Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:51, курсовая работа
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется динамическим развитием российского общества. Оно требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Объектом исследования является личностно-ориентированный подход на уроках АЯ в средней школе.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в средней школе.
Цель исследования – подобрать методические приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках АЯ в среднем звене.
Введение
1. Личностно-ориентированный подход, как совокупность технологий в психологии, методике, педагогике
1.1. Характеристика личностно-ориентированного подхода в психологии, методике, педагогике
1.2. Личностно-ориентированный урок, технологии реализации личностно-ориентированного подхода в средней школе
2. Экспериментально изучение реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка
2.1. Изучение форм и методов реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике учителя
2.2. Разработка серии уроков английского языка с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода
Заключение
Список используемой литературы
Обучение английскому языку по учебному комплексу "Enjoy English" является эффективным в общеобразовательной школе и обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении. Организация практического овладения английским языком предусмотренного языковым курсом в пределах общеобразовательной школы обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к стране изучаемого языка, стремление к взаимопониманию с народами, говорящими на этом языке, к диалогу культур, стимулирует их социальную активность в формах, возможных в конкретных условиях обучения.
Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебному комплексу способствует развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей. Но это может стать возможным только лишь при формировании интереса к самой осуществляемой деятельности, при создании на уроках и во внеурочной деятельности атмосферы доброжелательности, занимательности при развитии творческих способностей школьников, их фантазии, воображения, эстетических склонностей.
Наиболее важными аспектами учебника, способствующими личностно-ориентированному подходу в обучении английскому языку, следующие:
Содержание учебника целиком ориентировано на учащихся, удовлетворяет их возможностям и потребностям.
Практически на каждом уроке идет опора на опыт и интеллектуальные возможности учащихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.
Преподавание по учебнику создает оптимальные условия для самой работы учащихся на уроках.
Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики и позволяет мне применять наиболее эффективные методы и приемы работы.
Разнообразие видов текстов поддерживает постоянный интерес учащихся к предмету.
Материал учебного комплекса позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия детей, стимулирующие свободное употребление языка.
Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения – активизирует деятельность учащихся на уроках.
Материал учебника, побуждающий к сравнению и сопоставлению различий между английской и американской формами языка с русским языком, повышает интерес учащихся к обучению.
Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков способствует повышению мотивации учащихся.
Открытая гибкая методическая концепция учебника способствует равноправным отношениям между учителем и учащимися на уроке.
На основе четвертой методики был установлен уровень сформированности лексико-грамматических навыков учеников 8 «А» класса. На данном этапе было проведено контрольное задание в виде теста (Приложение 5). Тест включает в себя 4 задания. Задания №1, №2 предполагают проверку базового уровня учебного материала. Задание №3 предлагается для среднего уровня сложности, а задание №4 – для проверки знаний на повышенный уровень сложности.
При наличии ошибок у учащихся предлагается следующая шкала оценивания: «5» - 17 - 20 баллов; «4» - 13 – 16 баллов;
«3» - 9 – 12 баллов; Менее 9 баллов – «2».
Результаты проведения контрольного упражнения на констатирующем этапе эксперимента представлены в приложении (Приложение 6). Результаты исследования следующие: 42% учащихся имеют высокий уровень, также 42% имеют средний уровень и 16% учащихся имеют низкий уровень приспособленности.
Отсюда можно сделать вывод, что уровень сформированности лексико-грамматических навыков учеников в классе между высоким и средним.
В общем выводе по изучению форм и методов реализации личностно-ориентированного подхода в школьной практике учителя нужно сказать, что Людмила Александровна, имея более или менее четкое представление о личностно-ориентированном подходе, не пользуется им на практике в полной мере своих знаний. Более того, она заблуждается в том, что задания такого плана присутствуют в ее преподавании. При этом уровень сформированности лексико-грамматических навыков учеников 8 «А» класса хороший, большая часть учеников имеют высокий и средний уровень.
2.2. Разработка серии уроков английского языка с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода
На основании выводов констатирующего этапа эксперимента была сформулирована последняя цель деятельности: разработать серию уроков английского языка с использованием методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода. Весь формирующий этап представляет собой проект. Все задания данной серии были подобраны с учетом принципов и форм реализации личностно-ориентированного подхода. Все уроки серии объединены единой целью и изучением одной грамматической структуры косвенной речи (Reported Speech).
1 и 4 уроки – прием Инсценирование или имитационно-игровая ситуация (Приложение 7, 10). Инсценирование – это вид игровой деятельности. А игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнёрским состоянием личности, так как всякая игра есть свободная деятельность. Использование театра на уроках развивает навыки и умения неподготовленной устной речи.
На первом уроке ученикам нужно у доски рассказать диалог наизусть и изобразить ситуацию.
Чтобы выполнить задание на четвертом урок, дети получили тексты с прямой речью на предыдущем уроке, их задание состоит в том, чтобы переделать прямую речь в косвенную, выучить наизусть и рассказать у доски, пользуясь дополнительными средствами.
2 урок – прием Дифференциации (Приложение 8). Дифференциация, как правило, это разделение людей по показателям, в нашем случае это показатели знаний. На втором уроке учащимся предлагается задание с разными уровнями сложности, т.е. ученик сам решает, на какой уровень он себя оценивает. Критерий оценки таков: 10 строчек – оценка «5», 7 строчек – оценка «4», 5 строчек – оценка «3», 3 строчки – оценка «2».
3 урок - прием Сотрудничества (Приложение 9). Каждый участник группы получает свой текст для чтения: "SPRING", "SUMMER", "AUTUMN" или "WINTER", - т.е. существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки учащихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста учащиеся из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, встречаются и обмениваются информацией. Это так называемая "встреча 'экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы как из учебника, так и предоставленные учителем. "Сильным" ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключение учащиеся должны оценить работу всех членов.
5 урок – прием Викторина (Приложение 11). На пятом заключительном уроке в целях проверки усвоения пройденной темы (Reported Speech) проводится викторина. Викторина дает возможность участия в исследовательском поиске. Во время проведения викторины обучаемые получают возможность не только проверить, но и прочно усвоить изученное.
Также в данном случае осуществляется реализация дифференцированного подхода, так как присутствуют критерии оценки. Критерии следующие, из 16 вопросов: 8 ответов –оценка «5», 6 ответов – оценка «4», до 3 ответов – оценка «3».
Заключение
В данной работе были рассмотрены такие понятия как: личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, индивидуальность, личность, развитие, самовыражение, свобода, субъект, субъектность, творчество, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка.
Основной целью работы было: подобрать методические приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка в среднем звене. Достижению поставленной цели служили следующие задачи: изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по реализации личностно-ориентированного подхода; изучить методы и приемы реализации личностно-ориентированного подхода, используемые в школьной практике учителя; подобрать методы и приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода; разработать блок заданий с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка.
Для того, чтобы изучить методы и приемы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках английского языка, используемые в школьной практике учителя было проведено четыре методики:
1)беседа с учителем английского языка,
2)наблюдение урока,
3)анализ УМК,
4)контрольное задание.
Исходя из проделанной работы, были подобраны методы и приемы, способствующие реализации личностно-ориентированного подхода и разработана серия уроков английского языка с применением методических приемов реализации личностно-ориентированного подхода.
Список используемой литературы
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
2. Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 2004. № 17-18
3. Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония», М., МЦР, 2002.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1989. 192 с.
6. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
8. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
9. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
10. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
11. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
12. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-воФакел, 2006. 512 с.
13. Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып.3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов
14. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
15. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.
16. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 2004. С. 42—43.
17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
Информация о работе Реализация личностно - ориентированного подхода на уроках АЯ