]

1. Наблюдение за употреблением  средств языка в образцовом  тексте.

«Найдите слова, помогающие нам  увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» – вот некоторые из предлагаемых заданий.

Очень эффективным приемом является лингвистический эксперимент, при  котором текст «портится» для  того, чтобы путем сопоставления  убедить учащихся в точности, выразительности  авторского варианта.

Под голубыми небесами,

Необозримыми коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит…

2. Редактирование высказывания  с точки зрения использования  в нем языковых средств. Для  подготовки такого упражнения  нужна картотека детских ошибок. Учитель обращается к той или  иной ее рубрике в зависимости  от грамматико-орфографической темы  урока.

3. Конструирование единиц из  заданных элементов более низкого  уровня: словосочетаний и предложений  из слов, слов из морфем. Подобные  упражнения имеются в учебнике  «Русский язык» 2 класс [9, 52], тема  «Состав слова». Приведем пример: «От слов летел, кричал, вез,  крыл, нес образуйте слова с приставками за-, на-, от-, пере-, по-. Запишите слова, выделите приставки.

Составьте предложения со словами: залетел, отлетел, налетел, перелетел». [9, 49]

4. Трансформация конструкций, например  изменение порядка слов, их пропуск,  соединение двух предложений  в одно.

Не было ветра, но все листья падали и падали в саду.

5. Подбор слов, составление словосочетаний, придумывание предложений с заданным  предметом речи, для выражения  определенной мысли и т. д.  Например, глядя на картинку, подобрать  такие слова, которые помогли  бы передать…

Проанализировав различные типы упражнений, отметим их разнообразие. На наш  взгляд, наиболее оптимальный вариант  работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников представлен  в работах М. С. Соловейчик. При  этом наиболее интересным и продуктивным заданием, по нашему мнению, является редактирование текста. Задания подобного рода мы использовали в экспериментальной  работе, т. к. данные упражнения доступны и интересны для учащихся второго  класса и их использование наиболее продуктивно при исправлении  типичных речевых ошибок младших  школьников.

Выводы по главе 2.

Констатирующий срез показал, что  типичными речевыми ошибками второклассников  являются.

1. Ошибки в построении предложений.

2. Повторы одних и тех же  слов.

В методической литературе указаны  различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших  школьников. При этом наиболее эффективным  считается упражнение на редактирование текста, т. к. данные упражнения доступны для учащихся второго класса и  их использование наиболее продуктивно  для исправления типичных речевых  ошибок школьников в письменных творческих работах.

Заключение

Анализ методической, лингвистической  педагогической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, дифференциации, выявления и исправления  речевых ошибок актуальна в начальной  школе. Именно в это период дети начинают овладевать нормами устного и  письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Констатирующий срез позволил выявить  типичные речевые ошибки второклассников  в письменных творческих работах. Таковыми являются:

1) ошибки в построении предложений;

2) повторы одних и тех же  слов.

На основе данных ошибок был составлен  комплекс упражнений, предложенный детям  в процессе экспериментального обучения.

Итоговый срез показал:

1) ошибки в построении предложений  допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном  – 18%;

2) повторы одних и тех же  слов в контрольном классе  допустили 64% учащихся, в экспериментальном  – 37%;

3) количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Таким образом, гипотеза о том, что  комплекс специальных упражнений способствует исправлению речевых ошибок и  недочетов в письменной речи младших  школьников, подтвердилась.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной  работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие  условия.

1.Систематичность – упражнения  на редактирование текста проводить  на каждом уроке русского языка.

2. Предлагать детям не более  одного упражнения на уроке,  включающего 1 – 2 предложения  или 2 – 3 словосочетания для  разбора.

3.Очередность – чередование  различных типов упражнений на  редактирование текста.


Информация о работе Речевые ошибки и причины их возникновения, классификация речевых ошибок